Влияние бабушек и дедушек на воспитание внуков. Роль бабушки в воспитании внуков

От типа семейного воспитания и превалирующего в данной семье вида родительского авторитета во многом зависит такой важный аспект семейного воспитания, как качество взаимоотношений, определяющих преемственность поколений в семье. Давно ушли в прошлое большие патриархальные семьи, возглавляемые старейшинами рода. От них зависела жизнь семьи, они правили, решали, наказывали и поощряли. Каждый член этого родового сообщества мог быть спокоен за свое будущее. Молодые пары рожали детей, которых обихаживали и воспитывали представители старшего поколения. А те, в свою очередь, могли не беспокоиться о своей старости, поскольку жили в большой семье с несколькими родовыми ветвями. Немощные старики находились под надзором выросших внуков. Не беремся обсуждать, хорошо это или плохо. Ясно одно: современная семья тяготеет к отделению от родителей и созданию своей автономной территории.

Но поколения были, есть и будут в семейной биографии, и вопрос о взаимоотношениях в этой сложной структуре актуален по сей день. Какова же роль современных бабушек и дедушек в воспитании внуков? На наш взгляд, огромная. Причем абсолютно независимо оттого, живут все вместе, одной семьей, или порознь. Здесь играют роль совсем другие аспекты.

Старшее поколение — носители и хранители семейных ценностей и традиций. Их отношение к ребенку абсолютно иное, нежели матери и отца. Этому способствует некая психологическая свобода, которой обладает старшее поколение. Ведь они занимались воспитанием своих детей в трудное время, поскольку приходилось разрываться между работой, домом и увлечениями молодости. Не всегда получая помощь от своих родителей, многие из них говорили: «Вот уж своим детям мы поможем с воспитанием их детей!» А опыт выращивания своих собственных детей дает им основания думать, что они лучше знают, как именно надо относиться к маленькому внуку или внучке.

Попробуем проследить роль бабушек и дедушек в воспитании внуков. Здесь важен, прежде всего, акцент, который возникает в семье, когда в ней рождается третье поколение. Ученые подметили, что конфликт, возникающий в семьях, где есть старшее поколение, затрагивает не бабушек и внуков. Он локализуется между старыми и молодыми родителями. В основе его лежат разные мотивы. Это может быть несогласие с педагогикой родителей как со стороны старшего поколения, так и со стороны среднего. Это может быть элементарная ревность. Представители поколений соревнуются в любви к ребенку. Часто молодые родители ревнуют своего ребенка к своим родителям. Многие мамы, обсуждая эти взаимоотношения, жалуются, что ребенок, как им кажется, больше любит бабушку. Это выражается в том, что как только она приезжает в гости, внук или внучка не отходят от нее, ластятся к ней, весь день стараются провести с бабушкой или дедушкой или с ними обоими.

Как нам кажется, эти рассуждения, как и иные, касающиеся сферы воспитания, необходимо развернуть именно в сторону ребенка. Давайте попробуем понять его. Понять мотивы его поступков, истоки его отношения к миру. Маме в этом случае необходимо проанализировать свое отношение к ребенку. Задать себе главный родительский вопрос: «Все ли я сделала, чтобы ребенку было в доме комфортно?» И речь в данном случае идет не о том, что ребенок одет и накормлен. Главное не в этом. Главное — понимание ребенка, принятие его тайн и детских озабоченностей.

У поэтессы С. Григорьевой есть стихотворение, которое поможет прояснить корни такого приоритета бабушки:

У мамы — работа,

У папы —работа,

У них для меня

Остается суббота.

А бабушка дома всегда.

Она не ругает меня никогда!

Усадит, накормит:

— Да ты не спеши.

Ну что там стряслось у тебя,

Расскажи.

Я говорю, а бабушка

Не перебивает,

По крупинкам гречку

Сидит перебирает...

Нам хорошо —

Вот так вдвоем.

Без бабушки —

Какой же дом?

Ребенок на интуитивном уровне понимает, что наличие бабушки в доме предопределяет гармонию отношений членов семьи. Почему приход бабушки вызывает бурные эмоции ребенка? Да потому, что у родителей для него лишь суббота или воскресенье. А бабушке все интересно в своей внучке или внуке. Она в силу мудрости и прожитых лет обладает большим спокойствием и терпением. Это позволяет выслушать ребенка, обсудить с ним его проблемы, обнять, приласкать, накормить вкусным пирожком и повести, наконец, в зоопарк.

Не хочется быть несправедливым по отношению к молодым родителям. Конечно, им, опять же в силу отсутствия той же мудрости и терпения, хочется сделать все быстро. Все успеть. Безусловно, они любят своего ребенка, но быстрый темп жизни как скорый поезд проносит их мимо его печалей и забот. К тому же не следует забывать одной важной вещи. Это для детей все бабушки и дедушки — родные люди. Для молодой же семьи они приходятся свекром и свекровью или тещей и тестем. А это уже абсолютно иной уровень взаимоотношений. И человеческие страсти раздирают эти пары на части. Невестки обвиняют свекровей в том, что они настраивают детей против них, подрывают родительский авторитет. Свекрови же обижаются на то, что им не доверяют ребенка, что не учитывают их житейский опыт. Зачастую в основе этих конфликтов лежит элементарная ревность. К кому? Да к кому угодно — к сыну, внуку, внучке, дочке, мужу. В та-ком случае ребенок нередко становится «членом военного союза» то одного рода, то другого. Известно, что на отно-шение бабушек и дедушек к своим внукам влияет ментальность того народа, того государства, в котором они выросли и в котором живут.

Европейцы и американцы, как правило, стараются не вмешиваться в процесс воспитания, предоставляя эту при-вилегию и ответственность молодым родителям. Тем более, что молодые уже достаточно длительный срок живут, как правило, вдали от своих родителей, «своим домом». Русская же ментальность абсолютно иная. Нередко у нас бабушка и дедушка поучают и заботятся не только о внуках и внучках, но и о сыновьях и дочках. Хотя, по сути, им, сорокалетним, наверное, хотелось бы почувствовать свободу. Во многом такие отношения определяет совместное проживание, в силу отсутствия средств на отдельную квартиру для молодой се-мьи. Но даже если бабушка живет отдельно, она частенько старается контролировать действия молодой семьи. Под этот контроль, конечно, попадает и такой важный аспект в жизни молодой семьи, как воспитание ребенка. Ас другой стороны, молодые родители зачастую и рады «подкинуть» свое чадо в знакомые теплые объятья. Почему нет? Ведь это родные бабушка и дедушка. Они любят нас и наших детей и, соответственно, практически обязаны заботиться о своих внуках. Такие неоднозначные взаимоотношения в семьях, где живет несколько поколений, нередки.

Конечно, лучший вариант — жить отдельно от родителей и встречаться с ними в дни праздников, календарных и семейных. При этом абсолютно не важно, вместе или раздельно живут эти три поколения. Отдельное проживание бабушек и дедушек отнюдь не уменьшает к ним любовь внуков при правильном воспитании со стороны родителей. Самое главное, правильно построить взаимодействие между поколениями. Наличие в семье традиций, на которых выросло среднее поколение, лучше любых силовых желаний родителей «привяжет» к родительскому дому, к родительской пристани.

Семейные традиции — это лакмусовая бумажка любой семьи. Она проявляет ту атмосферу, которая так необходима ребенку. Обычаи семьи, уклад жизни, привычки членов семьи — все это и создает аромат семьи, который выросшие дети уносят с собой, и он греет им сердце вдали от родного дома. В качестве традиций могут выступать обыденные, простые вещи — воскресные чаепития у одной или другой мамы, празднование дней рождения членов семьи, с подготовкой представлений или украшений для дома. Когда за одним столом собирается несколько поколений семьи, дети четко понимают и усваивают семейные ценности.

Традиции — лучший воспитатель ребенка . Поскольку они дают самое главное ребенку — уверенность, что так будет всегда, что семья всегда, при любых условиях, соберется, и будут все вместе. Традиции формируют у ребенка «банк» необыкновенных воспоминаний о детстве, о нежных руках матери, о лице бабушки, о веселом нраве отца и деда. Эти воспоминания он пронесет по жизни. Они позволят ощутить гордость за свою семью. И уж, конечно, ребенок, выросший на традициях, объединяющих разные поколения семьи, никогда не бросит бабушку или дедушку в трудные минуты их жизни.

Создание семейных традиций — это работа . Их не надо много. Несколько самых интересных традиций можно сме-ло ввести в повседневность вашей семьи. Ведь от этого во многом зависит отношение детей к своим родителям в будущем. Преемственность поколений — это такая гарантия, что в минуты, когда родители будут нуждаться в помощи своих детей, они ее получат. «Возврат» родительских вложений обеспечивается не только созданием и поддержанием семейных традиций. Если в семье царит дух взаимоуважения, если взрослые почитают своих родителей и формируют у ребенка уважение к дедушкам и бабушкам, то более надежное «вложение» чувств трудно себе представить. Ну, а если ребенок растет в атмосфере неуважения к старшему поколению, то пусть родители себя не утешают тем, что уж к ним-то их кровиночка будет относиться иначе. Они, дескать, заслужили хорошее отношение. Здесь работает «закон обратной отдачи». Что вложил, то и получил!

В завершение разговора о воспитательной роли бабушек и дедушек, хочется еще раз отметить те позитивные действия по отношению к ним, которые могут демонстрировать представители среднего поколения — мамы и папы. Они влияют на становление ребенка, поскольку позиция родителей по отношению к своим родителям формирует основной психологический скелет. Это сотрудничество, сотворчество в воспитании всех членов семьи. Взаимопонимание, взаимоподдержка, сформированные у ребенка с малых лет, безусловно, скажутся на качестве его взаимоотношений не только со старшим поколением, но и со сверстниками в дальнейшем. Толерантность по отношению к родителям мужа или жены тоже будет присутствовать.

Нельзя забывать о том, что ребенок не понимает сложностей семейных родовых взаимоотношений. Необходимо помнить о различиях в мировоззрении и психологической реакции на реалии современной жизни, которые демонстрирует старшее поколение, и относиться к этому уважительно и с пониманием.

Не секрет, что многие бабушки и дедушки балуют внуков, позволяют им гораздо больше, чем родители. Они не всегда демонстрируют высокие результаты воспитания. Но это члены семейного клана! И, соответственно, необходимо научиться спокойно решать возникающие конфликтные ситуации. Тем более что окриком, руганью или ворчанием ничего не изменить. Необходимо научиться культивировать в семье теплые отношения взаимной поддержки и заботы. Для этого надо сосредотачивать родительское внимание на желательном поведении ребенка. С бабушками и дедушками можно договориться, если, на взгляд родителей, те слишком вторгаются в автономию воспитания. В конце концов, это дети родителей, а не старшего поколения. Для них они — внуки, а это уже «второй ряд». А старшему поколению тоже необходимо толерантно относиться к требованиям родителей, касающихся воспитания их детей! Главное в семейном воспитании — это единство требований всех членов семьи. Требования должны быть разумными и отражать условия жизнедеятельности всей семьи, во всех ее поколениях. И молодой паре, и пожилым необходимо добиваться выполнения предъявляемых к ребенку требований, не покушаясь при этом на его честь и достоинство. Такая гармония пойдет ребенку только на пользу. Он научится любить и своих родителей, и своих бабушек и дедушек, и просто окружающих его людей. Такая любовь поможет ребенку адаптироваться в мире и сделает его жизнь вне семейного очага счастливой и достойной.

Оптимальная готовность дедушек и бабушек состоит в осознании особой собственной роли. Прародители очень ценят внуков, так как их появление означает начало нового этапа их жизненного пути. Это и повышение общественного престижа, и более насыщенная жизненная перспектива, и новые источники удовлетворения от жизни. Наряду с оказанием определенной помощи - бытовой, психологической, материальной, роль дедушки и бабушки заключается в обеспечении связи между настоящим и прошлым семьи, передачи традиций, багажа семейных ценностей и мировоззрения. Именно бабушки и дедушки способны окружать внуков по-настоящему безусловной любовью.

Психологи отмечают, что роль бабушки и дедушек приносит в большинстве случаев глубокое удовлетворение людям старшего поколения. Это деятельность, связанная с воспитанием нового поколения, но при этом свободная от большинства обязанностей и напряженных конфликтов, которые характерны для детско-родительских отношений. Согласно опросам, сами бабушки и дедушки видят в своей деятельности несколько важнейших семейных функций. Во-первых, это своеобразная функция присутствия. Здесь бабушка с дедушкой выступают как символ стабильности, как своеобразный интегрирующий центр и как сдерживающий фактор при возникновении угрозы распада семьи. Во-вторых, в качестве важной функции они видят обязанность быть крепкой опорой для молодой семьи, поддержкой при возникновении проблем и трудных ситуаций. Также старшие члены семьи призваны быть своего рода арбитрами при решении семейных конфликтов. И, естественно, на них лежит функция по сохранению и передаче семейной истории и семейных традиций, по созданию ощущения единства семьи и преемственности поколений.

Роль бабушек и дедушек была очень существенной в более ранние исторические периоды, когда было принято жить большой семьей, и несколько поколений одной семьи жили под одной крышей. В русском быту дедушка и бабушка занимали почетное положение "старших родителей", к их мнению внимательно прислушивались и ценили их опыт. Старики в русской деревне жили обычно в доме младшего сына, по мере сил помогая по хозяйству и присматривая за детьми. Бабушка заботилась о ребенке, начиная с его рождения, особенно если в семье был не один ребенок. Она пеленала младенца, укачивала его, пела колыбельные песни, нянчила, учила говорить и ходить. Дедушка также присматривал за детьми, играл с ними, мастерил для них детские игрушки: тележки, лошадки, топорики, кукольную посуду и т.д. По мере того, как дети взрослели, роль дедушек и бабушек также расширялась до приобщения их к духовному миру взрослых. В традиционном обществе, да и в современном тоже, старики являются главным хранителями информации о прошлом, носителями опыта и знаний. Именно бабушки и дедушки передавали внукам знания прошлого, предания, мифы, сказки, легенды, созданные поколениями предков.


В современной семье роль дедушек и бабушек нисколько не меньше, чем в стародавние времена. Они выполняют очень важную роль заботы о детях, освобождая родителям время и возможность для более полноценной работы. Бабушки и дедушки остаются с внуками, пока родители находятся на работе, или же на время, когда родители вечером уходят в театр, кино или в гости, тем самым помогая отдохнуть после работы. Бабушки и дедушки также расширяют социально-психологический кругозор ребенка, который, выходя из тесных рамок семьи, приобретает опыт общения и взаимодействия со старшими людьми.

Роль бабушек и дедушек также всегда заключалась в способности давать ребенку большую часть своего эмоционального богатства, которое не успевают дать родители в силу их занятости и загруженности работой. Дедушка и бабушка занимают очень важное место в жизни ребенка еще и потому, что они его не наказывают, не бранят, ничего от него не требуют, но при этом всегда делятся с ним своим богатым внутренним миром. Их роль в воспитании внука бесспорно значительна и важна. Однако не всегда роль бабушек и дедушек является однозначно положительной.

Нередко старшее поколение в семье портит детей своим излишним вниманием и чрезмерной снисходительностью. В отношениях внуков с бабушками и дедушками зачастую можно обнаружить самого разного рода "подводные рифы". При соперничестве с родителями бабушки и дедушки могут задаривать внуков подарками, чтобы в перетянуть их на свою сторону. Роль бабушки в семье зачастую не так проста, как может показаться на первый взгляд. Как правило, внуки значат для прародителей (бабушек и дедушек) очень много.

Однако поскольку семья - это зачастую целый клубок сложных взаимоотношений и противоречий, роль бабушки в семье может всячески видоизменяться и деформироваться. Подчас взрослых детей и их родителей связывают очень непростые отношения, а характер влияния прародителей на ребенка и психологический климат в семье в очень большой степени зависят именно от этих взаимоотношений. Специалисты, к примеру, отмечают, что одностороннее и чрезмерное доминирование в семейной жизни матери, а тем более бабушки по материнской линии является фактором, увеличивающим возможность появления невротических нарушений у внуков.

Семейные психологи выделяют два основных типа искаженной социальной роли бабушки, которые чаще всего возникают в сложных семейных ситуациях. Это, так называемые, "бабушка-соперница" и "бабушка-жертва".

"Бабушка-жертва" видит свою роль бабушки как центральную, основную в своей жизни. Она взваливает на свои плечи весь груз воспитательных и хозяйственно-бытовых забот, отказавшись от досуга, дружеских контактов и профессиональной деятельности. Сделав заботы о детях и внуках, о семье смыслом своего существования, исключив другие стороны своей жизни, пожертвовав ими, эта женщина время от времени испытывает ряд противоречивых чувств, таких как, недовольство близкими, тоску, раздражение, обиду за недостаточную благодарность со стороны детей и внуков. Характерные черты у внуков такой бабушки - зависимость от нее вместе с любовью, привычка к контролю и опеке, трудности в общении с другими детьми.

"Бабушка-соперница" в отличие от "бабушки-жертвы" совмещает свои обязанности по уходу за внуками с работой, она посвящает им отпуска и выходные. Однако в ее деятельности присутствует в осознанном или неосознанном виде тенденция соперничества с невесткой или дочерью в том, чтобы стать лучшей, более удачной и успешной "матерью" внуку. С ее стороны постоянно идет поиск промахов и ошибок родителей ребенка, в то время как все успехи в воспитании приписываются себе. Внуки очень остро чувствуют конфликтность взаимоотношений членов семьи и либо начинают винить себя в этом, ощущая свою неполноценность, либо используют взрослые противоречия в своих целях.

Каждая семья - это совершенно уникальный мир и в каждой могут быть свои проблемы, однако психологи оценивают роль бабушек и дедушек в становлении личности ребенка как
крайне положительную, практически неоценимую. В деле воспитания и становления личности одна бабушка может сыграть роль более ценную, чем десяток самых образованных нянь, гувернанток и воспитателей в детском саду. Дело в том, что связь, испокон веков существующая между внуками и бабушками, жизненно необходима, и это - взаимный процесс. Кроме того, заботливые и внимательные бабушки делают одно очень важное дело: они передают дальше накопленный опыт. Общаясь с ними, дети узнают, что у их родителей тоже есть свои папы и мамы,- так устанавливаются преемственность поколений, родовые отношения, определяется старшинство.

Слово «бабушка» есть во всех языках, но только в русском оно наполнено особым смыслом. Еще недавно в нашей стране в силу определенных социальных условий именно бабушки и дедушки помогали своим детям воспитывать их детей, заменяя детские сады, нянь и гувернанток… В этом есть и плюсы и минусы.

Сегодня, когда многие родители получили возможность пользоваться услугами частных детских садов, профессиональных нянь и гувернанток, бабушка оказывается столь же востребованной, как и раньше. Помощь тещи или свекрови, их опыт и поддержка могут оказаться неоценимыми, особенно если ребенок в семье первый. Молодым родителям важно все: и советы и возможность оставить малыша в надежных руках, если нужно куда-то уйти, а иногда и просто спокойное ободрение: «Не волнуйся так. Всё пройдет. Ты тоже была такой…»

Бабушка и малыш. Для каждого ребенка бабушка, которая принимает участие в его воспитании, становится совершенно особым человеком. Если у малыша есть родители (и, прежде всего мама), то от бабушки он ждет другого, нематеринского отношения. И, что важно, в силу своей особой позиции она может ему это дать. В чем же особенность бабушкиного отношения? В основном в том, что ребенок для нее – это не просто очень близкий и любимый человечек. Поговорка «внуки – последние дети» имеет под собой основание, так как внуки – это продолжение детей, и к ним зачастую возникает такая же любовь и привязанность, как к детям. Кроме того, с ними связываются и те же ожидания, которые в свое время были обращены на детей, тем более, если выросшие дети их не оправдали… В этом случае внуки могут оказаться «последней надеждой» бабушек и дедушек. С другой стороны, отношения бабушек с внуками обычно бывают куда более свободными, чем отношения детей с родителями. Все-таки внуки – это не дети, а бабушка – это не мама. И если что-то происходит не так, как хотелось бы, внукам это прощается легче, чем детям. Это связано со второй и очень важной особенностью бабушкиной позиции – отсутствием родительской ответственности. Даже если бабушка по семейному договору принимает на себя часть маминых функций, в глубине души все понимают, что в конечном итоге за ребенка отвечают родители. Если роли в семье распределяются правильно (мама – это мама, а бабушка – это бабушка), то малыш получает еще одного человека, который любит его немного иначе и дает ему то, что порой не может дать никто другой. Почему же получается, что самый близкий человек, мама, иногда не может дать малышу то, что ему необходимо? Как это ни парадоксально, ответственность иногда мешает естественным проявлениям любви и привязанности. Сейчас много говорится о том, что стоит делать маме, а чего не стоит. Однако лучшая мама для ребенка – это мама естественная. И у каждой женщины, если она не страдает тяжелой эмоциональной патологией, есть желание быть рядом, заботиться, оберегать, поддерживать своего малыша. Тем не менее, она не готова делать это 24 часа в сутки и многое всегда будет делать по-своему, а не так, как предписывают специалисты. Кстати, ребенку этого как раз и не нужно: ему нужна живая мама, а не образец добродетели. Но в этой ситуации бабушке или дедушке, не обремененным родительской ответственностью и огромным количеством социальных обязательств, оказывается легче дать ребенку ту естественную любовь, которую зачастую сдерживает мама, опасаясь избаловать малыша. Именно эта особенность «внуко-бабушкиных» отношений частенько вызывает протест у родителей.

Бабушка и мама. «Она ее совсем избаловала. Девочка возвращается от нее полным инвалидом, не может даже ложку в руках держать!» «Бабушка сидит с ним весь день и все ему разрешает, а мне остается выполнять роль полицейского!» Подобные жалобы знакомы многим. И действительно, маме должно быть очень обидно, если малыш считает ее деспотом, а бабушку – доброй волшебницей. Лучшее, что можно сделать в этой ситуации, – принять существование не только двух разных людей, а двух разных позиций: бабушкиной и маминой. И от того, насколько вам, двум взрослым женщинам, хочется жить в согласии, зависит то, как вам удастся договориться между собой.

Однако если вы пребываете в состоянии хронической ссоры и то, что вы делаете для решения конфликта, не помогает – не делите материнских функций. Одевайте, кормите и занимайтесь с ребенком сами, а бабушка пусть приходит к нему «в гости», чтобы почитать книжки, поиграть, сходить погулять. Если же вам необходимо уйти, с малышом лучше оставить няню. В таком случае у вас значительно сократится пространство для конфликта, а у ребенка будет пусть и далекая, но любимая бабушка, чем близкая, но «пропахшая порохом сражений» с мамой…

Страхи и опасения. Бывает и так, что из-за опасения, что внук не будет любить ее так, как ей хотелось бы, бабушка пытается, во что бы то ни стало выглядеть очень хорошей в его глазах. Для этого она позволяет ему делать то, что он хочет, и всячески балует, как, будто желая показать малышу, что его мама хуже, потому что больше требует от него или больше воспитывает. Однако мама должна понять, что ребенок всегда сможет простить ей ее требовательность и, скорее всего, никогда ее не разлюбит, потому, что она для него всегда будет первой. Если вы хотите, чтобы малыш понял, что происходит, поговорите с ним. Объясните ему, что требования у всех разные. У бабушки одни, у вас – другие. Если соблюдать последовательность в таком взгляде на события, то ребенку будет легче впоследствии принять эту особенность в отношениях с другими людьми, с которыми он встретится, и он не будет относить ее на свой счет. Кстати, если вы будете вести себя мудро, возможно, и бабушка перестанет «сражаться» за любовь малыша, почувствовав, что вы не против, чтобы малыш любил и ее тоже.

Другое дело, если иногда вам самой хочется, чтобы кто-то побыл мамой вместо вас. Вам действительно бывает немного трудно: сколько бы ни было у малыша «нянек», вы у него одна. Но если бабушка не готова взять это на себя – не обижайтесь, ведь эта ноша ей не принадлежит. И если она обещает вам, хотя бы безопасность малыша в ваше отсутствие – это уже много.

Сложнее бороться с другим отклонением: бабушка стремится сама быть мамой вашему ребенку и не хочет подпускать вас к нему. «Я чувствую себя нянькой при собственном ребенке, причем нянькой неумелой». «Ей кажется, что я все делаю не так: не так кормлю, не так одеваю, не так воспитываю!» То есть бабушке начинает казаться, что вы не мама, а сплошное недоразумение. Конечно, это не имеет ничего общего с заботой о ребенке, а касается ваших отношений с вашей же мамой, которая теперь стала бабушкой. Обычно так проявляют себя бабушки, которым не удалось в полной мере реализовать свои возможности в жизни, и самый легкий путь обрести ощущение удовлетворенности – проявиться на фоне «слабого». Но легкий путь не значит лучший. Если «слабый» вдруг вырастет и обретет силу, его соперник останется ни с чем. Более верный и трудный путь – «воспитывать» взрослую дочь (а теперь и мать любимого внука) собственными достижениями, помогая ей стать сильной и состоявшейся. Главное, что бабушки должны помнить: как бы они ни любили своего внука (внучку), этот ребенок – не их. Очень может быть, что они могли бы стать ему лучшей матерью, но этого не произошло, потому что его матерью стала другая женщина. Лишая ее материнской уверенности и власти, они рискуют психологически лишить ребенка матери, силы, на которую можно опереться и за которой можно спрятаться.

МАДОУ МО г.Нягань «Д/с №10 «Дубравушка».

Консультация

«Роль бабушек и дедушек в семейном воспитании»

Подготовила:

Самохвалова Светлана Николаевна

Старший воспитатель

Нягань,2015

Семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Велика роль семьи в воспитании у ребенка культуры поведения, дисциплинированности и организованности, честности и правдивости, скромности.

Отец и мать, а также другие члены семьи – дедушка, бабушка, старшие братья и сестры – формируют личность ребенка с раннего его возраста. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы, ответственность родителей за воспитание детей.

Положительный результат возможен лишь при условии вдумчивого воспитания, когда все взрослые члены семьи служат для своих детей образцом поведения: доброжелательно относятся к окружающим, добросовестно трудятся, интересуются общественными событиями.

Воспитывая детей в семье, взрослые не всегда осознают, что дошкольники, особенно с пяти лет, проявляют особый интерес к окружающему миру.

Для нравственного развития детей важно, чтобы суждения близких им людей подтверждались соответствующими делами. Дошкольники впечатлительны и склонны к подражанию. Они познают мир в конкретных образах. На их основе формируются первые обобщенные знания, представления.

Дети легко поддаются внушению, особено малыши. Внушить им можно не только хорошее, но и дурное: чувства ребенка непосредственны, быстро возникают и угасают. Ребенку трудно управлять своими эмоциями, чем и объясняются довольно быстрые переходы от бурного веселья к слезам.

Взрослым членам семьи при воспитании ребенка важно учитывать все эти особенности. Например, не надо наказывать за то, что малыш изображает в игре что-то плохое, увиденное в семье, лучше подсказать ему хорошую игру. Не следует увлекаться внушениями, разъяснениями, правильнее будет включить ребенка в конкретные практические дела, посильные для его возраста.

Мать и отец – главные воспитатели своих детей, которые отвечают за их воспитание перед государством. От матери и отца зависит, насколько эффективно участие в воспитании дошкольников старших членов семьи – бабушек и дедушек.

В художественной литературе приводятся примеры того, как не надо поступать по отношению к своим близким, к старшим людям. Например, рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» небольшой по объему, но глубокий по нравственному содержанию. Рекомендую его прочитать взрослым членам семьи.

Достойное поведение родителей в семье служит дошкольникам примером для подражания, формирует у них такие нравственные черты, как доброта, отзывчивость, заботливость.

Современные бабушки и дедушки чаще всего продолжают трудиться на производстве. Многие имеют высшее образование или несколько высших, обладают большим жизненным опытом и т.д. Но для воспитания детей главным является их нравственный облик. Доброта и справедливость, любовь к труду, ответственность за его хорошие результаты, честность и скромность – те качества, которыми должны обладать старшие члены семьи. От умения сочетать любовь к внукам с требовательностью к ним, привлекать детей к участию в интересных и полезных делах во многом зависит авторитет дедушек и бабушек.

Между тем нередко педагоги детского сада наблюдают, как воспитанник группы не слушается пришедшую за ним бабушку, требует, чтобы она его одела, проявляет недовольство, если не получает от нее сладостей и т.п.

Важно выяснить причины подобного поведения, найти ошибки, допущенные в воспитании. Возможно, бабушка не является авторитетом для данного ребенка; может быть дома мать и отец дошкольника подрывают ее авторитет, высказывая в присутствии ребенка свое недовольство методами ее воспитания.

Во всех случаях законом в семейных отношениях должна стать сдержанность. Взаимные недовольства, разногласия, которые неизбежны в семейной жизни, разрешаются без детей. Беседуя с родителями, анализируя их ответы на вопросы, педагоги установили, что многие родители связывают разногласия в семейном воспитании между матерью, отцом, дедом и бабушкой с отсутствием единства в применяемых взрослыми методах и приемах.

Но объединяет близких людей, членов одной семьи личностная и социальная позиция дедушек и бабушек. Как правило, они стремятся оказать помощь молодой семье в ведении хозяйства. Если взрослые проживают в разных квартирах, помощь эта эпизодическая, но в трудных случаях старшие приходят на помощь своим взрослым детям (берут временно детей к себе, проводят с ними отпуск).

Бабушка и дедушка, живущие в семье сына или дочери, принимают на себя определенную часть забот, систематически участвуют в ведении домашнего хозяйства. Кроме того, они воспитывают своих внуков, многое вкладывая в душу и ум ребенка, проявляя заботу о его здоровье, правильном физическом развитии. У бабушки и дедушки больше терпения, чем у молодых родителей, больше мудрости в общении с малышами. Если старшие члены семьи уже не работают, то у них есть дополнительное время для воспитания внуков.

Особенно ценны в воспитательном процессе нравственные позиции взрослых членов семьи. Например, дед, работающий на производстве, активно участвовал в благоустройстве детской игровой площадки во дворе дома. Он привлек к этой работе взрослого сына, соседей и даже старших дошкольников. Домашние похвалили деда за то, что он выполнил полезное общественное дело.

В неполной семье участие бабушки и дедушки имеет большое значение в воспитании детей. Мальчику дедушка особенно нужен, когда в семье нет отца. Если причина неполной семьи – развод, взрослым особенно необходимо договориться и придерживаться единых действий. Например, согласиться с тем, что ушедшему из семьи отцу можно встречаться с сыном в определенные дни для совместных погулок, развлечений. Можно учитывая особенности отца ребенка встречаться только дома, где мальчик живет со своей мамой, договорившись, чтобы бабушка и дедушка не вмешивались во взаимоотношения бывших мужа и жены. Нередко недоразумения возникают вследствие несовпадения мнений. Например, бабушка, обиженная тем, что зять разошелся с ее дочерью, травмирует ребенка нелестной оценкой его отца, ушедшего из семьи. Дочь (мать ребенка) недовольна этим,хотя и считает, что бывший супруг недостоин хорошей оценки.

Часто недоразумения между взрослыми возникают вследствие разного понимания задач и методов воспитания, особенностей подхода к ребенку. Молодые родители жалуются на то, что бабушки слишком балуют внуков, опекают во всем (из-за этого стремятся даже ограничить их общение); старшие члены семьи считают, что молодежь плохо приучает детей к труду или слишком строго обращается с детьми, не учитывая их возраста.

Укрепляет отношение родных проведение праздников: День Российского флага, День города, Нового года, дней рождений. Во многих семьях существует традиция совместного проведения игр, состязаний на смекалку, ловкость. В этих развлечениях могут участвовать и старшие дошкольники. Содержательно общение взрослых и ребенка: чтение книг, беседы, совместные игры, занятия. Существует хорошая традиция к подготовке к Новому году: вместе со взрослыми дети могут готовить елочные украшения, игрушки, принимать участие в театрализованном представлении, организатором которого является бабушка, а участниками – все члены большой семьи.

Интересны и полезны для детей рассказы бабушек и дедушек о своем детстве. Хорошие традиции развиваются и поддерживаются молодыми родителями, которые проявляют при этом много выдумки и фантазии.

Нередко старшее поколение хранит в доме семейные реликвии от прадедов: гимнастерку, пилотку, блиндаж, письма и открытки военных лет, а также трудовые и боевые ордена, медали, почетные грамоты, старые фото. Время от времени их достают, рассматривают вместе с детьми, беседуют. Такое общение важно для ребенка. Оно углубляет его привязанность к семье, родным, способствует умственному и нравственному развитию.


Советы, рекомендации, критика, наставления по уходу за малышом — в этом нет равных нашим мамам и свекровям. А уж — тема извечно животрепещущая. ? Для полноценного развития ребёнку необходимо общаться с родственниками разных поколений. Роль бабушки в воспитании внуков важна, но должна быть дозированной.

От чего зависит роль бабушки в воспитании внуков

Участие бабушек в жизни внуков — в российской традиции из глубины веков. Психологи уверяют: роль бабушек напрямую связана с отношением родителей ребёнка к старшему поколению. Малышу безразлично, что его любимая бабушка — одновременно придирчивая свекровь или нелюбимая тёща. Молодые должны учитывать возрастные особенности психики пожилых людей и быть уважительными к ним и к этим неизбежным обстоятельствам. Чтобы проводить единую «политику» воспитания ребёнка, необходимо создавать и поддерживать ровные доброжелательные отношения со старшими членами семьи.

Часто конфликты по разным вопросам между поколениями возникают при проживании бок о бок на одной территории. Вот почему специалист по семейному консультированию, психолог М.Е. Литвак категоричен: обзаводиться детьми следует, когда будущие родители располагают собственным жильём, достаточным заработком и приобрели профессию. Хозяйка дома, предоставившая новоиспечённой семье крышу и финансирование, считает себя вправе диктовать условия и навязывать личное мнение.

Устаревшие взгляды пожилых родителей на развитие детей часто вызывают между родственниками раздоры. Различные подходы к воспитанию и противоречащие друг другу методы дезориентируют ребёнка. Он не может жить в ситуации несогласованных требований — окружающий мир для маленького человека должен быть един и предсказуем. Иначе малыш чувствует себя тревожно, дискомфортно. Взрослые получают бумеранг обратно — объект воспитательных экспериментов начинает подстраиваться и манипулировать членами семьи. Другой негативный момент: в подсознании ребёнка закладывается комплекс вины в результате ощущения себя источником внутрисемейных конфликтов. Нестабильное окружение формирует неустойчивую психику.

 «Правильные» бабушки и дедушки

Роль бабушек-дедушек в воспитании крайне важна, она — в безоговорочном принятии ребёнка, в любви к внуку безо всяких условий, оценок и осуждения, просто за то, что он существует. Знаки безусловного принятия — радость от встречи, теплые слова, ласковые взгляды, нежные прикосновения — нужны ребенку как пища для растущего организма. Во время такого общения удовлетворяется одна из базовых «человеческих» потребностей — потребность в любви, нужности другому. А это — непременное условие нормального развития психики. При правильном распределении ролей (главная ответственность лежит на маме ), ребенок получает ещё одного-двоих любящих людей. Бабуля и дедуля дают «полезную» для психического развития любовь.

Мамины обязанности, хроническая усталость, боязнь избаловать малыша часто сдерживают естественные проявления эмоциональной привязанности к ребёнку. Вот тут как раз самое место бабушкам-дедушкам, не обременённым родительской ответственностью. Большинство пожилых людей эмоционально уравновешены и жалостливы. Они не торопятся по неотложным делам, поэтому полностью погружаются в общение с маленьким человечком. Старшие члены семьи часто с головой уходят в детские проблемы, включаются в игры, разрешают больше, чем когда-то собственным детям. Бабушка и дед обычно добрее, мудрее пап и мам, меньше требуют и много позволяют. Они знают много историй, рассказывают о своём детстве, умеют утешать — ну как их не любить!

Дети, воспитанные «правильными» бабушками-дедушками, интеллектуально более развитые, чуткие, ответственные.

Общение внуков со старшими родственниками — дело обоюдовыгодное: улучшается психологическое самочувствие самих прародителей. Они избавляются от чувства невостребованности, получают удовольствие от контактов с подрастающим поколением, убеждаются в собственной значимости.

Воспитание внуков бабушками, или Бабушки бывают разные

Бывает, что любящая бабушка ведёт себя не вполне адекватно, не прислушивается к просьбам родителей. Она балует внуков, потакает прихотям, задаривает подарками. Причина обычно кроется в неудовлетворённых потребностях пожилой женщины в самоуважении и уважении другими. Бабушкино упрямство и «своеволие» в вопросах воспитания подчастую связано с недостаточным вниманием со стороны повзрослевших детей. Забота о внуке становится «светом в окошке», ведь именно в этом деле она может проявить компетентность, почувствовать собственную значимость. Молодым родителям следует больше общаться со старшими, подчеркивать, как они ценят опыт и мнение свекрови или тёщи.

Гиперактивная бабушка

Встречаются бабушки, чересчур активно вмешивающиеся в воспитательный процесс. Они стремятся играть роль матери, забывая, что внук — не их ребенок. Чаще всего так ведут себя люди, не реализовавшие личные возможности в течение жизни и стремящиеся самоутвердиться за счет неопытного, «слабого». Опасная позиция: слабый может продемонстрировать силу, и тогда воинствующая сторона останется ни с чем.

Главнокомандующий-бабушка неустанной энергией, граничащей с агрессией, способна нанести серьёзные повреждения семейному кораблю даже из другого города:

  1. Распоряжаясь всем и всеми, бабушка снижает авторитет родителей, ребёнок перестаёт их уважать. Детско-родительские отношения привязанности страдают.
  2. Конфликты на почве «кто лучше знает, как надо» неизбежны.
  3. Стопроцентно «бабушкино» воспитание приводит к трудностям в адаптации в коллективе, неумению общаться со сверстниками.

Такие воспитательницы — часто начальники на работе. Бывает, что женщины с неудовлетворенным вовремя материнским инстинктом компенсируют вину за то, что в молодости «недодали» собственным деткам.

Что делать:

  • сесть за стол переговоров о распределении обязанностей, времени и круга дел,
  • не провоцировать свекровь или тещу бросать работу (если она ещё трудится),
  • попробовать дистанцироваться от неё, уменьшить участие в воспитании,
  • постараться энергичное желание и благие намерения перенаправить в другое русло: не кормить-одевать-заниматься, а играть-читать-гулять.
  • никогда не выяснять отношения при детях.

Бабушка — не вторая мама, не сможет её полностью заменить. Временное «замещение» матери и убежище в бабушкином доме уместно при домашних конфликтах, когда родители постоянно скандалят, шумно разводятся и т. д.