Ужасы варшавского гетто в запрещённых фотографиях Вилли Георга.

В Кракове мы немного погуляли по Казимежу — району, который раньше являлся отдельным городом на юге королевской столицы, эдакий город-бастион, окруженный городской стеной, имевшей четыре башни. На центральной площади Казимежа располагалась городская ратуша, которую видно на заглавной фотографии. Сейчас здесь находится этнографический музей.

В 1495 году был издан указ, запрещавший евреям проживать и владеть недвижимой собственностью в королевских городах. В свою очередь, в некоторых еврейских кварталах польских и литовских городов действовало аналогичное правило, запрещавшее христианам посещать места еврейского проживания.

Евреи, жившие в западной части Кракова, были вынуждены покинуть Краков и стали заселять северо-восточную часть Казимежа. Фактически, целью привилея было исключение торговой конкуренции между коренными жителями и евреями. Еврейский квартал был отделён от христианской части города каменной стеной, просуществовавшей до 1800 года.

Со временем еврейский квартал Казимежа стал важным центром еврейской жизни в Польше. В нём было построено многочисленные синагоги (семь из которых сохранились до нашего времени), несколько еврейских школ и кладбищ.

На старом еврейском кладбище мне не довелось побывать, только сфотографировал через окошко в заборе. Уже было закрыто.

Колбаса в банке в магазине по продаже продуктов, сделанных монахами. Хотя возможно они просто используются как торговый бренд:).

Костёл Тела Господня. Основателем костела был сам король Казимир Великий.

Во время Северной войны Казимеж был значительно разрушен шведскими войсками, а затем присоединён к Кракову и стал одним из его районов.

Дом Ландау или Дом Йорданов. Во внутреннем дворике сохранились оригинальные деревянные веранды XIX века.

«Краковия» — польский футбольный клуб из города Краков. Рассказывают, что раньше в городе были часты столкновения фанатов, но потом правительство стало развозить их на автобусах после матчей и стало потише.

Улица Шерока — центр старинного еврейского квартала.

Вывески еврейских магазинов, внутри бары, хотя выглядит очень аутентично. В общем, на текущий момент, район Казимеж — это своего рода декорация, ведь евреев тут живет всего около 200 человек.

Но, несмотря на это, в Казимеже, который в течение многих столетий был центром еврейской культуры Южной Польши, каждый год проводится фестиваль еврейской культуры.

Замечательное граффити.

В этом месте Казимежа снимали одну из сцен фильма «Список Шиндлера» по роману «Ковчег Шиндлера» Томаса Кенилли, написанному под впечатлениями от жизни Леопольда Пфефферберга, который пережил Холокост. «Список Шиндлера» — самый дорогой (на 2009 год) черно-белый фильм. Его бюджет — $25 миллионов. И самый коммерчески выгодный проект. Мировые сборы составили $321 миллион.

Спилберг отказался от гонорара за фильм. По его словам, это были бы «кровавые деньги». Вместо этого, на деньги, заработанные фильмом, он основал «Фонд Шоа» («Шоа» на иврите означает «Катастрофа»). Деятельность фонда Шоа состоит в сохранении письменных свидетельств, документов, интервью с жертвами геноцида, в том числе Холокоста.

Памятник Яну Карскому, участнику польского движения Сопротивления.

На пресс-конференции в Вашингтоне в 1982 году Карский сказал: «Бог выбрал меня, чтобы Запад узнал о трагедии в Польше. Тогда мне казалось, что эта информация поможет спасти миллионы людей. Это не помогло, я ошибался. В 1942 году, в Варшавском гетто и в Избице Любельской я стал польским евреем… Семья моей жены (все они погибли в гетто и в лагерях смерти), все замученные евреи Польши стали моей семьей. При этом я остаюсь католиком. Я католический еврей. Моя вера говорит мне: второй первородный грех, которое человечество совершило в отношении евреев в годы Второй мировой войны в Европе, будет преследовать его до конца времен…»

На улице находится кафе вот с такими замечательными столиками.

А на стенах зайцы.

Вот на таких машинках возят туристов по улицам Кракова.

Во время Второй мировой войны евреи были согнаны в Краковское гетто, которое располагалось на противоположном берегу Вислы. Вокруг гетто, руками самих же евреев, возвели высокую стену. На площади Згоды (сейчас это площадь Героев Гетто) собирали людей перед отправкой в трудовые или концлагеря. Стулья символизируют мебель, выброшенную из домов бывших владельцев. Большинство краковских евреев были убиты во время ликвидации гетто или в концентрационных лагерях.

Кто-то возможно скажет, что на этих стульях нельзя сидеть, ведь это памятники. Но, мне кажется, в этом нет ничего зазорного, ведь жизнь продолжается и нужно жить, и быть счастливым, и лишь помнить о том, что происходило, и делать всё, чтобы война не повторилась.

В этом районе находится старинная аптека "Под орлом", принадлежащая семье Панкевичей. Когда создавалось гетто, немецкие власти предложили Тадеушу Панкевичу перевести аптеку в «арийские районы». Он категорически отказался, мотивируя это тем, что потерпит от переезда большие убытки. Здание его аптеки оказалось на самом краю гетто, фасадом оно выходило на «арийскую сторону», на старый Малый рынок, а задней частью - в гетто.

Всё время существования гетто, с 1939 по март 1943, Тадеуш Панкевич помогал евреям выжить. Через его аптеку передавали в гетто продукты и лекарства. Через неё выводили детей во время облав, а тех, кто сбегал, чтобы спрятаться на «арийской стороне», он снабжал перекисью водорода, при помощи которой они осветляли волосы, чтобы меньше отличаться от поляков. Некоторых узников гетто он прятал в помещении аптеки. Если бы немцы разоблачили его, узнав, что он помогает евреям, приговор был бы один: смерть.

Все, что происходило на площади, было хорошо видно из окон аптеки. Панкевич, собственно, жил в аптеке, в одной из ее задних комнат. После войны Тадэуш Панкевич написал книгу «Аптека в Краковском гетто». За спасение жизней Тадеуш Панкевич в 1968 году получил титул "праведника мира".

История этого квартала — это кровь и боль. Недалеко от площади располагается фабрика Оскара Шиндлера, на которой мы также побывали.
Продолжение следует...

Польша.
Польша.
Польша. .
Польша. Краков.
Польша.

В Восточной Европе жили миллионы евреев. После оккупации Германией Польши в 1939 г. под немецкий контроль попали более двух миллионов польских евреев. Когда Германия вторглась в СССР в июне 1941 г., во власти нацистов оказались еще несколько миллионов евреев. Немцы намеревались контролировать многочисленное еврейское население, согнав его в специально отведенные зоны городов, называемые «гетто» или «еврейскими кварталами». В общей сложности на оккупированных территориях гитлеровцами было организовано не менее 1 000 гетто. Самое крупное гетто находилось в столице Польши Варшаве; в нем содержалось почти полмиллиона евреев.

Многие гетто были организованы в населенных пунктах, где евреи были сосредоточены еще до войны. Евреев и некоторых цыган транспортировали в гетто также из соседних регионов и Западной Европы. В октябре-декабре 1941 г. тысячи немецких и австрийских евреев были депортированы в гетто Восточной Европы. Для гетто немцы обычно выбирали самые старые и разрушенные городские кварталы. Иногда им приходилось выселять жителей нееврейского происхождения из их домов, чтобы освободить место для еврейских семей. Многие гетто были огорожены заборами из колючей проволоки или стенами; входы охранялись местной и немецкой полицией, а также эсэсовцами. Во время комендантского часа ночью жители были обязаны оставаться в квартирах.

В польских городах Лодзи и Варшаве непосредственно через середину гетто проходили трамвайные линии. Вместо того чтобы изменить маршруты, нацисты приказали обнести линии оградой и охранять, чтобы евреи не могли сбежать в трамваях. В будни на трамваях добирались на работу жители остальной части города, в воскресный день некоторые специально ездили на них, чтобы поглазеть на заключенных гетто и покуражиться над ними.

КЛЮЧЕВЫЕ ДАТЫ

12 ОКТЯБРЯ 1940 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВАРШАВСКИХ ЕВРЕЕВ В ГЕТТО

Немецкое командование издает приказ об организации в Варшаве гетто. Все варшавские евреи согнаны в специально отведенную зону, которую в ноябре 1940 г. отделяют от остального города. Зону огораживают стеной высотой более 3 метров с колючей проволокой наверху. Немцы тщательно охраняют границы гетто, не допуская контактов его жителей с остальной Варшавой. Варшавское гетто - самое крупное из всех как по площади, так и по числу жителей. Более 350 000 евреев - примерно 30 процентов городского населения - заключены на клочке земли, составлявшем примерно 2,4 процента всей площади города.

22 ИЮЛЯ 1942 г.
ДЕПОРТАЦИЯ ВАРШАВСКИХ ЕВРЕЕВ В ЛАГЕРЬ СМЕРТИ ТРЕБЛИНКА

В период между 22 июля и серединой сентября 1942 г. более 300 000 людей депортированы из Варшавского гетто: более 250 000 из них поступают в лагерь смерти Треблинка. Депортируемых направляют в Умшлагплатц (пункт депортации), который соединен с железнодорожной веткой Варшава - Малкиния. Их сажают в товарные вагоны и отвозят главным образом через Малкинию в Треблинку. Подавляющее большинство депортированных уничтожают по прибитии в Треблинку. В сентябре, по окончании массовой депортации 1942 г., в гетто остается только около 55 000 евреев.

19 АПРЕЛЯ 1943 г.
ЕВРЕЙСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ В ВАРШАВСКОМ ГЕТТО

Немецкое командование принимает решение уничтожить Варшавское гетто и в апреле 1943 г. объявляет о новых депортациях. Возобновление депортаций служит сигналом к вооруженному восстанию в гетто. Большинство жителей гетто отказываются явиться к месту депортации. Многие прячутся от немцев в предварительно подготовленных бункерах и укрытиях. Еврейские бойцы завязывают бои с немцами на улицах, атакуют из потайных бункеров. Чтобы принудить население выйти из укрытий, немцы поджигают гетто, и пожар не оставляет от него камня на камне. 16 мая 1943 г. сражение заканчивается. Тысячи евреев убиты, большую часть населения гетто депортируют в лагеря принудительного труда. Восстание в Варшавском гетто было самым масштабным и важным еврейским восстанием, а также первым городским восстанием в оккупированной немцами Европе.

Когда мой хороший приятель, а по совместительству следователь в г.Москве, гуляя по парку показывал мне, где, кого и каким образом убил маньяк Пичужкин (Битцевский маньяк), мне было довольно некомфортно. Но мне интересно, тем более, что зло в итоге наказано. Однако то, что испытал гуляя по польскому городу Лодзь, иначе как жестью не назвать. Представьте себе целую армию битцевских маньяков, которая вошла в ваш город с одной целью - убивать. Вас всех вырезать как баранов, пустить реки крови по этим улицам. Вам не на кого надеяться, вас никто не спасет, а живые будут завидовать мертвым. Все эти дома видели страдания и смерть и они стоят вот уже более 70 лет в том виде, в котором их оставили их жители. Есть много версий того, почему немалая часть третьего по величие города Польши по сей день выглядит столь кошмарно. Многие местные говорят, что в этих квартирах плохая аура, жить тут никто не желает. Факт остается фактом - в этом городе в 1939-1944 годах случился натуральный ад, какой может присниться лишь в самом кошмарном сне.

До войны Лодзь был самым развитым и богатым городом Польши, здесь был один из крупнейших индустриальных центров страны, а также третий по важности (после Варшавы и Кракова) как культурный и политический. Всему этому был положен конец в один миг, 1 сентября 1939 года, когда германская армия напала на Польшу и спустя несколько дней солдаты Вермахта маршем вошли в Лодзь. Плохо пришлось всем, но в особенности местным евреям, которых было в Лодзе порядка 250 тысяч человек, или примерно 30% населения города. Уже 18 сентября немцы отобрали весь бизнес принадлежащий евреям, включая немалую часть городских мануфактур, магагазинов, гостиниц, доходных домов. С этого же дня евреям запретили снимать свои средства со счетов в банках. Собственно, с этого момента стало понятно, что евреев ждет незавидная участь и некоторая их часть покинула оккупированную немцами часть Польши и бежала; кто в ту часть Польшу, что оттяпал Советской Союз (как мы помним, двухсторонняя оккупация Польши стала результатом пакта Риббентроп - Молотов), кто в тогда еще свободную Чехословакию.

Те же, кто не успели бежать в течении первого месяца после прихода немцев - подписали себе смертный приговор, поскольку 28 октября 1939 года евреям было запрещено появляться в центре города и был введен комендантский час. Любой, кто был пойман на улице после семи вечера - расстреливался на месте. Дальше пошло по нарастающей: в феврале 1940 года началось насильственное выселение евреев из их квартир и переселение в северную часть города, где активно огораживался каменными стенами новый район, куда переселяли всех евреев. Излишне говорить про адские условия жизни в гетто: ни отопления, ни воды, ничего. Все было отключено. Полная антисанитария и голод. Собственно, для этого гетто и создавалось, чтобы люди не пережили зиму. Тем не менее, гетто просуществовало четыре года, прежде чем немцы приняли решение об его полной ликцидации и отправке оставшихся в живых евреев в концлагеря. К этому моменту, от живших там 230 тысяч человек, от голода и болезней умерла примерно треть. Но это было в гетто, за высокими стенами.

А в других частях Лодзя, у поляков, жизнь все же как-то теплилась. Люди ходили на работу, покупали продукты в магазине (правда к 1943 голод начался и у поляков), рожали детей и даже могли выезжать из города. Собственно, с тех пор город мало поменялся -

Но за стеной все было совсем иначе. Сегодня в Лодзе нет даже намека не стены гетто. Только вот такие штуковины в земле, указывающие, где стена проходила. Мы с вами идем туда, откуда каких-то 70 лет назад можно было выйти только одними способом - в виде трупа.

Примечательно, что эта церковь на фото оказалась внутри гетто. Почему? Во многом это показывает отношение немцев к религии в целом. Еще до создания гетто, немцы превратили действующую церковь в полицейский участок. Здесь заседало Гестапо. Но вскоре они перевели Гестапо в другое место (его я вам покажу чуть далее), а здесь разместили еврейскую полицию. Да-да, немцы создали еврейскую полицию в гетто, так называемый "Юденрат", который отвечал за поддержание порядка в гетто. Немцы предпочитали вообще без необходимости внутрь периметра не заходить. За порядком следили сами евреи, предотвращая любые попытки поднять восстание, или даже просто высказывать недовольство. Это отдельная и весьма печальная страница еврейской истории и об этом можно почитать в интернете, введите в поиск "юденрат".

Этот большой дом справа какое-то время пустовал и это было странно, с учетом того, в какой кошмарной тесноте жили люди в гетто. Вы только представьте себе: 230 тысяч человек на территории размером 3 на 2 километра. Так вот, в итоге в этот и пару соседних зданий заселили несколько тысяч(!) пригнанных сюда евреев из Чехословакии. Люди ютились по 7-10 человек в каждой комнате -

Что-то захотелось мне купить водички. Зашел в этот супермаркет сети "Tesco" и только потом прочитал, что в этом белом здании, где до войны был кинотеатр, немцы заселили пригнанных евреев из Гамбурга. Сколько, на глазок, людей может жить в этом здании? Вы удивитесь, но очень много -

Все эти убогие дома были битком набиты людьми, спали везде, даже в туалете и на чердаке. Зимой это был вопрос выживания, при минусовых температурах только пребывания в закрытой комнате впритык друг к другу могло спасти от обморожений. Все эти деревья посажены уже после войны. В холодные зимы умирающие люди вырубили абсолютно все деревья, чтобы хоть как-то согреться, топя печки -

Обратите внимание на этот дом и улицу -

А теперь взгляните на фотографию 1940 года. Поскольку сквозь гетто проходила трамвайная линия, а пользоваться трамваями евреям не полагалось, то улицу для евреев закрыли, связав две части гетто несколькоми мостами. Один из них находился прямо возле этого здания -

А вот и здание, вызывавшее ужас у узников гетто. Оно называлось "Красный дом", или "Крипо". Последнее расшифровывается как криминальная полиция, фактически Гестапо. Сюда попадали все те, кто был пойман при попытке побега, незаконной торговле (попытка обменять у поляков часы на булку хлеба вела к расстрелу), любой форме неповиновения. Подчеркну, что основная часть убитых здесь евреев попадали в это здание посредством еврейской полиции, Юденрата, которые выполняли за немцев немалую часть черной работы по контролю над гетто -

Еще одно здание с мрачной историей. До 1941 года это был рынок, но потом немцы его закрыли и превратили в место для массовых расстрелов -

О-о, а работе в этом здании позавидует любой сотрудник российского УФМС! Это паспортно-статистическое управление лодзинского гетто. Здесь вели учет живущих, умерших, родившихся, приехавших, уехавших. В последнем случае, как вы понимаете, уехать можно было только в Освенцим. Представляете, как бы тетушки из паспортных столов хотели бы нас с вами отправить в газовые камеры, чтобы не морочили им головы со своими загранпаспортами. А тогда было легко работать: родился младенец, не сообщили (надеясь, что дите выживет и если о нем не узнают) - расстрел! Мечта паспортистки, она бы и ваше имущество присвоила. Какая досада, блин, времена не те, думают чиновники. Люди в этих конторах не меняются, в этом я уверен -

Главное управление еврейской полиции и здесь же заседал главный комиссар, Леон Розенблат. Достойный был человек, честный, правильный. Тысячи людей отправил на убой в концлагеря, надеясь, что отобранное у них имущество сможет присвоить себе. Не вышло. Его в 1944 отправили вслед за другими евреями -

Вот он, главный еврейский полицейский гетто, справа -

Впрочем, Розенблатт был далеко не главным палачом собственного народа. Руководил гетто другой человек, Хаим Румковский, который вначале командовал Юденратом и лишь потом стал фактически "мэром" гетто. Как и все руководители юденратов, Румковский лавировал между попытками сохранить еврейское население гетто и выполнением приказов нацистов. Безусловно, что он не забывал и о себе любимом. В Израиле личность Румковского является крайне спорной, поскольку он активно сотрудничал с нацистами и сдал им немало еврейских подпольщиков, а кроме того по сути отбирал у жителей гетто и присваивал себе их жилье, имущество.

Румковский считал, что прилежный труд евреев в пользу оккупационных властей позволит избежать уничтожения гетто и всячески привлекал людей к каторжному труду взамен на еду. По сути, евреи работали на предприятиях, снабжавших германскую армию одеждой, обувью, запчастями для танков и так далее.

В сентябре 1942 года, когда нацисты приказали выдать еврейских детей для отправки их в лагерь смерти (детей и стариков убивали первыми, ведь они не могли работать), Румковский произнёс перед жителями гетто агитационную речь с рефреном с требованием отдать детей по-хорошему, угрожая в противном случае привлечь Гестапо. Он пытаяся убедить людей, что ценой жизни детей можно будет спасти жизни многих других узников гетто. Примечательно, что Румковский был отправлен в итоге в Освенцим вместе с другими узниками.

Приятный парк, называется Пиастовский. Сегодня тут приятно прогуляться, посидеть на лавочке. Лучше всего сидеть вот на тех лавочках, что видны на фото. Сидя на них, вы могли бы наблюдать за казнями. Прямо тут, откуда я фотографирую, стояли виселицы и ежедневно на них вздергивали очередных несчастных. Вот прямо тут, да, где только что прошла тетенька с девочкой -

Это следственный изолятор гетто, тут еврейская полиция держала задержанных. Собственно, редко кому удавалось выйти из этого здания живым. Пишут, что некоторым удавалось откупаться. Но большинство отсюда отправлялись к немцам, а далее путь один - в концлагерь. А здание так ничего, крепкое, вон, даже люди живут в нем и спутниковую антенну поставили, чтобы смотреть много иностранных каналов -

Гетто состояло из нескольких сот подобных домов -

Раньше тут был госпиталь, а что сейчас - я не в курсе.

Заметили, что улицы мощеные? Еще с тех времен -

Это здание с удивительным граффити ужасно для цыган -

Дело в том, что это и несколько других зданий гетто немцы выделили для цыган. От еврейской части цыганскую часть гетто отделяла каменная стена. Здесь жили около 5000 цыган и все они были отправлены в концлагерь, где погибли -

Когда я остановился напротив этого мрачного здания, ко мне неожиданно подошел пожилой дядечка и спросил, не журналист ли я. Ответил, что нет, но интересуюсь. И он мне сказал, что это место проклято. По его словам, в 1941 году здесь был магазин. Ну, сами понимаете, что такое магазин в гетто, где народ умирал от голода. Хлеб по карточкам. Так вот, тут всегда была очередь, днем и ночью. И однажды сюда приехали немцы выбрали из толпы 20 человек и расстреляли их прямо тут, перед входом. Это за то, что какой-то еврей сумел сбежать из гетто. Так немцы приучали людей к дисциплине и порядку, чтобы на будущее не вздумали молчать, если кто-то соберется бежать.

С тех пор, про словам дядечки, тут открывались и закрывались многочисленные магазины, конторы. Но место проклято, ничего тут не функционировало и в итоге решили его просто замуровать -

Друзья, а вы не в курсе, что это за железяки на стене здания? Таких очень много на старых домах -

Поразительно, но подъезды абсолютно не поменялись со времен войны -

Я не впечатлителен, но мне было не по себе. Вы правильно догадались, я полез в то самое проклятое здание, в котором расстреляли людей. Здесь, меж тем, живут люди. Пара квартир заселены бомжами -

А тут вообще такое ощущение, что сделано все, чтобы сохранить до мелочей память об ужасах. В этом здании содержались польские дети, чьи родители были расстреляны за партизанщину. Немцы отправляли таких детей сюда, в гетто, причем держали детей отдельно от евреев, за забором. Но если вы думаете, что дети выжили, то ошибаетесь. Большинство из них использовались для выкачки крови, которая требовалась раненным солдатам Вермахта, прибывающим с восточного фронта.

Ирония жизни и судьбы состоит в том, что теперь в этом жутком месте, где из детей откачивали кровь, размещается гостиница для собак -

Большинство туристов... хотя, Лодзь далеко не туристический город, а уж гулять по мрачной разрухе в бывшем гетто - и вовсе представляет интерес для абсолютных маньяков, вроде меня. Так вот, большинство туристов везут сюда, в место под названием "Радегаст" на окраине города. Принято считать, что это самое страшное место в в Лодзи, ибо это название железнодорожной станции, откуда в последний путь уезжали выжившие узники гетто -

Место страшное, это вне всяких сомнений. Но не менее страшна и жизнь в гетто, где еще до отправки в крематории люди умирали от голода, болезней, расстрелов, пыток. Многие уезжали в концлагерь будучи сломленными настолько, что даже ощущали некое освобождение в виде скорой смерти -

Последний гудок и в путь. В последний путь -

А это уже мемориал на станции -

Рядом со станцией расположено огромное кладбище, между прочим самое большое в Европе еврейское кладбище. В нем почти 150 тысяч могил, большая часть которых разбита нацистами, но немало и сохранилось. Про кладбище расскажу отдельной статьей, а пока обратите внимание на этот мавзолей и замните фамилию - Познанский. Человека звали Исраэль Познанский и о нем я тоже расскажу отдельно -

Поскольку не все читатели имеют аккаунт в Livejournal, я дублирую все свои статьи о жизни и путешествиях в социальные сети, так что присоединяйтесь:
Твиттер

Варшавское гетто - жилая зона, созданная нацистами в период оккупации Польши, куда насильственно перемещали евреев в целях изоляции их от нееврейского населения. За время существования гетто его население уменьшилось с 450 тысяч до 37 тысяч человек. Немецкому солдату-радисту и по совместительству фотографу Вилли Георгу (Willy Georg), будучи в Варшаве в 1941 году, удалось нелегально пробраться в гетто и отснять четыре плёнки происходящего ужаса, после чего, при задержании, у него был конфискован фотоаппарат, но плёнки сохранились до наших дней.

Торговец газетами за работой

После вступления в Польшу войск Третьего рейха в октябре 1939 года оккупационные власти отдали приказ, согласно которому евреям предписывалось сдать наличные деньги в кредитно-финансовые учреждения. На человека разрешалось оставить не более 2000 злотых.

Молодая еврейка в толпе

В общественном транспорте нацисты расклеивали плакаты оскорбительного характера с целью разжигания межнациональной розни.

Уличные букинисты

Говоря о причинах создания гетто в населённых пунктах Польши, нацисты утверждали, что евреи являются переносчиками инфекционных заболеваний, и их изоляция поможет защитить нееврейское население от эпидемий.

Прохожая

В марте 1940 года ряд городских районов с высокой концентрацией еврейского населения были объявлены карантинной зоной. Из этих районов было выселено около 113 тысяч поляков и на их место заселено 138 тысяч евреев из других мест.

Уличный торговец

Решение об организации гетто было принято 16 октября 1940 года генерал-губернатором Гансом Франком. К этому моменту в гетто находилось около 440 тысяч человек (37 % населения города), при этом площадь гетто составляла 4,5 % площади Варшавы.

Человек без сознания у витрины

Первоначально выход из гетто без разрешения наказывался тюремным заключением сроком 9 месяцев. С ноября 1941 года стала применяться смертная казнь. 16 ноября гетто было огорожено стеной.

Уличный попрошайка

Официально установленные продовольственные нормы для гетто были рассчитаны на гибель жителей от голода. Во второй половине 1941 года продовольственная норма для евреев равнялась 184 Килокалориям.

Торговля дровами вразвес

Однако, благодаря нелегально поставлявшимся в гетто продуктам питания, реальное потребление составляло в среднем 1125 Килокалорий в день.

Старики, просящие подаяние на улице

Часть жителей была занята на немецком производстве. Так, на швейных предприятиях работало 18 тысяч евреев. Рабочий день длился 12 часов без выходных и праздников. Из 110 тысяч рабочих гетто постоянная работа была лишь у 27 тысяч.

Группа женщин с корзинами на улице варшавского гетто

На территории гетто были организованы нелегальные производства различных товаров, сырьё для которых поставлялось тайно. Продукция так же тайно вывозилась для продажи и обмена на пищу за пределы гетто. Кроме 70 легальных пекарен в гетто работало 800 нелегальных. Стоимость нелегального экспорта из гетто оценивалась в 10 миллионов злотых в месяц.

Пожилой еврей на улице варшавского гетто

Труп жителя варшавского гетто, лежащий на тротуаре

В гетто выделялась прослойка жителей, деятельность и положение которых обеспечивали им относительно благополучную жизнь (коммерсанты, контрабандисты, члены юденрата, агенты гестапо). Большая часть жителей страдала от недоедания. Худшее положение было у евреев, переселённых из других районов Польши. Не имея связей и знакомств, они испытывали трудности в поиске заработка и обеспечении своих семей.

Две женщины, торгующие на улице варшавского гетто

В гетто происходила деморализация молодёжи, образовывались молодёжные банды, появлялись беспризорники.

Старик просящий подаяние

В гетто циркулировали слухи о массовом уничтожении евреев в провинциях Польши. Чтобы дезинформировать и успокоить жителей гетто, немецкая газета «Варшауэр цайтунг» сообщала, что десятки тысяч евреев занимаются строительством производственного комплекса. Кроме того, в гетто было разрешено открыть новые школы и приюты.

Чаепитие на улице

22 июля 1942 года юденрат был проинформирован, что все евреи за исключением работающих на немецких предприятиях, работников госпиталей, членов юденрата и их семей, членов еврейской полиции в гетто и их семей будут депортированы на восток. Еврейской полиции было приказано обеспечить ежедневную отправку 6 тысяч человек на железнодорожную станцию. В случае неисполнения распоряжения нацисты угрожали расстрелять заложников.

Торговцы обувью

В тот же день состоялось собрание участников подпольной еврейской сети, на которой собравшиеся решили, что отправка жителей будет производиться с целью переселения в трудовые лагеря. Было принято решение не оказывать сопротивления.

Овощной торговый прилавок в варшавском гетто

Ежедневно из здания больницы, назначенной пунктом сбора, людей выгоняли на погрузочную платформу. Физически крепких мужчин отделяли и направляли в трудовые лагеря. Кроме того, освобождались занятые на немецких предприятиях. Остальных (не менее 90 %) загоняли по 100 человек в вагоны для скота. Юденрат делал заявления, опровергая слухи о том, что вагоны следуют в лагеря уничтожения. Гестапо распространяло письма, в которых от имени выехавших жителей рассказывалось о трудоустройстве на новых местах.

Истощенный человек, сидящий на тротуаре

В первые дни полиция захватывала нищих, инвалидов, сирот. Кроме того, было объявлено, что добровольно явившимся на пункты сбора будут выданы три килограмма хлеба и килограмм мармелада. С 29 июля началось окружение домов с проверкой документов, не имевших справок о работе на немецких предприятиях отправляли на погрузочную платформу. Пытавшиеся скрыться расстреливались. В этих проверках также принимали участие литовские и украинские коллаборационисты. К 30 июля было вывезено 60 000 человек.

Истощенный ребенок

Двое детей, просящие подаяние на тротуаре в варшавском гетто

21 сентября были окружены дома еврейской полиции, большинство полицейских вместе с женами и детьми были отправлены в лагеря уничтожения.

Чаепитие на улице варшавского гетто

В течение 52 дней (до 21 сентября 1942 года) около 300 тысяч человек было вывезено в Треблинку. В течение июля еврейская полиция обеспечила отправку 64 606 человек. В августе было вывезено 135 тысяч человек, за 2-11 сентября - 35 886 человек. После этого в гетто осталось от 55 до 60 тысяч человек.

Уличные торговцы дровами и углем в варшавском гетто

В последующие месяцы оформились Еврейская боевая организация численностью около 220-500 и Еврейский боевой союз численностью 250-450 человек. Еврейская боевая организация предлагала оставаться в гетто и оказывать сопротивление, тогда как Еврейский боевой союз планировал покинуть гетто и продолжать действия в лесах. Участники организаций были вооружены преимущественно пистолетами, самодельными взрывными устройствами и бутылками с горючей смесью.

Пожилые евреи

С 19 апреля по 16 мая 1943 года в Варшавском гетто произошло вооружённое восстание. Восстание было подавлено войсками СС. В ходе восстания было убито около 7000 защитников гетто и около 6000 сгорели заживо в результате массовых поджогов зданий со стороны немецких войск. Оставшиеся в живых жители гетто в количестве около 15000 человек были отправлены в лагерь смерти Треблинка.

Групповой портрет жителей варшавского гетто

Прохожий подает детям на улице в варшавском гетто

Уличное движение в варшавском гетто. На переднем плане конный катафалк и велосипедист

Еврейское гетто Кракова было одним из пяти главных гетто, созданных властями нацистской Германии в Генерал-губернаторстве во время немецкой оккупации Польши в ходе Второй мировой войны. Целью создания системы гетто было отделение «годных к работе» от тех, кто впоследствии подлежал уничтожению. Перед войной Краков был культурным центром, где проживало около 60-80 тысяч евреев.
Преследования еврейского населения Кракова начались вскоре после ввода нацистских войск в город 1 сентября 1939 в ходе германского вторжения в Польшу. С сентября евреи были обязаны принять участие в принудительных трудовых работах. В ноябре 1939 все евреи начиная с 12-летнего возраста были обязаны носить опознавательные нарукавные повязки. Было приказано закрыть синагоги по всему Кракову, нацистские власти забрали все еврейские реликвии и ценности.

В мае 1940 германские оккупационные власти объявили, что Краков станет «чистейшим» городом генерал-губернаторства (оккупированной, но не аннексированной части Польши). Был отдан приказ об обширной депортации евреев из Кракова. Из 68-тысячного еврейского населения было разрешено остаться только 15 тысячам рабочих и членам их семей. Всем остальным было приказано уйти из города и расселиться в пригородной сельской местности.

Краковское гетто формально было основано 3 марта 1941 в районе Подгурже, а не в еврейском районе Казимеж. Выселенные из Подгурже польские семьи нашли пристанище в бывших еврейских поселениях вне новообразованного гетто. Тем временем 15 тыс. евреев были помещены в район, где раньше проживало 3 тыс. человек. Район занимал 30 улиц, 320 жилых строений и 3 167 комнат. Как результат в одной квартире жило по четыре еврейские семьи, а многие менее удачливые евреи жили прямо на улице.
Гетто было окружено стенами, отделявшими его от других районов города. Все окна и двери, выходившие на «арийскую» сторону, были по приказу замурованы кирпичами. Пройти в гетто можно было только через 4 охраняемых входа. Стены состояли из панелей, имевших вид могильных плит, это выглядело как зловещее предзнаменование. Небольшие фрагменты стен сохранились и сегодня.

Юные последователи молодёжного сионистского движения, принимавшие участие в выпуске подпольной газеты HeHaluc HaLohem («Сражающийся пионер»), присоединились к другим сионистам, состоящим в местном отделении «боевой еврейской организации» (польск. Żydowska Organizacja Bojowa) и организовывали сопротивление в гетто, помогая подпольной Армии крайовой. Группа принимала участие в различных акциях сопротивления, включая подрыв кафе «Cyganeria» - места, где собирались нацистские офицеры. В отличие от Варшавского гетто их борьба не привела к общему восстанию перед его ликвидацией.

После 30 мая 1942 нацисты приступили к систематическим депортациям евреев из гетто в близлежащие концентрационные лагеря. В последующие месяцы тысячи евреев были депортированы в ходе операции Кракау, возглавляемой СС-оберфюрером Юлианом Шернером. Сначала евреев собирали на площади Згоды и затем отправляли на железнодорожную станцию в Прокосим. В первую депортацию перевезли 7 тыс. человек, во вторую 5 июня 1942 г 4 тыс. евреев перевезли в концлагерь Белжец. 13-14 марта 1943 нацисты под командой СС-унтерштурмфюрера Амона Гёта провели «окончательную ликвидацию гетто». 8 тысяч евреев, считавшихся годными к работе были перевезены в концлагерь Плашув. 2 тысячи евреев, считавшихся негодными к работе, были убиты прямо на улицах гетто. Все остальные были отправлены в Освенцим.