Зачем объединялись школы. Слияние школ в комплексы: куда поступать

На данный момент по стране проходит процесс слияния и поглощения школ. В одно целое объединяют, где два, где три-четыре учреждения. Процесс идет под официальным лозунгом улучшения качества образования, ликвидации отстающих и непопулярных учебных заведений.
Родители, не владея полной информацией, принимают подобное решение в штыки. Им хотелось бы понять целесообразность процесса такого слияния.

Многие из родителей опасаются разницы в финансировании и в уровне образования (сильные школы соединяют со слабыми). Многим родителям неудобно водить детей в школу за километр-полтора, беспокоит и вынужденная смена педагогов. Наблюдается, что процесс слияний и поглощений, проводится авторитарно, волевым способом. Директоров учебных заведений прессуют, на родителей давят.

В данной ситуации вопросов возникает много. Но на некоторые есть уже и ответы.

1. Причины начала объединения учебных заведений.

В прошлом году был составлен первый рейтинг академических результатов учащихся общеобразовательных школ. Критериев оценки было два: суммарный балл за три произвольных ЕГЭ и успешность участия школьников в различных предметных олимпиадах. Первые 85 учебных заведений получили гранты правительства Москвы. Их перечень был опубликован. А вот «антирейтинг» — школы, занявшие последние строчки в этом конкурсе,не называли. Прием в первые классы в этом году показал, что именно в них-то родители и не захотели записывать детей.

К 1 сентября в 82 столичную школу не набрали нужного количества учеников даже на один первый класс. А более 30 учебных заведений, имеющих широкую добрую славу или просто расположенных в густонаселенных районах, наоборот, вынуждены были отказать сотням желающих.

Сегодня школы и детские сады финансируются в зависимости от количества учеников по нормативу. Для выживания нужно, чтобы детей в школе было не меньше 1000 человек.
Вследствие чего, как заявила заместитель мэра по вопросам социального развития Ольга Голодец, 40 «неуспевающих» школ будут присоединены к другим, к более сильным учебными заведениями.

— Мы подобрали для успешных школ с большим наплывом учащихся пустующие помещения в других учреждениях, чтобы они могли расширить свой учебный процесс и предоставить образовательные услуги всем, кто в них нуждается, — пояснила зам мэра.

Судьба каждой непопулярной школы будет решаться отдельно. Ведь причины малокомплектности разные. Где-то ситуация с недобором была создана чиновниками искусственно, а где-то ситуация обусловлена демографическими факторами. Плотность населения в разных районах меняется, где-то есть необходимость в строительстве новых школ и расширении имеющихся. Есть кварталы старой застройки, где живут люди старшего возраста, где мало детей и школа не может набрать необходимого числа учеников и становится малокомплектной. В сельской местности, где школа зачастую является единственным очагом цивилизации, её надо сохранять любой ценой, даже если учеников в ней остаётся столько же, сколько и учителей. В мегаполисе же целесообразность сохранения таких учреждений отнюдь неочевидна.

По каждой школе вопрос будет решаться отдельно, с учётом множества обстоятельств, в т.ч. территориального расположения учреждения, прогнозов демографической ситуации и многого другого, с целью минимизации как неудобств для учащихся и родителей, так и необходимости сокращать педагогов, — пояснил руководитель пресс-службы Московского городского комитета профсоюза общероссийского образования Сергей Козловский.

По словам чиновников, этот процесс будет сугубо добровольным. Пока речь не идёт о принудительном закрытии школ, речь идёт лишь о структурных преобразованиях, объединениях юридических лиц. Сами здания остаются на своих местах, занятия в классах продолжаются. При реорганизации школ будет сокращение числа административных ставок: директоров, завучей, а также уборщиц, библиотекарей, психологов и т.п. Возможно, будет и сокращение и педагогов.

2. Кто инициатор такого слияния департамент или сами школы?

95% этого решения приходится на сами школы, и только 5% остается за управлением образования.

С предложением в департамент об объединении обращается школа, у которых много учеников, но не хватает места для работы. Эту инициативу должен поддержать и педагогический коллектив и управленческий совет школы, с которым данная школа желает объединиться. Реорганизация-это решение учредителя.

Основные заказчики образовательных услуг – это родители школьников. А управленческий совет – это их представители, выбранные самими родителями. Управленческому совету делегировали право представлять их интересы. В школе заранее проводят собрание управленческого совета, и представители с классов высказывают общее мнение родителей по поводу слияния с другим учебным заведением (ДА или НЕТ).

Помешать объединению может отсутствие согласия коллективов учреждений образования, отсутствие согласия управляющих родительских советов и недовольство мам и пап.

Задача департамента – создать в Москве такие условия, чтобы максимальное количество детей учились в хороших школах с высоким качеством преподавания материала.

Но если школа не удовлетворяет запросам москвичей, что с ней делать? Менять директора, приглашать лучших учителей, закрывать?

Вариантов может быть много. И один из них – это присоединение слабых учебных заведений к сильным. Возможно, именно в этом случае мнение учредителей мало рейтинговой школы не играет роли.

Цель объединения и его преимущества и недостатки

Родители хотят, чтоб их дети получили качественные знания.

Цель укрупнения и состоит в этом, чтоб дать его детям.
Крупные образовательные учреждения предоставляют педагогам больше возможностей для самореализации, а ученикам - более качественное образование.
Чем больше школа, тем больше в ней учеников и тем больше денег в её бюджете. Но как это может влиять на качество образования? Зависимость прямая. Только в большой школе с несколькими параллелями можно создать полноценную старшую профильную школу. При открытии пяти-шести старших классов,специализаций может быть сколько угодно — биологическая, химическая, юридическая, математическая, языковая и другая. И только в учебном заведении с сильным педагогическим коллективом, отличной материально-технической базой и здоровой конкуренцией между педагогами. Если педагогов два-три, то они обмениваются опытом, пробуют новые методики, профессионально растут – и это не может не сказаться положительным образом на качестве их работы и, следовательно, на качестве образования.

Но есть и другая сторона.
Родители всех объединяемых категорий школ переживают, что условиях учебы для их детей станут хуже и не напрасно. Образовательные учреждения сливаются по территориальному признаку. Это приводит к тому, что вместе оказываются специализированные и обычные школы.

Поглощение неэффективных учебных заведений эффективными понижает в правах сильных учеников и ограничивает в первую очередь их доступ к полноценному образованию. Ведь приходится все педагогические ресурсы бросать на то, чтобы подтягивать слабых. Качество обучения в более сильной школе падает, а процесс выравнивания общего уровня объединенной школы затянется на несколько лет, так как любые перемены несут дезорганизацию в устоявшийся процесс обучения и как следствие снижение качества.

Соединение двух и более сложившихся коллективов никогда не проходит безболезненно. Предстоит процесс адаптации. Процесс слияния может внести в среду школы и педагогическую и особенно ученическую неизбежные конфликты и стрессы. А о чисто бытовых проблемах вроде лишнего часа из жизни на дорогу до школы и обратно, о потери средств, затраченных родителями вообще говорить не приходится.

Также у школ после слияния могут снять московский статус, оставляя лишь федеральный, что повлияет на финансирование школ, систему питания и сложившийся уклад. Объединенная школа, может, потерять статус «с углубленным изучением предметов», а значит, и бесплатных уроков станет меньше – к примеру, до слияния в спецшколе на средней ступени таких бесплатных спец. уроков было до 7 часов в неделю, 2 часа в неделю это уровень общеобразовательной школы.

Малокомплектные школы и специализированные школы

Проблема же малокомплектных школ по-прежнему состоит в том, что как ни парадоксально, они обходятся государству дороже крупных центров образования.
В маленьких школах часто профильность сводится к тому, что в одном классе обучаются дети, умеющие решать задачи, — это физико-математический класс, а в другой попадают все остальные дети — и этот класс называют гуманитарным. Об качестве такого образования можно задуматься…

Но как же быть с теми «маленькими» спецшколами, в которых реализуются уникальные программы: по музыке, искусству, углублённому изучению языкам? А как быть с коррекционными школами, где обучают особенных детей?
Такие школы закрывать или сбрасывать со счетов было бы неправильно.

В каждом конкретном случае должен быть индивидуальный подход к объединению и раскрыта цель слияния учебных заведений. Эти цели должны быть доведены до каждого родителя на родительских собраниях в школах, чтоб родители могли оценить и понять всю целесообразность этого объединения. Идея такого объединения ведь не нова. Интегрированные учебные центры есть во всем мире, и они имеют ряд преимуществ.
И у нас, где это, целесообразно, нужно создать крупные образовательные центры. Но сохраняя уникальность специализированных школ.

Объединение школ и детских садов в Москве стало обычным явлением. Такой процесс был поддержан Департаментом образования еще в 2012 году. С того момента начали появляться новые виды учебных заведений - образовательные центры.

Инициатива была нерадостно принята общественностью, но все же было подано много заявок с разных учреждений. Только в первый год введения «эксперимента» было принято 1 411 заявлений на создания 445 образовательных комплексов. Но не все заявки были удовлетворены. Было создано только 300 таких центров, в состав которых вошли 849 учебных заведений.

Сразу следует отметить, что жестких принципов объединения детских садов, школ в Москве не отмечался. Чаще всего создавались образовательные центры на основе учреждений, которые имели территориальную скученность, не разделялись крупными дорогами. Кроме этого, была отмечена некоторая тенденция, объединялись слабые заведения с сильными. Нужно заметить, это было довольно рациональное действие.

Несмотря на то, что цель такого процесса - повышение уровня безопасности, есть противники такого слияния. С помощью статьи подробно разберемся со всеми подводными камнями такого процесса, укажем на плюсы.

Преимущества объединения

Новый эксперимент в нашей стране с созданием образовательных комплексов на базе учебных учреждений не новый. Более того, в Европе и Америке подобные заведения давно, успешно функционируют. В чем же плюсы слияния? Перечислим ключевые преимущества:

  • экономия средств - в Москве давно действует подушевное финансирование, чем больше воспитанников, тем больше выделяется денег на развитие учреждения.

    Объединив учебные заведения, у центра будет большой бюджет. Дополнительные средства пойдут на улучшение оснащения, на бонусные выплаты педагогам, закупку методической литературы, дидактического материала. Если ранее небольшие ДОУ не могли позволить в штате иметь логопеда, инструктора по физическому воспитанию или плаванию, то после объединения детских садов и школ педагогический состав был расширен;

  • за счет такого слияния, отмечается улучшенная преемственность дошкольного, начального образования. Малыш легко, быстро адаптируется к учебному процессу. Это начинается еще до того, как он пойдет в первый класс;
  • большим плюсом для родителей является то, что им не придется искать место после выпуска ребенка из ДОУ. Выбрав такой образовательный комплекс, малыш уже прикреплен к нему. После дошкольного возраста пойдет учиться в стенах того же заведения;
  • положительные стороны существуют для педагогов. У них складывается диалог в профессиональной сфере. Это дает возможность обмениваться опытом, искать общие пути взаимоотношения со своими воспитанниками, будущими учениками.

Минусы объединения

Несмотря на множество преимуществ, плюсов слияния учебных заведений, отмечаются и недостатки. Они существенные. Перечислим ключевые минусы:

  • после того, как прошло объединение детского сада и школы , было отмечено большое сокращение кадров. Большинство учителей, воспитателей потеряли работу. А найти новую с каждым годом становится сложнее и сложнее;
  • на оставшихся учителей возложена большая нагрузка. Чем больше учебный комплекс, тем больше сложностей возникает у педагогического состава;
  • существует вероятность, что в таком заведении будет диктат со стороны школы. В некоторых центрах уже есть изменения, когда учителя вмешиваются в детсадовскую программу, настаивая на том, что игровой процесс должен стать второстепенным, а на первое место поставить подготовку к учебе.

На сегодняшний день остается неизвестным, чем завершится такой эксперимент. Несмотря на минусы слияния, с каждым годом количество заявок на объединение растет.

Вопрос юристу:

Произошла реорганизация школы, к ней присоединили детский сад. Работодатель обнаружил несоотвествие должностных инструкций выполняемой работе и оплате. например, машинист по стирке белья получает зплату по 2 разряду, а выполняет функции соответствующие первому. решили поменять её, а работник отказывается её подписывать.

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
А работодатель показал функционал машиниста по стирке белья 1 и 2 разряда? Первый разряд для машиниста по стирке белья не предусмотрен по ЕТКС.
———————————————————————

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Вы хотели задать вопрос?

Или предоставить нам возможность погадать за вас?
———————————————————————

Какие права имеют учителя присоединяемой школы при реорганизации школы путем присоединения?…

Вопрос юристу:

Какие права имеют учителя присоединяемой школы при реорганизации школы путем присоединения?

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
На сохранение рабочих мест, в частности.
———————————————————————

Подскажите, как написать заявление о несогласии родителей о реорганизации школы…

Вопрос юристу:

Подскажите, как написать заявление о несогласии родителей о реорганизации школы

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Здравствуйте. Пишите коллективное письмо в произвольной форме.
———————————————————————

реорганизация школы…

Вопрос юристу:

Подскажите пожалуйста! нашу среднюю школу хотят реорганизовать в 9 летку. Дело в том, что наш поселок разделен федеральной ЖЕЛЕЗНОЙ дорогой.На одной стороне ж/д наша единственная школа, на другой три школы, рядом расположенные.В классах по 18-19 детей.Учителя получают сельские надбавки к з/п. Отдел образования мотивирует, что экономически не выгодно. Дети перейдут в другие школы, там откроют параллельные классы.Тогда какова экономическая выгода и есть ли смысл реорганизации, если затраты на ученика все равно будут независимо в какой школе будет ребенок учиться..

На какие нужды уйдут сэкономленные от реорганизации средства, если они уже заложены в бюджет этой школы до конца года.Как нам отвоевать школу? Помогите пожалуйста. За что можно зацепиться?И еще вопрос,Если сделать школу, как филиал средней школы и убрать административный состав, то есть ли возможность оставить по закону 10-11 класс?

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Здравствуйте. Обратитесь в надзорный орган отдела образования местного муниципалитета, а также в прокуратуру. Обратитесь с иском в суд, при отрицательном решении — в вышестоящий, затем при необходимости в Верховный, Конституционный, Страсбургский. Мотивируйте нарушением прав детей, опасностью перехода железной дороги.
———————————————————————

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Гульнара, обращаться необходимо в районный отдел образования.
———————————————————————

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
В отделе образования данные изменения уже видимо согласованы, поэтому лучше в прокуратуру.
———————————————————————

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Лучше дождаться ответа, конечно же, но при необходимости можно и сразу.
———————————————————————

Я -директор школы, в настоящее время на больничном. начали процесс реорганизации школы в центр образования- должны ли меня…

Вопрос юристу:

Я -директор школы, в настоящее время на больничном. начали процесс реорганизации школы в центр образования- должны ли меня поставить в известность об изменениях условий труда

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Если у Вас меняется трудовая функция или иные условия трудового договора, то должны предупредить за 2 мес (ст. 74 ТК РФ)
———————————————————————

Правомерна ли реорганизация школы путем объединения с другими школами и детскими садами (создание так называемого комплекса…

Вопрос юристу:

Правомерна ли реорганизация школы путем объединения с другими школами и детскими садами (создание так называемого комплекса и, соответственно, нового юридического лица), если в отношении этой школы в производстве находятся не менее четырёх судебных исков (гражданские дела) от учителей и родителей?

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Правомерна. Суд по ходатайству истцов произведёт замену ответчика его правопреемником.

Статья 44 ГПК РФ. Процессуальное правопреемство

1. В случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица , уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.

2. Все действия, совершенные до вступления правопреемника в процесс, обязательны для него в той мере, в какой они были бы обязательны для лица, которое правопреемник заменил.

3. На определение суда о замене или об отказе в замене правопреемника может быть подана частная жалоба.
———————————————————————

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Уважаемый Александр! Сейчас объединение проходят все ДОУ и СОШ г. Москвы. Эксперимент не из лучших, особенно, если согласно Уставу школы родителей и учеников забыли об этом объединении спросить. Независимо от количества исков дела будут рассматриваться в порядке правопреемства, особенно, если Ваши иски касаются самого обучения, претензий к учителям и т.д. В связи с тем, что при объединении у холдинга будет один директор рекомендуем напрямую обратиться к нему с Вашими претензиями. Высока вероятность, что директор будет лоялен. Есть опыт, при котором директор холдинга пошел навстречу родителям, другое дело, что родитель — адвокат). Постарайтесь найти контакт с директором, если, конечно, он и директор Вашей школы — не одно лицо.
———————————————————————

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Здравствуйте, Александр!

Да, правомерно. Могу помочь по искам. Обращайтесь.
———————————————————————

Здравствуйте, нужно ли писать заявление на увольнение при реорганизации школы?…

Вопрос юристу:

Здравствуйте,нужно ли писать заявление на увольнение при реорганизации школы?

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Нет, могут переводом оформить.
———————————————————————

Подскажите, пожалуйста, при реорганизации школы путем присоединения двух школ к третьей, которая становится головной,…

Вопрос юристу:

Подскажите, пожалуйста, при реорганизации школы путем присоединения двух школ к третьей, которая становится головной, какие выплаты должны быть выплачены руководителям реорганизуемых школ, если трудовые отношения у них были оформлены с управлением образования (т.е. с другой организацией). Заранее благодарю.

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Добрый день

В вашем вопросе не совсем полон. О каких выплатах идет речь Выплаты при увольнении в результате реорганизации или руководители продолжают работать, но на других должностях, или должности, за остались. Размер выплат так же может указываться в трудовых договорах. Уточните пожалуйста Ваш вопрос
———————————————————————

У нас реорганизация школы в форме присоединения. Назначение руководителя комплекса происходит по умолчанию действующего…

Вопрос юристу:

У нас реорганизация школы в форме присоединения. Назначение руководителя комплекса происходит по умолчанию действующего директора к кому присоединились или обязательно должны быть выборы. нас интересует документ регламентирующий этот вопрос.

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Кто принимал решение о реорганизации — тот и устанавливает, а вовсе не законом регулируется.
———————————————————————

При реорганизации школы путем присоединения к другой школе, руководителем объединенного учреждения планировалось поставить…

Вопрос юристу:

При реорганизации школы путем присоединения к другой школе, руководителем объединенного учреждения планировалось поставить директора присоединяемой школы (предварительная устная договоренность). Каким образом можно избежать ситуации, когда после закрытия всех счетов руководитель присоединяемой школы может остаться без работы?

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Школы частные и что за школы? Уточните.
———————————————————————

Я работаю в школе зам. директора по УВР. Происходит реорганизации школы путем слияния нескольких школ. Меняется штатное…

Вопрос юристу:

Я работаю в школе зам.директора по УВР. Происходит реорганизации школы путем слияния нескольких школ. Меняется штатное расписание. Сокращается должность заместителя директора по УВР. Предлагают должность методиста с выполнением функционала по допсоглашению. ввести в штатное расписание должность заведующего учебной части отказываются, объясняя тем, что такой должности нет в квалификационном справочнике. Мне до пенсии по выслуге лет осталось 1,5 года. Методист по ФЗ о пенсии не является должностью, которая имеет право на выслугу лет. Но в том же законе есть должность зав.учебной части. Согласно приказу ДОгМ № 166 Приказ об утверждении методических рекомендаций по составлению штатного расписания от 01.03.2011 сказано, что прописывать должности данной группе лиц (претендующим на пенсию по выслуге лет) согласно ФЗ о пенсии (от 2002 г). Могу ли я настаивать на изменении должности зам.директора по УВР на зав.учебной части?

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Могу ли я настаивать на изменении должности зам.директора по УВР на зав.учебной части?

—можете настаивать. обратитесь в профсоюз. он у пед.работников. мощный. или обжалуйте действия директора в прокуратуру

МЕРЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ

При обнаружении нарушений закона (ст. 24 Закона) или прав и свобод человека и гражданина (ст. 28 Закона) прокурор или его заместитель вносит представление о устранении выявленных нарушений в орган или должностному лицу, которые правомочны устранить допущенные нарушения.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений, их причин и условий, им способствующих: об этих мерах сообщается прокурору в письменной форме.

В случае, если в деяниях должностных лиц, допустивших нарушения законов, содержится состав преступления или административного правонарушения, в зависимости от характера нарушения закона прокурор выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или постановление о возбуждении дела об административном правонарушении (ст. 25 Закона, ст. 37 УПК РФ, ст. ст. 25.11, 28.4 КоАП РФ).
———————————————————————

При реорганизации школы из основной в начальную документы заводить все новые (как для начальной школы) или продолжаем те…

Вопрос юристу:

Здравствуйте! При реорганизации школы из основной в начальную документы заводить все новые (как для начальной школы) или продолжаем те что были в основной школе

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Здравствуйте Альфия Петровна! в дополнение к ответам юристов. При реорганизации школы из основной в начальную Вы должны обратить внимание на постановление вышестоящего руководства, в нем должны быть отражены данные об изменении устава и переоформлении лицензии на образовательную деятельность, это обязательно при изменении названия, структуры, подчиненности, адреса и редакции в тексте устава.
———————————————————————

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Вносите изменения в регистрационные документы.
———————————————————————

Вопрос юристу:

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Если вы были переведены значит отпуск не должен уменьшиться. а сохраниться — жалуйтесь в прокуратуру на нарушение прав
———————————————————————

Расчет отпуска и отпускных при реорганизации школы….

Вопрос юристу:

Расчет отпуска и отпускных при реорганизации школы.

Я работаю в школе с 20 августа. Нашу школу реорганизуют(только на бумаге, школа, дети, учителя остаются, просто приходит другая школа и мы теперь — третье лицо, т. е. слияние). Как мне должны перерасчитать отпуск и отпускные, если сама реорганизация началась 24.04. 13. Когда она закончится, никто не знает. Вроде бы к концу июня. Но предупредили нас вот только. Получается, я не проработала и года. Отпуск будет меньше на несколько дней.А следующая организация должна будет увеличить отпуск ровно на столько дней больше?

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Если это реорганизация, то ваши трудовые отношения остаются как и прежде.

Отпуск не может быть меньше, он должен предоставляться по ранее утвержденному графику и в полном размере.

Статья 75. Трудовые отношения при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации


———————————————————————

В течение какого срока должны быть уведомлены родители и педагоги о реорганизации школы?…

Вопрос юристу:

В течение какого срока должны быть уведомлены родители и педагоги о реорганизации школы?

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Здравствуйте. Не менее чем за месяц.
———————————————————————

При реорганизации школы с сотрудниками был произведен полный расчет (выплачена компенсация за неиспользованный отпуск)…

Вопрос юристу:

При реорганизации школы с сотрудниками был произведен полный расчет (выплачена компенсация за неиспользованный отпуск).При этом оформлены у нового работодателя переводом. В известность работники поставлены не были.. Получается, что в новой организации отпуск будет неполный. Можно ли что-то сделать?

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Здравствуйте, Ольга!

Отпуск согласно ТК РФ 28 дней. Удачи.
———————————————————————

Работала зам. директора по УВР, в связи с реорганизацией школ, перевели на должность старшего педагога-организатора, в этом…

Вопрос юристу:

Работала зам.директора по УВР, в связи с реорганизацией школ, перевели на должность старшего педагога-организатора, в этом году следующий этап реорганизации. Перевели на должность педагога-организатора без письменного и устного уведомления, понизилась зарплата. Какие мои дальнейшие действия, т.к. данная ситуация меня не устраивает.

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Какие мои дальнейшие действия, т.к. данная ситуация меня не устраивает.

Действия не законны.

Пишите жалобу в трудовую инспекцию.

УДАЧИ ВАМ
———————————————————————

Реорганизация школы путем слияния…

Вопрос юристу:

Здравствуйте! В Москве происходит реорганизация школ путем слияния. Директора, завучи, бухгалтера и заместители директора остаются без должности. Подскажите, пожалуйста, подпадают ли они под сокращение и должны ли им выплатить денежную компенсацию? Т.к. до нашего сведения довели информацию, что будет предложена должность, а если мы не соглашаемся, то выплатять только двухнедельную компенсацию.

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Уважаемая Ирина!

При смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером.

Смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации.

В случае отказа работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 6 статьи 77 настоящего Кодекса.

При смене собственника имущества организации сокращение численности или штата работников допускается только после государственной регистрации перехода права собственности.

Изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.

При отказе работника от продолжения работы в случаях, предусмотренных частью пятой настоящей статьи, трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 6 статьи 77 настоящего Кодекса.

Статьей 74 ТК установлен порядок изменения определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда

В случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом .

Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса.

При увольнении на основании пункта 7 части первой статьи 77 ТК работнику согласно статьи 178 ТК выплачивается пособие в размере двухнедельного среднего заработка.

Удачи Вам.
———————————————————————

Может ли проводиться реорганизация школ в середине учебного года?…

Вопрос юристу:

может ли проводиться реорганизация школ в середине учебного года?

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Если приказ о реорганизации вышел — то будут проводить.

Все зависит от собственника.
———————————————————————

Собираются у нас на селе провести реорганизацию школы. Закрывают среднюю школу, а оставляют только начальные классы. Как…

Вопрос юристу:

Добрый день! Собираются у нас на селе провести реорганизацию школы. Закрывают среднюю школу,а оставляют только начальные классы.Как можнопо закону сохранить нашу школу.Кому и как обратиться.Спасибо.

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Обратитесь с жалобой в прокуратуру.

Согласно ст. 45 ГПК РФ, ст. 35, ст 10 ФЗ «О Прокуратуре РФ» прокурор обращается в суд за защитой прав и интересов, при нарушении социальных прав и свобод,трудовых прав, жилищных прав, для защиты семьи,материнства, отцовства и детства.
———————————————————————

законная ли реорганизация школы без схода жителей села?…

Вопрос юристу:

У нас сельская школа, в ней обучается 66 человек из которых большая половина из приёмных семей плюс 17 дошкольников. Нашу школу хотят реорганизовать в филиал рядом с соседней школой. при этом мнение жителей не учитывается. Родители приёмных детей это не устраивает, так как дети должны быть под их присмотром. Вожможно ли отстоять интересы родителей и как это сделать?

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
По новому Федеральному закону "Об образовании в РФ", вступающему в действие с 01.09.2013 года

Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.
———————————————————————

Возможна ли реорганизация школы во время учебного года. Районная администрация собирается 13 старшеклассников возить на…

Вопрос юристу:

Возможна ли реорганизация школы во время учебного года. Районная администрация собирается 13 старшеклассников возить на автобусе в соседнее село. Нам говорят что после первой четверти школа станет девятилеткой.

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Надо разбираться,насколько это законно и обоснованно. Начните с заявления к главе администрации. Пишите коллективное заявление с требованием разъяснить происходящее и дать ссылки на норма закона, которыми они руководствуются. В двух экземплярах, один с подписью главы и датой принятия оставляете у себя. Удачи!
———————————————————————

реорганизация школ…

Вопрос юристу:

Доброй ночи! Нашу школу 274 реорганизуют с другой школой и технологическим колледжей, родителям сказано, что решение принято и возражений быть не может. Согласие родителей нигде не зафиксировали и не спрашивали. Что нам делать?

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Школа это муниципальное государственное учреждение и реорганизуется по решению Администрации города, поэтому Вашего согласия не требуется. Конечно если Вы видите какое-либо нарушение Ваших прав или прав Вашего ребенка возможно обратиться с жалобой в соответсвующие органы.
———————————————————————

    ГК РФ опираться о не знании об установленных сроках?… Вопрос юристу: Как правильно сформулировать просьбу о продлении срока продления наследства, если отсутствует уважительная причина, на ка…

    Пожалуйста, объясните, а лучше приведите примеры как на практике применяется реорганизация: Слияния, Присоединения,… Вопрос юристу: Здравствуйте. Пожалуйста, объясните, а лучше приведите при…

    Необходима ли ребенку регистрация для обучения в школе Санкт-Петербрурга, если он гражданин РФ… Вопрос юристу: Необходима ли ребенку регистрация для обучения в школе Санкт-Петербрурга, если…

    В связи с реорганизацией ВУЗа, можно ли превестись из филиала в головной ВУЗ в средине семестра… Вопрос юристу: В связи с реорганизацией ВУЗа, можно ли превестись из филиала в головной ВУЗ в…

    увольнение при реорганизации отдела… Вопрос юристу: Я находилась в очередном трудовом отпуске, мне позвонили с работы и объявили, что наш отдел где я работаю подлежит реорганизации. На вновь…

Проект по слиянию школ пугает многих педагогов и родителей. О том, что происходит со школой после ее превращения в крупный образовательный комплекс, порталу «Слово» рассказывает Татьяна Владимировна Смирнова , заслуженный учитель РФ, директор ГБОУ города Москвы Лицей 1564 им. героя Советского Союза генерала Белобородова, инициатор объединения лицея 1564 и школы 1918.

- Для чего проводится слияние школ?

У крупных перемен в сфере образования, подобных слиянию школ, всегда есть две цели: стратегическая, исходящая от Департамента образования Москвы, и потребность в реорганизации, которая идет снизу, от самих школ. Каждое из образовательных учреждений, участвующих в реорганизации, что-то для себя получает.

- Какими методами этот закон приводят в действие?

Если говорить о моем личном опыте, то на себе я не испытывала какого-либо давления сверху. При нынешней системе управления я также не была свидетелем подобного давления, хотя в Интернете приводятся подобные примеры. Но я вас уверяю: без письменной заявки, поданной коллективом школы, согласованной учебным советом, учредитель не может принять решение о реорганизации и подписать приказ. Такого, чтобы сначала появлялся приказ, а только потом проходила процедура, быть не может.

- При слиянии школ учитывают ли желания учителей и родителей, или все происходит в приказном порядке?

Надо сказать, что до слияния лицея и школы я уже работала в крупном учебно-образовательном комплексе. Этот вид учреждения был широко распространен не только в Москве, но и по всей России. Комплекс включал в себя дошкольную ступень и школу: младшую, среднюю и старшую. Поэтому я прошла через опыт подобной реорганизации учебного заведения, и у меня остались только положительные воспоминания и о том времени, и о новой системе.

Таким образом, идея о слиянии наших школ, озвученная два года назад, легла на подготовленную почву. Однако необходимо было поговорить с родителями, объяснить им свои планы. Их мнение, безусловно, учитывается. Сейчас, при открытости образования, при новой системе общественно-государственного управления, родители всегда могут высказать свои пожелания.

Затем я согласовывала планы с педагогическим коллективом. Не секрет, что какими бы инновационными они ни были, это коллективы очень сплоченные и очень консервативные в хорошем смысле этого слова.

Фактически процесс согласования и утверждения нового учебного плана проходил с февраля 2011 года и завершился только тогда, когда начались встречи с самой заинтересованной аудиторией - с учащимися. Старшеклассники нашего лицея, например, сами предложили мне обсудить предстоящие перемены. До этого я собиралась провести совместную встречу учащихся и родителей, а получилось так, что ученики сами проявили инициативу. Надо отметить, что в профильные лицейские классы мы набираем школьников из разных учебных учреждений, и в старших классах много учеников из той самой школы 1918, особенно заинтересованных в исходе реорганизации.

Конечно, мнения о слиянии школ были самые разные. Многим было непонятно, для чего вообще проводить эту реорганизацию и не станет ли она простым переселением из одного здания в другое. Приходилось объяснять, что она задумана только во благо, только ради развития.

- Какие последствия на практике имеет слияние школ?

Мое личное убеждение: все участники объединения только выигрывают. Самый наглядный пример – изменение уровня заработной платы. Может быть, школа почувствует ее не очень сильно, но для детских садов, объединяемых со школами, это ощутимо: зарплата воспитателей детских садов увеличивается в разы. Нужно учитывать, что финансирование образовательных учреждений исходит из числа участников. Понятно, что детский сад с 200 воспитанниками получит куда меньшую сумму, чем учебный комплекс с 1500 учениками.

Из этого вытекает и возможность укрепления материально-технической базы. Оборудование многих образовательных учреждений сейчас устарело и требует замены. Также увеличение финансирования дает возможность провести капитальный ремонт, чего один детский сад или даже одна школа не может себе позволить.

Также следует упомянуть очень важный, хотя и длительный, процесс: взаимное обогащение и взаимное проникновение педагогических коллективов. Рассмотрим на примере наших школ: учителя лицея 1564 были высококвалифицированы, активно пользовались новыми технологиями, искали новые подходы к ученикам. Поэтому для того, чтобы помочь учителям начальной школы 1918 работать с учетом образовательных стандартов, мы ввели совместное преподавание учителя информатики и учителя начальных классов. Благодаря такому взаимодействию в каждом из первых и вторых классов открыто информационное пространство, есть возможность работать с новыми заданиями, недоступными с использованием только учебной литературы. Также некоторые родители заинтересовались этой новой схемой, и сейчас смотрят не только в электронный журнал, но и в информационное пространство учителя. Но этот процесс очень длительный, и окончательные результаты можно увидеть только через 3-5 лет.

- Что приобретают и чего лишаются учащиеся?

Ученики совершенно точно не лишаются ничего. Насчет приобретений: во-первых, они получают возможность участвовать в дополнительных мероприятиях, которые традиционны для каждого из наших учреждений. Самый яркий пример – наш лицей никогда не участвовал в параде на 7 ноября на Красной площади, а ребята из 1918 участвовали в нем каждый год. В этом году и наши ребята смогли присоединиться к этому мероприятию и получили колоссальный опыт патриотической работы. Во-вторых, конечно, ученики получают возможность использовать общие ресурсы.

- Что происходит с педагогами, которые работают по авторским методикам в небольших школах?

Авторские методики ни в коем случае не пропадут. Сейчас мы совместно с методическим объединением работаем над разработкой образовательных программ, в которых мы должны учесть все особенности: и личный опыт, и какие-то находки и наработки каждого учителя. Мы тщательно продумываем программу, учитывая, что в будущем преподаватель будет, используя свои методики, проводить какие-то особые мероприятия, разрабатывать собственные концепции преподавания. Это будет общий, коллективный труд, который не приведет к стандартизации образования. После реорганизации коллектив становится больше, и открытые уроки – традиционные мероприятия для обмена опытом – помогают найти золотую середину.

Коснется ли этот закон всех школ, или у определенных будет иммунитет – например, у школ с творческим уклоном?

Сейчас заявки на реорганизацию школ рассматриваются не потоком, а индивидуально, и Департамент образования одобряет далеко не все заявки. Некоторые из них по разным причинам отклоняются: например, нецелесообразность по географическому расположению. Так что если говорить именно о школах с творческим уклоном, то заявки будут рассматриваться в таком же индивидуальном порядке, с пониманием, что каждая из них приобретет. То, что каждая школа должна получить какой-то плюс, какой-то прикуп, какое-то приращение – это мое твердое убеждение. Чисто формальное объединение бессмысленно.

Что можно посоветовать родителям, если их хорошую школу слили с неблагополучной, а они все же хотят дать своим детям достойное образование?

Родителям надо все объяснять максимально честно. Если не найдешь в себе смелости говорить с ними честно, глядя в глаза, то на успех реорганизации надеяться нельзя. Необходимо открыто рассказать им все, что есть. По закону об образовании администрация школы должна отражать все глобальные изменения на сайте учреждения, и информация о реорганизации также должна быть там размещена. Также руководители обязаны каждый год готовить публичный доклад. Конечно, в этом докладе нужно отразить все этапы реорганизации, рассказать, какие перемены ждут школу и как родители могут контролировать выполнение этих задач.

Однако если по недобросовестности директора родители попали в такую неприятную ситуацию, первое, что им нужно сделать – это получить информацию из первых рук, от руководителя. Нужно поговорить с администрацией реорганизованного учреждения о том, что будет дальше: через год? а через два года? И конкретно: а что будет первого сентября с классом, где учится мой ребенок? Руководители обязаны предоставить родителям исчерпывающую информацию по этим вопросам.

Беседовала

Кристина Ухова

В 2012 году Москву захватило слияние школ. Реформу столичного образования начал ставленник мэра Сергея Собянина Исаак Калина, глава городского департамента образования. Он пропагандировал идею всеобщего равенства и «одинаково хороших соленых огурцов». На деле эта инициатива обернулась сокращением финансирования школ, урезанием рабочих мест и массовой уравниловкой. Больше всего пострадали интернаты, авторские школы и учебные заведения для детей с особенностями развития. The Insider поговорил с родителями детей из трех некогда лучших московских школ и узнал, как директор интерната отдала спортзал чеченскому клубу единоборств, как пытаются обезличить школу, построенную на принципах демократии, и на что чиновники тратят деньги детей-инвалидов.

Школа-интернат №42 (школа 1384)

Анна Дубовицкая, мама ученицы 7-го класса

В Москве всего три такие старые школы интернатного типа. В нашей школе конкурс был от трех до пяти человек на место. Мы сюда попали, были счастливы, ездили за полтора часа по Москве в эту школу, мы живем на серой ветке, ездили на «Аэропорт».

Там был уникальный педагогический состав, потому что туда брали детей интеллигенции, врачей, которые служили в горячих точках, военных, тех, кто лишался кормильца. Мы попали, потому что у меня неполная семья, мы сдали экзамены, я очень просила и мне пошли на встречу.

У меня был сложный период, я развелась, ни жилья, ничего не было, нужно было работать. Сейчас только у нас все появилось, и квартира, и все. Я ребенка туда отдала, потому что там хорошее образование и пансион. И, соответственно, я могла работать 24 часа в сутки.

Там было 22 кружка, учили всему. Выступали по всей России с концертами. Три языка – у нас были немецкий, французский, английский. Все было прекрасно до той поры, пока не началось объединение школ по всей Москве. Объединили три школы в одну: школу Леманского с математическим уклоном, которая на Соколе находится, какую-то гуманитарную и нашу. И первое, что случилось – уволили нашего директора и просто объявили, что школа закрывается на капитальный ремонт, хотя ремонт только что прошел. Все помещения были новые, косметика, до этого еще делали коммуникации. Нам сказали, что это не обсуждается, и детей надо забирать и переводить в соседнюю школу Леманского, откуда директор пришла. Это все в приказном порядке, часть родителей вынуждена была согласиться.

Фото со страницы школы в «Вконтакте»

Стали сокращать учителей. Всех, кто подходил под пенсионный возраст, сразу срезали. Вся начальная школа, все классные руководители, которые выращивали нас, все ушли. Потом сразу убрали все языки, оставили только английский. Начали сокращать программы, мы учились по программе «XXI век», она очень сильная. Нас сократили, и теперь мы учимся неизвестно по чему, даже нет этому названия. За два года в классах осталось по 8-10 человек вместо 28-30. 7-й класс вообще теперь один на всю школу. Начальная школа не набирается совсем, ее сократили целиком, заставили забрать детей, они уходили со слезами, до сих пор хотят вернуться, но директор не открывает прием.

Уволили вообще всех педагогов, и у нас теперь русский, математику и английский преподают два человека. Английского вообще полгода не было, потому что учебники не закупали. Более того, закрыли библиотеку, детям запретили брать книги. Повысили плату, теперь мы платим по 3500 рублей в месяц за посещение интерната.

В школе были досуговые комнаты, где дети проводили время между занятиями. Раньше для них каждый год закупались новые книжки, игрушки, какие-то развивающие игры, сейчас там нет ничего. Сейчас у нас вся развлекаловка сводится к тому, что включается телевизор и они 24 часа там сидят без педагога. Это все сказалось на детях. Они стали сбегать, прогуливать уроки, курить, ругаться.

В этом году у нас спортивный зал школы незаконно сдали под некую «Академию грэпплинга» <Грэпплинг — вид спортивного единоборства, совмещающего в себе технику всех борцовских дисциплин, с минимальными ограничениями по использованию болевых и удушающих приемов. — The Insider>. Эту «Академию» торжественно открывали, прямо во время учебного процесса устроили гранд-представление с фанфарами. Это все при том, что в школе-интернате нельзя открывать какие-то платные учреждения, только для учеников и только бесплатно, никакой коммерческой деятельности быть не может.

Открытие "Академии грэпплинга" в школе 1384. Фото с официального сайта организации. В центре - директор школы 1384 имени А.А.Леманского Нина Пархоменко и президент Всемирного комитета грэпплинга Ризван Бочкаев, владелец «академии».

В результате спортзал сдали и в учебное время он закрывается на ключ, дети туда не могут попасть. Уроки физкультуры проходят в тесном помещении. Вечером начинается эта «академия», зал открывают, туда начинают приходить какие-то подростки и взрослые мужчины, их много. Я не знаю, на сколько подписан контракт с этой «академией», потому что директор школы его не показывает.

В Мосгосспорте мы проверили весь реестр, там нет спортивной организации «Академия грэпплинга», это во-первых, во-вторых, у них нет никакой лицензии на преподавательскую деятельность, а она должна быть, если они на территории школы находятся.

Я говорю директору: «Из наших детей никто там не занимается», мне говорят: «Это неважно, мы популяризируем спорт». Я говорю: «Давайте будем популяризировать его где-то еще». «Мы бы посоветовали вам не вмешиваться», — мне сказали.

За детьми, которые остаются в интернате, сейчас следит всего один ночной педагог, она же преподает английский. После слияния школ дети, которые раньше одни не выходили за пределы интерната, стали самостоятельно ходить в соседний корпус, без сопровождения. Кто-то там ушел по дороге, потом он где-то ходил, потом вернулся вечером в школу.

В нашем корпусе учителям сокращают часы, сокращают зарплаты. У нас текучка страшная, хорошие учителя не задерживаются дольше, чем на несколько месяцев, остаются только непотопляемые. Сменился педагогический состав и некоторые учителя орут так, что даже я не понимаю, что они хотят сказать. У детей из-за этого конфликт с учительницей алгебры, например, многие не ходят на ее уроки. Она обзывает детей, дети обзывают ее, так у нас проходит математика сейчас. Я в какой-то момент забрала ребенка, она боится, спать перестала, у нее аппетит пропал. Дети все зеленые, с кругами под глазами.

Я пока обратилась за прокурорской проверкой, написала заявление. Просила, чтобы проверили расходование средств, в частности. Получить какую-то информацию о том, куда деньги уходят, невозможно.

В ответ на все наши претензии нам предложили не портить себе нервы, забрать детей и успокоиться. Но моя дочь не хочет уходить ни в коем случае, потому что там друзья, у них проекты – они там фильм снимают, книги какие-то пишут. Я ей предлагала, когда эта травля началась, перейти, на это у нас слезы. Так что я поняла, что пока можно, она будет держаться.

Школа самоопределения № 734 имени А.Н. Тубельского

Эмиль Аюпов, представитель управляющего совета школы, отец четвероклассника

У меня в эту школу трое сыновей ходили, два старших парня уже закончили, а третий учится в четвертом классе, ему 10 лет. Я осознанно выбирал эту школу для своих ребят. Здесь особый уклад, особая атмосфера взаимодействия, участия и высокая вовлеченность родителей. Родители участвуют в поездках, каких-то совместных проектах, праздниках и глубоко интегрированы в образовательный процесс.

В первых числах мая сняли директора Юлию Грицай, которая 10 лет руководила школой. Юлия была ученицей Александра Наумовича Тубельского. 15 мая пришел новый директор Сергей Александрович Москаленков. По жизненному пути господина Москаленкова было понятно, что он очень далек от педагогики Тубельского, того уклада, который сформировался в школе, поэтому мы сразу же предложили ему два раза в месяц встречаться и обсуждать какие-то важные темы образовательного процесса. Все лето родители и педагоги приходили к Москаленкову и рассказывали ему, как в нашей школе все устроено. Сергей Александрович говорил «да, я вас услышал, я понимаю, о чем вы говорите, не переживайте, мы это будем сохранять, будем развивать». Это нас очень воодушевило, и мы надеялись, что, несмотря на отсутствие педагогического опыта, несмотря на абсолютно другой жизненный трек, нам удастся «заразить» Москаленкова идеей Тубельского.

Однако уже перед началом учебного года начали происходить вещи, которые диссонировали с нашими договоренностями. Например, он издал внутренние распоряжение, запрещающее учителям посещать школу в нерабочее время.

Уклад школы Тубельского предполагает, что школа — это второй дом, куда можно прийти в любой момент, место, где можно пообщаться с единомышленниками, решить какие-то вопросы. А тут 21 августа учитель приехал из отпуска, первым делом пошел в школу, чтобы взять какие-то книжки и начинать готовиться к учебному плану, приходит, а его просто не пускают в школу. А почему не пускают? Распоряжение директора. Сергей Александрович, как же так? Он говорит: «ну, извините, есть трудовой кодекс, в соответствии с ним - только в рабочее время».

Сперва мы думали, что просто мало рассказали, мало показали, что он еще недостаточно вовлечен, пока еще не понимает. И по каждому случаю устраивали консультации, какие-то встречи. Но, к сожалению, с каждым месяцем решения Сергея Александровича становились более существенными, все больше влияли на уклад школы, на те принципы, которые были нами заложены. А силы, затрачиваемые на объяснения, на то, чтобы как-то сохранить хоть какую-то часть устоявшегося уклада, приходилось тратить все больше и больше.

Спусковым крючком для нас стала ситуация с демонтажем нашего уникального спортивного комплекса, вероломная абсолютно, ни с кем не обсуждаемая, абсолютно беспричинная. По официальной версии, спорткомплекс убрали в целях какой-то виртуальной безопасности, чтобы избежать чего-то непонятного. Однако мы предполагаем, что это просто попытка показать свою силу и самоутвердиться. Для нас, «тубельцев», такие мотивы незнакомы и неприемлемы, но другого объяснения мы найти не можем.

Этот комплекс был смонтирован в конце 90-х годов по авторской методике Сергея Реутского. Сергей в то время работал в нашей школе и, собственно, на площадке, которую создал Александр Наумовивч, он и сформировал свою авторскую методику. Это сейчас он работает в «Хорошколе» у Грефа, его методика является самой передовой, ее покупают китайцы, хвалят Собянин и Васильева, а тогда это была экспериментальная площадка, которая начала показывать выдающиеся результаты. Комплекс был модернизирован в 2013 году на средства совета попечителей и на основании договора пожертвования передан в школу. Об этом есть документ. Что касается того, что комплекс является постоянным источником каких-то травм — это абсолютное вранье. За 20 лет существования этого комплекса на нем не произошло ни одной травмы.

Комплекс разобрали на каникулах под полным грифом секретности. Ни педагоги, ни родители были не в курсе. Ведь мы если видим, что что-то происходит в школе, сразу поднимаем бучу, пишем письма в департамент, поднимаем вопрос на уровне управляющего совета. Когда Москаленков пытался уничтожить библиотеку, мы не дали ему это сделать, поэтому с комплексом он решил «давай-ка я это сделаю на праздники, как раз никого не будет, втихушку уберу комплекс, иначе они мне опять свяжут руки». Такими своими странными действиями Москаленков просто показал полную свою профнепригодность.

«Школа Тубельского» всегда была характерна тем, что все вопросы широко обсуждались, активно вовлекались дети, работали органы детского самоуправления. Сейчас все это задушено на корню, ничего из этого не работает, работает только самоуправство директора.

Поскольку мы уже встали на этот путь, мы будем добиваться как минимум восстановления этого комплекса, потому что создание нового — нецелевое использование средств. И дальше мы будем говорить о том, чтобы Департамент образования провел оценку действий господина Москаленкова с точки зрения его профессиональной пригодности.

В школе сохранился костяк педагогов. Конечно, они уже не такие молодые, не такие, может быть, активные, как когда они были в команде Александра Наумовича, но это люди, которые свято верят в то, что дело Александра Наумовича живет и побеждает. Многие из них все-таки надеются, что Москаленков изменится, увидит преимущества этой методики. И поэтому еще остаются. Но некоторые уже начали уходить.

Пока похвастаться большими результатами мы не можем. Меня удивляет в этом смысле позиция департамента — никто из представителей департамента не вышел с нами на связь и не дает никаких официальных разъяснений.

В начале января мы провели открытое собрание, после чего объявили бойкот образовательного процесса. Более 75 процентов родителей начальной школы высказали свою родительскую позицию, отказавшись на один день от получения этой кастрированной образовательной услуги. В этот день в школу пришли только 52 ребенка из 216. Москаленков в этот день отключил систему электронной фиксации, чтобы никто не узнал о том, что дети не пришли в школу. Но мы прошли по классам, засняли все на видео , записали разговор с завучем начальной школы, которая привела статистику по посещаемости в этот день, и обнародовали все это в соцсетях.

На открытом собрании мы подписали резолюцию, 166 родителей подписались под требованием в пятидневный срок восстановить спортивный комплекс. На собрании, естественно, звучали слова об увольнении Москаленкова, и была представлена еще одна петиция с подробным описанием всех его «подвигов» за эти 7 месяцев и призывом к педагогической общественности осудить ситуацию, которая творится в школе, и помочь убрать Москаленкова с этой должности.

Исаак Калина и другие чиновники от образования постоянно говорят о том, что детское самоуправление — одна из важнейших задач сегодняшней педагогики. В нашей школе оно было еще в 80-е годы. И вместо того, чтобы культивировать, развивать эту систему, ее душат на корню. Детей не выпускают из школы на переменах. У детей был свой свод правил, был «совет справедливых» по Корчаку, все эти органы с приходом Москаленкова не действуют. Если какие-то проекты, которые ребята затевают, не нравятся Москаленкову, то детская работа, сделанная их руками, просто, ну, даже язык не поворачивается, берется и разрушается.

23 января директор школы Москаленков написал заявление об уходе. Об этом он сообщил на своей странице в фейсбуке: «Решение далось мне нелегко, я не привык отступать от правого дела. Но еще тяжелее от мысли, сколько трудностей еще предстоит пережить моим родным, моим детям. Семья не выдержит эту травлю, а я не в праве лишать их нормальной жизни, как бы мне не хотелось продолжать работу в этой конкретной школе и восстановить согласие в коллективе. Я остаюсь верным своим идеям, уверен, что школа начала путь необходимых, назревших изменений. Эти изменения нужны всем – администрации, большому педагогическому коллективу и, главное, — учащимся, для которых бесконечный конфликт становится проблемой и препятствием для получения качественного образования. Надеюсь, в интересах детей здравый смысл восторжествует».

На следующий день, 24 января, был назначен исполняющий обязанности директора школы. Эмиль Аюпов рассказал The Insider, что на этом борьба за школу не окончена, и пока не будет найден новый директор, совет школы будет добиваться назначения нового исполняющего обязанности и выполнения всех текущих требований.

Школа-интернат №101 для детей с нарушением слуха I и II вида им. С.Я.Кривовяза

Екатерина Николаева, председатель родительского комитета школы, мама восьмиклассницы

Наша школа существует очень давно, это первая школа для глухих в Москве. Это единственная школа в Москве, в которой успешно адаптируют детей с кохлеарными имплантами. Такие дети в инклюзию пойти не могут, а нам навязывают инклюзию.

Дети в школу приходили раньше из нашего же детского сада. Мы входили в холдинг Курчатовской школы как школа и детский сад №101. Детский сад от нас отделили и переименовали, включили в подведомство ДОУ. Глухих детей туда теперь не принимают под разными отговорками. Родители таких детей больше не могут найти место в детском саду, потому что все детские сады для слабослышащих детей закрылись.

В школу тоже не набирают глухих детей больше, отказывают. Таким образом сокращают контингент обучающихся, для того чтобы мы освободили здание.

Раньше это был хороший образовательный центр, к нам приезжали из Германии, Франции, перенимали опыт. Дети обучались в детском саду, потом целыми группами переходили в школу, а из школы — сразу же в колледжи специализированные, получали профессию. Теперь у нас нет связи с колледжами, новая администрация разорвала с ними все контракты, нет профклассов внутри школы, которые были раньше, от нас отсекли детский сад и теперь принялись за то, чтобы уничтожить школу.

После реорганизации за последние четыре года у нас в школе сократили все методические объединения. Сняли ставки с педагогов, которые занимались методической работой. Убрали завучей, занимавшихся методической работой, и за четыре года к нам ни разу не приезжал методист-сурдопедагог.

У заместителя по качеству образования, которая в ГБОУ, нет ни дефектологического, ни сурдопедагогического образования. В течение полугода она ходит в классы и смотрит за тем, как обучают детей, находит какие-то нарушения, но ей просто не понять специфику преподавания. Нет специальной квалификации и у заместителя по учебной работе в ГБОУ.

Теперь наших детей водят на общеобразовательную аттестацию, не учитывая, что они инвалиды и у них другая программа. На экзаменах им не предоставляют сурдоперевод, никакой помощи. Говорят, что дети теперь учатся в общеобразовательной школе по якобы адаптированным программам.

Дочь Екатерины, Лена Николаева, 8 М. Фото из личного архива семьи Николаевых

Школа потеряла коррекционную направленность. К нам постоянно на мероприятия привозят детей из этого ГБОУ. Они у нас и спортивные разные соревнования проводят. Все наши праздники, которые раньше были адаптированы для наших детей, теперь проходят как обычные, а нашим они непонятны.

Мало того, сейчас хотят школу закрывать на капитальный ремонт. На последнем управляющем совете директор сказал, что документов об аварийности здания нет и капитального ремонта не будет, но из департамента пришел ответ о том, что нужно готовиться к выводу детей из здания. Где мы будем размещаться — мы не знаем. У нас 120 ночных детей и 50 детей, которые приезжают и уезжают домой на ночь. В ближайших районах больше нет таких школ, люди приезжают отовсюду к нам учиться.

А цель у администрации была — освободить здание и потом, сделав там капитальный ремонт, открыть кадетские классы, платную школу. Теперь они от этого отказываются, потому что шум пошел.

Сейчас разработали дорожные карты по устранению всех этих нарушений, дискриминации детей, но там опять фигурируют люди, которые не имеют сурдопедагогического образования, к сожалению. Соответственно, они составляют срезы знаний, контроль образования, но для наших детей это не специалисты, а нужные специалисты не приглашаются, хотя мы просим об этом уже очень давно.

У департамента образования Москвы и МЦКО нет специалистов сурдопереводчиков в штате и соответственно они не могут нам ничем помочь. По сути они хотят школу просто закрыть, часть детей раскидать по тем школам, которые есть, а основную массу отправить на дом.

Зато они за счет бюджета для инвалидов по слуху субсидируются, получают неограниченное количество финансовых средств на то, что нужно им для школы, под свои цели реализовывать. Лабораторию купили физико-химическую стоимостью 28 миллионов рублей, поставили ее в другом корпусе, а числится она за нашей школой, в нашем корпусе, но ее на самом деле у нас нет. Наших детей в эту лабораторию не возят, мы ею не пользуемся. Но на ее содержание тратится около 600 тысяч рублей в год. Точные расходы нам департамент образования не выдает. Отчет по холдингу идет одной строчкой и общая сумма. А финансирование на наших детей идет с коэффициентом 2 и 3.

Под нас просто получают деньги, а дети заброшены. При этом саму школу никак не финансируют, сократили зарплату учителям, увеличили нагрузку. В классах уже не 6-8 детей, как было раньше, а по 13 детей.

Меценаты подарили нашей школе автобус. После реорганизации его изъяла администрация и четыре года наших детей не возили. У холдинга еще два других автобуса. Своих детей они возили, а наших инвалидов нет, так как водитель один. А предлог придумали, что наш автобус непригоден, нет страховки, того, другого, но на нем ездили директора и хозяйственники. А два других автобуса нам не давали.

Летний лагерь для глухих отменили и на нашей территории открыли летний лагерь для обычных детей, где только два места выделили для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Слуховая аппаратура для классов не ремонтируется — инженера уволили, сурдопереводчика уволили, и аудиоаппаратуру для актового зала изъяли в общее пользование. А у нас была специальная аппаратура для занятий танцами со специальной настройкой.

Департамент говорит, что для школы купили три комплекта слуховых кабинетов, но их нет. Это ложь. То есть под нас финансируют все школы холдинга, а нашим детям ничего не достается. В этом году не провели день глухих, дети готовили номера. Директор врала, что провели концерт, потом признала, что соврала. Делают что хотят и ни за что не отвечают. Главное, не набирают детей, говоря, что у нас нет мест.