Спас на крови (Храм Воскресения Христова). История Спаса на Крови (храма Воскресения Христова)

ИСТОРИЯ СОБОРА

Храм во имя Воскресения Христова в Санкт-Петербурге, получивший в народе название «Спас на Крови» — это мемориальный храм, возведенный в память о трагической кончине императора Александра II. Собор стоит над местом смертельного ранения Государя. Здесь на набережной Екатерининского канала (сейчас канала Грибоедова), император был смертельно ранен революционерами-народовольцами 1 марта 1881 года по старому стилю. Трагическое событие, потрясшее всю страну, стало толчком к созданию Храма-Памятника, Храма покаяния народа за убийство своего царя.

Александр II (1855-1881) вошел в русскую историю как царь-реформатор. Получив страну, ослабленную Крымской войной, в тяжелейшем экономическом состоянии, он был вынужден пойти на масштабные преобразования. Главным делом его жизни стала отмена крепостного права в 1861 году, давшая личную свободу и права российским крестьянам, открывшая путь экономическому развитию России. Именно за освобождение 23 миллионов крестьян Александр II получил прозвание «Царь-Освободитель». Реформы, последовавшие за отменой крепостного права: земская, судебная, военная, народного образования и многие другие затронули все стороны российской жизни. Они запоздали, проводились не всегда последовательно, встречали сопротивление «справа» и «слева», но все равно трудно переоценить их значение для истории России. Развитие промышленности, строительство железных дорог, привлечение всех слоев населения к решению местных проблем, самая прогрессивная в мире судебная система, реорганизация армии, присоединение к России огромных территорий Средней Азии и Кавказа сделали страну действительно великой державой, и во многом позволили обрести международный престиж, отчасти утраченный после поражения в Крымской войне. Освободителем император стал и для балканских народов, за свободу и независимость которых Россия воевала в Русско-турецкой войне 1877-78 гг.

Поступательное развитие страны было прервано усилением революционного движения. Воспользовавшись недовольством части населения, революционеры вступают в борьбу с самодержавием, считая его главным злом для страны и народа. Попытки поднять на борьбу крестьянство не увенчались успехом, «хождение в народ» революционеров провалилось. Организация «Народная воля», возникшая в конце 70-х годов выбирает террор как главный метод борьбы. Народовольцы всерьез полагали, что гибель царя и нескольких высших чиновников вызовет в стране смятение, на волне которого при поддержке рабочих и военных удастся свергнуть самодержавие и установить республиканское правление. Взяв на себя право вынести императору «смертный приговор», они начинают настоящую «охоту» на Александра II. Покушения следуют одно за другим; гибнут ни в чем не повинные люди; власти усиливают репрессии против революционеров, даже пытаются пойти на уступки, но ничто не останавливает цареубийц.

1 марта 1881 года произошло последнее покушение, стоившее жизни Царю-Освободителю. Террористический акт тщательно готовился. Было установлено наблюдение за всеми передвижениями императора. Во время проезда кареты самодержца по набережной Екатерининского канала революционер Н.Рысаков бросил первую бомбу. Взрывом были ранены несколько человек, в том числе смертельные раны получили конвойный казак Александр Малеичев, сопровождавший карету, и находившийся рядом с местом взрыва мальчик разносчик Николай Захаров. Повреждена была задняя стенка императорской кареты, выбиты стекла, но сам царь не пострадал. Александр II отказался сразу покинуть место трагедии. Он отдал распоряжения о помощи раненым, посмотрел на схваченного террориста, и, уже возвращаясь к своей карете, был настигнут вторым взрывом. Другой народоволец, И.Гриневицкий, сумел бросить бомбу прямо под ноги императору. Истекавшего кровью Александра II перенесли в сани и отвезли в Зимний дворец. От полученных ран Царь-Освободитель скончался в 3 часа 35 минут пополудни.

«Александр II на смертном одре». К.Е.Маковский (1881 г.)
Россия была потрясена этим трагическим событием. Надежды «Народной воли» не оправдались – выступлений народных масс не произошло. Место трагедии стало местом паломничества, где стали возноситься молитвы за душу убитого Царя. Верующие ощущали цареубийство как личную трагедию, видя в ней параллель с Евангельскими событиями. Как Царь Небесный Иисус Христос принял мученическую кончину за грехи всех людей, так и Царь земной Император был убит за грехи русского народа. Желание увековечить память о погибшем Царе-Освободителе охватило все слои населения, включая самые беднейшие. По всей России начинают возводиться многочисленные монументы в память об императоре: это и скульптурные памятники, и поминальные стелы, и часовни.

На месте смертельного ранения императора через несколько лет был заложен величественный храм Воскресения Христова на крови, продолживший давнюю традицию русского зодчества возводить церковные сооружения в честь важных исторических событий или в память о погибших.

Инициатором увековечивания памяти убитого императора Александра II выступила Санкт-Петербургская Городская дума, депутаты которой предложили установить над местом ранения Царя-Освободителя часовню.

Новый император, сын погибшего, Александр III, поддержав решение Думы, пожелал возвести не часовню, а храм-памятник. Был объявлен конкурс на создание проекта храма над местом трагедии. 17 апреля 1881 года, в день рождения Александра II, на набережной канала освящается деревянная шатровая часовня, сооруженная по проекту Л.Н.Бенуа на средства купца И.Ф.Громова. В ней ежедневно совершали панихиды об упокоении души убиенного императора Александра Николаевича. Через стеклянные двери можно было видеть звено ограды набережной и часть мостовой со следами крови. Часовня простояла до начала строительства храма в 1883 году (потом ее перенесли на Конюшенную площадь и впоследствии разобрали).

Временная часовня на Екатерининском канале
В первом конкурсе на создание проекта мемориального храма приняли участие виднейшие петербургские архитекторы: А.И.Томишко, И.С.Китнер, В.А.Шретер, И.С.Богомолов и др. Большинство проектов были созданы в «византийском стиле». Но Александр III, рассмотрев избранные варианты, не утвердил ни одного из них, так как, по его мнению, они не отвечали характеру «русского церковного зодчества». Он выразил пожелание, «чтоб храм был построен в чисто русском вкусе XVII столетия, образцы коего встречаются, например, в Ярославле», и что «самое место, где император Александр II был смертельно ранен, должно быть внутри самой церкви в виде особого придела». Создание храма-памятника в традициях XVII века служило бы метафорой приобщения Петербурга к заветам старомосковской Руси. Напоминая об эпохе первых Романовых, сооружение символизировало бы единство царя и государства, веры и народа. То есть новый храм мог стать не просто мемориалом убитому императору, но и памятником российскому самодержавию вообще.

Совместный конкурсный проект архи мандрита Игнатия и А.Парланда
За первым конкурсом последовал второй. 28 апреля 1882 г. Комиссия приступила к отбору лучшей работы. Высочайшее одобрение получил совместный проект архимандрита Игнатия (И.В.Малышева), настоятеля Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом, и архитектора А.А.Парланда. Именно этот проект удовлетворял все требованиям нового императора. Однако окончательный проект был утвержден лишь в 1887 году, после внесения А.А.Парландом ряда корректировок, значительно изменивших первоначальный облик храма.

Освятить будущий храм во имя Воскресения Христова предложил архимандрит Игнатий. Произошло это на первом же заседании Комиссии по строительству. Посвящение храма Воскресению Христову носило глубокий смысл: в таком наименовании звучала идея преодоления смерти, утверждалась связь между мученической кончиной Александра II и искупительной жертвой Спасителя. Место смертельного ранения Царя-Освободителя должно было восприниматься как «Голгофа для России». Этот образ лучше всего раскрыл в своем стихотворении А.А.Фет:

День искупительного чуда,
Час освящения креста:
Голгофе передал Иуда
Окровавленного Христа.

Но сердцеведец безмятежный
Давно, смиряяся, постиг,
Что не простит любви безбрежной
Ему коварный ученик

Перед безмолвной жертвой злобы,
Завидя праведную кровь,
Померкло солнце, вскрылись гробы,
Но разгорелася любовь.

Она сияет правдой новой.
Благословив ее зарю,
Он крест и свой венец терновый
Земному передал царю.

Бессильны козни фарисейства:
Что было кровь, то стало храм,
И место страшного злодейства
Святыней вековечной нам.

Собор Воскресения Христова был торжественно заложен 6 октября 1883 года в присутствии митрополита Исидора и царской четы: императора Александра III и императрицы Марии Федоровны. В честь этого события была выбита медаль, которую по традиции вместе с закладной доской заложили в основание будущего престола. Церемониал освящения был составлен самим архимандритом Игнатием (Малышевым).

Первый камень положил лично император Александр III. Перед этим фрагмент решетки канала, гранитные плиты и часть булыжной мостовой, обагренной кровью Александра II, сняли, уложили в ящики и перенесли на хранение в часовню на Конюшенной площади.

Хотя окончательный проект храма к 1883 году еще был не утвержден, строительство началось. Строился собор 24 года. Его смета составила 4 606 756 рублей (из них 3 100 000 рублей выделила казна, остальное составили пожертвования от императорской фамилии, государственных учреждений и частных лиц). Строительство осложнялось близостью канала. Впервые в строительной практике Санкт-Петербурга было применено бетонное основание под фундамент, вместо традиционной забивки свай. На мощном сплошном фундаменте из путиловской плиты возводят кирпичные стены.

Одновременно идет наружная облицовка, отличающаяся повышенной декоративностью и сложностью исполнения. Стены храма облицованы красно-коричневым кирпичом из Германии, беломраморные детали выполнены из эстляндского мрамора; особую нарядность храму придают поливные изразцы и цветная черепица работы фабрики Харламова. В 1894 году сомкнули своды купола, в 1896 на Петербургском Металлическом заводе были выполнены металлоконструкции каркасов девяти глав собора. Покрытие глав четырехцветной ювелирной эмалью специальной рецептуры не имеет аналогов в русской архитектуре. Эта уникальная работа была выполнена фабрикой Постникова.

6 июня 1897 года состоялось торжественное поднятие креста высотой 4,5 метра на центральную главу храма. Совершил молебен и освятил крест митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий. Но строительство продолжалось еще 10 лет. В основном велись отделочные и мозаичные работы. Архитектура храма Воскресения относится к позднему этапу развития «русского стиля» XIX века (одного из стилистических направлений эклектики). Архитектор А.Парланд создал оригинальное сооружение, вобравшее все самое лучшее и выразительное из арсенала русского зодчества допетровской Руси. Архитектурный образ храма навевает воспоминания о московских и ярославских церквях XVI –XVII веков. В качестве прообразов «Спаса на крови» специалисты называют московские храмы Троицы в Никитниках и Троицы в Останкине, ярославские храмы: Иоанна Златоуста в Коровниках и Иоанна Предтечи в Толчкове и другие. В основе композиции собора – компактный четверик, увенчанный пятиглавием. Центральные главы узорами напоминают главы московского Покровского собора (больше известного как храм Василия Блаженного) – одного из символов России. Но покрытие этих глав ювелирной эмалью совершенно уникально. Высота центральной шатровой главы 81 метр (высота колокольни Ивана Великого в Москве). С востока три полукруглые алтарные апсиды завершаются золочеными главками. С запада к основному объему примыкает колокольня, выдвигающаяся в русло канала. Высота главы колокольни 62,5 метра. Именно колокольня выделяет само место трагедии, находящееся внутри храма. Над луковичной главой колокольни воздвигнут высокий крест, завершающийся императорской короной. По народным поверьям на крестах православных церквей невидимо стоят Ангелы, переносящие молитву, творимую в храме, к Престолу Всевышнего и поэтому под главой колокольни были выбиты слова, взятые из молитвы св. Василия Великого: «Сам, Бессмертный Царю, прими моления наша…и остави нам прегрешения наша, яже делом, и словом, и мыслию, ведением, или неведением согрешенная нами…». С западной стороны колокольни, под золотым навесом, находится мраморное Распятие с мозаичным образом Спасителя, отмечающее снаружи храма место смертельного ранения императора. По сторонам от Распятия размещены иконы: св. Зосимы Соловецкого, в день памяти которого родился Александр II (17 апреля по ст.стилю); и св.муч. Евдокии, в день памяти которой император принял мученическую смерть (1 марта по ст. стилю). В убранстве колокольни многократно подчеркивается мемориальный характер сооружения: над полукруглым окном мозаичная икона Александра Невского, небесного покровителя Александра II; в кокошниках – небесные покровители императорской семьи. Поверхность колокольни, ниже карниза, покрыта изображениями гербов городов и губерний, представляющих всю Россию, скорбящую об убийстве Царя- Освободителя. Основные события царствования Александра II высечены на досках красного гранита в нишах ложной аркады, размещенной в нижней части стен фасада. Двадцать досок повествуют о судьбе императора и его преобразованиях.Входы представляют собой два сдвоенных крыльца под общим шатром, прикомпанованных к колокольне с севера и юга. Шатры, покрытые цветной черепицей, венчают двуглавые орлы, в тимпанах крылец — мозаичные композиции по оригиналам В.М.Васнецова «Страсти Христовы». Войдя внутрь собора, мы сразу же оказываемся рядом с местом трагедии — фрагментом набережной, выделенным шатровой яшмовой сенью. Сень, вырезанная русскими мастерами камнерезами, представляет собой восьмигранный шатер, который поддерживают четыре колонны. Большая часть убранства была создана из русской алтайской и уральской яшмы; балюстрада, вазоны и каменные цветы на шатре – из уральского родонита. За золоченой решеткой с императорской короной виднеются булыжная мостовая, плиты тротуара и решетка канала – место, где упал смертельно раненый император. Сюда приходили и приходят люди, чтобы помолится о душе Царя-Освободителя. Рядом с памятным местом и сейчас проводятся панихиды.

Сень над местом смертельного ранения императора Александра II

Интерьер собора имеет неповторимый облик – это удивительное сочетание мозаичного и каменного убранства. Стены и своды храма покрыты сплошным мозаичным ковром — это и священные изображения, и многочисленные орнаменты. Площадь мозаичного убранства составляет более 7 тысяч квадратных метров! В России, да и в Европе храм занимает первое место по количеству мозаик. Создание убранства Спаса на крови стало новым этапом в развитии русского монументального мозаичного искусства.

В 1895 году Комиссия по строительству объявила конкурс на исполнение мозаик. В нем участвовали мозаичное отделение Академии художеств, немецкая фирма «Пуль и Вагнер», итальянские фирмы «Сальвиати» и «Societa Musiva» и первая частная мозаичная мастерская А.Фролова, которая и стала победителем. Представленные ее мастерами образцы устроили членов Комиссии, как по техническим, так и по художественным достоинствам, и особенно по срокам изготовления мозаик. Все монументальные мозаики на стенах и сводах собора были выполнены этой частной мозаичной мастерской. Академии художеств доверили набирать только станковые иконы для иконостаса и киотов. Немецкой фирме «Пуль и Вагнер» заказали четыре мозаики для боковых частей иконостаса.

В мастерской Фролова мозаики набирали «обратным», или «венецианским» способом. Этот метод был рассчитан на исполнение масштабных композиций, воспринимаемых с большого расстояния. Живописный оригинал калькировался на плотную бумагу в зеркальном отображении. Рисунок разделялся на части, на каждую из которых наклеивали лицевой стороной кусочки смальты (цветного стекла). Готовую мозаику окружали рамой, и заливали цементным раствором. Мозаичные блоки крепились к стене. Швы между ними заполнялись мастикой, по которой композиция «добиралась» уже прямым способом набора. Основу художественного метода составляли упрощение живописного рисунка, лаконизм цветового решения и четкость светотеневых ограничений. Декоративность такой мозаики в большей степени, чем мозаики, выполненной «прямым способом», зависела от оригинала, предоставленного художником. Прототипом подобного письма служила фресковая живопись новгородских и ярославских храмов XVII века.

Живописные эскизы для мозаик Спаса на крови создавали 32 художника, отличавшихся как степенью своего дарования, так и художественной манерой. Лучше других восприняли специфику монументального искусства Н.Н.Харламов, В.В.Беляев, и В.М.Васнецов. Диапазон их творческой манеры весьма разнообразен: от византийских традиций и канонов академизма до стилистических приемов модерна.

Размещение изображений строго продумано — оно отражает и мемориальный характер собора, и его посвящение Воскресению Христову. В центральной части храма на синих фонах стен – представлен земной путь Спасителя: от иконы Рождества Христова в нижнем регистре южной стены до чудес и исцелений, изображенных на иконах северной стены. Восточная часть выделена золотыми фонами. Над алтарем размещен образ «Спас в силах» или «Христос во славе», удивительная мозаика, по эскизу иконописца Н.Н.Харламова. Мозаика показывает Господа во всей полноте Его силы и славы, таким, каким Он явится в конце времен, чтобы судить живых и мертвых. Окружают Господа Небесные силы: Серафимы с огненными крыльями, Херувимы – с зелеными; с четырех сторон от Христа крылатые символы Евангелистов. Выразительная и лаконичная икона, прекрасно вписывается в алтарную апсиду и сразу приковывает взгляд. При парадном освещении и в солнечные дни образ излучает мощное золотое свечение. Фоны набраны золотой смальтой – канторелью, содержащей тонкие пластинки сусального золота внутри стекла.

Спас в силах или Христос во славе

В алтаре всю поверхность восточной апсиды занимает огромная мозаичная икона «Евхаристия», созданная также по эскизу Н.Н.Харламова. В центре на возвышении изображен сам Христос, торжественно подающий Святые Дары. По сторонам от него Ангелы, держащие рипиды, и апостолы, торжественно шествующие к Причастию. При открытых Царских вратах виден лишь центр композиции – Христос и принимающие Святые Дары склонившиеся первоверховные апостолы Петр и Павел.

Евхаристия
В полукружиях боковых апсид над иконостасом: справа – «Вознесение Христово», слева – «Сошествие Святого Духа» (обе иконы по эскизам В.В.Беляева).

В центре собора, в полусфере, перед алтарем излучает золотое свечение мозаика «Преображение Господне». Христос, преобразившийся перед Своими учениками, изображен в центре, в лучах блистающего света. По сторонам от Него пророки – Илия и Моисей. Внизу, закрываясь от нестерпимого сияния – апостолы Петр, Иаков и Иоанн, взошедшие с Господом на гору. Набрана икона по эскизу Н.Н.Кошелева.

Преображение Христово
Изображение Благовещения — на двух столпах-пилонах перед солеей (это икона создана по эскизу архитектора А. А.Парланда). На четырех центральных подкупольных пилонах размещаются иконы святых: пророков, апостолов, праведников, мучеников, преподобных. Лики святых помещены и на выступах стен и на арках. В центральном барабане купола в круглых медальонах находятся 16 изображений небесных покровителей императорского дома. В своде главного барабана – лик Христа Пантократора, что в переводе с греческого означает Вседержитель. Господь на мозаике по эскизу Н.Н.Харламова изображен оплечно, с руками поднятыми в благословляющем жесте. Евангелие перед ним раскрыто на словах «МИР ВАМ». Обрамляют лик Спасителя образы Серафимов и Херувимов. Их сомкнутые крылья создают изящный узор. Композиция образа схематична, решена широко и декоративно. Цвет положен не более чем в двух оттенках. Силуэт Спасителя выделяется на темно-синем фоне. Лик Господа с огромными темными глазами, устремленными на зрителя, необыкновенно выразителен и напоминает византийские образцы.

Христос Пантократор
По канонам византийской иконописи созданы Харламовым мозаики для малых плафонов «Спас Благое Молчание», «Спас Эммануил», «Иоанн Креститель» и «Богоматерь». Эти сравнительно небольшие по размеру работы отличаются ясным и точным рисунком мозаичного набора, особой одухотворенностью и монументальностью. Специфика храма-памятника внесла в оформление интерьера ряд корректив. В большей степени каноны нарушены в западной части храма, где находится место смертельного ранения императора Александра II. Это определило тематическую направленность расположенных вокруг сени мозаик: «Положение во гроб», «Распятие», «Сошествие во ад» и других, исполненных по оригиналам В.В.Беляева. В них тема мученической смерти царя ассоциативно раскрывается через посмертную судьбу Спасителя. Скорбное место — сень — освещено окном на западной стене. Венчает его композиция «Яко царствие Твое», или «Новозаветная Троица», с восседающем на троне Богом-Отцом, Иисусом Христом и парящим над ними голубем — символом Святого Духа. Окно фланкируют изображения Ангела Хранителя погибшего императора и св. князя Александра Невского, его небесного покровителя. Два воина — небесный и земной — застыли на карауле у места смертельного ранения царя. Мозаики у места трагедии, также как и в алтарной части, набраны на золотых фонах. Вечером заходящее солнце освещает западную часть собора и отсюда исходит мягкое свечение.

Св. князь Александр Невский и Ангел Хранитель погибшего императора
В отличие от монументальных изображений на стенах и сводах собора, исполненных мастерами Фролова, мозаичные иконы иконостаса и киотов — станковые произведения. Они исполнялись мозаичистами Императорской Академии художеств и немецкой фирмой «Пуль и Вагнер» и набраны так называемым «репродукционным способом», позволяющим копировать живописный оригинал с сохранением всех его цветовых нюансов. Центральные местные иконы иконостаса «Спаситель» и «Пресвятая Богородица» набраны в мозаичной мастерской Академии Художеств по живописным оригиналам В.М.Васнецова. Художник, прославивший себя росписями Владимирского собора в Киеве, картинами на сказочные и былинные сюжеты, согласился создать всего несколько произведений для Спаса на крови. Образы, созданные В.М.Васнецовым, поражают величием и одновременно особой одухотворенностью. Спаситель изображен на царском троне как Царь и Судия, но взор Его преисполнен любви и сострадания к людям. Пресвятая Богородица, Царица Небесная также восседает на троне — сколько нежности, теплоты, грусти в Ее лице. Тень тревоги коснулась и лика Богомладенца. Мягкий колорит икон построен на сочетании тонов вторящих теплоте и задушевности образов. Четкие контуры и локальные цвета придают иконам монументальность.


Пресвятая Богородица Спаситель
Справа от Спасителя храмовая икона «Сошествие во ад». Иконография образа передает смысл Воскресения Христова – освобождение людей от уз греха и смерти. М.В.Нестеров, автор живописного оригинала, следует древнерусскому канону. В центре в сияющей мандорле и белых одеждах изображен Христос. Свет, окружающий его, противопоставлен темноте вокруг. Господь правую руку подает Адаму, слева от Него — Ева. По сторонам виднеются фигуры ветхозаветных царей и праведников, орнаментальный фон создают крылья бесплотных Сил Небесных, внизу – поверженные врата ада и языки пламени. Нежные тона иконы, изысканность линий и экспрессия сродни стилистике модерна. Образ набран в Академии художеств репродукционным методом, передающим все оттенки и цветовые переходы.

С другой стороны иконостаса, слева от образа Богородицы, размещена икона «Вознесение Господне» по оригиналу М.В.Нестерова. В основе также лежит древняя иконография, выполненная в современной для художника манере. Нестеров создает эскизы и для изображений в кокошниках иконостаса: «Ветхозаветная Троица» и «Христос по дороге в Эммаус».


Вознесение Христа Сошествие во ад
Невысокий одноярусный иконостас храма Воскресения является шедевром камнерезного искусства. Он выполнен по эскизу архитектора А.А.Парланда из итальянского мрамора генуэзской фирмой Нуови. Мрамор тонко подобран по цвету, темные тона нижней части переходят в светлые наверху. Создается ощущение легкости и возвышения. Ажурная резьба иконостаса напоминает резьбу по дереву и поражает виртуозностью и разнообразием. Орнаментика архитектурных деталей пронизана символами, рожденными представлениями о вечном Эдеме, растительные узоры напоминают о райском саде. Три больших кокошника венчают иконостас, над ними пока не установлены кресты, утраченные в советское время. Кресты украшали граненые кристаллы хрусталя и сейчас планируется их воссоздание. Пострадал и уникальный итальянский мрамор иконостаса. В левом нижнем углу, рядом с табличкой, можно увидеть, в каком состоянии он был до начала реставрации.

В центре иконостаса находятся царские врата, недавно заново созданные и возвращенные на свое место. Их краткое описание представлено Парландом в Отчете о строительстве храма: «Царские врата – из серебра на металлическом каркасе, с эмалевыми украшениями по золотому фону и с эмалевыми же изображениями 4 Евангелистов и Благовещения (исполнены по рисункам архитектора строителя) — дар Петербургской Купеческой Управы». В советское время их великолепное убранство было полностью утрачено. Воссоздание царских врат произведено петербургскими мастерами на средства выделенные музеем. Л.А.Соломникова — автор уникальной рецептуры современной эмали и ее палитры. В.Ю.Никольский руководил реставрационными работами по металлу. Почти восемь лет ушло на эту сложную и кропотливую работу.

13 марта 2012 года Царские врата храма Воскресения Христова были установлены на историческое место и 14 марта торжественно освящены епископом Гатчинским Амвросием.

Фланкирующие столбики Царских врат украшают 12 мозаичных икон «Афонских святых», изготовленых в 1861 году в мозаичных мастерских Академии художеств. Это уникальные иконы из мелких столбиков «тянутой смальты» по рисункам с оригиналов, находящихся в одном из монастырей на горе Афон (отсюда и название – «афонские святые»). Изначально их собирались разместить в убранстве ковчега-дарохранительницы в будущем храме Христа Спасителя. Но в 1884 году Александр III передал иконы в строящийся храм Воскресения в Санкт-Петербурге. Из 12 икон сохранились только 4 – св.Прокопий, св.Димитрий, св.Евграф, св.Диомид. Они сильно пострадали в советское время и были в ужасающем состоянии. 8 из 12 икон были утрачены, и их пришлось воссоздавать: это иконы свв.Леонтия, Меркурия, Иакова Персидского, Пантелеймона, Георгия, Никиты, Феодора и Мины Египетского. Автор уникальной реставрационной методики – Игорь Лаврененко. Почти двадцать лет кропотливой работы по реставрации и воссозданию икон завершились в 2013 году и сейчас мы имеем возможность любоваться этими дивными образами.

Боковые нефы собора завершаются двумя большими каменными киотами, отделяющими клиросы от основного объема здания. В Спасе на крови киоты представляют собой сплошную стенку, выполненную из резного камня. В настоящее время в киотах сохранились лишь 2 иконы, по одной с каждой стороны.

В левом северном киоте — икона Святого благоверного князя Александра Невского — небесного покровителя императора Александра II, набранная по живописному оригиналу Михаила Нестерова. Художник создал проникновенный образ молящегося князя, склонившегося перед иконой Богоматери, над которой выложены слова из Писания «Не в силе Бог, а в правде». Святой князь изображен в латах, но на доспехи накинут плащ, щит и меч положены к подножию Богородичной иконы. Александр Невский погружен в молитву, в руке его — горящая красная свеча. Икона поразительно подобрана по цвету, передан и блеск доспехов князя, и горение свечи. Это одна из самых филигранных по технике набора икон, набранная в мозаичной мастерской Академии художеств «прямым» или «римским» способом. В этом случае изображение набиралось из небольших кубиков смальты, обладающих богатой палитрой цветовых оттенков.

Лицевая поверхность мозаики шлифовалась, полировалась, и в итоге готовое изображение почти не отличается от живописного оригинала. В правом южном киоте – икона Воскресения Христова, также по оригиналу М.В.Нестерова. На этой иконе Господь изображен воскресшим, выходящим из гроба в светлом одеянии, в одной руке Крест – символ крестных страданий, другая – поднята в благословляющем жесте.


Св. князь Александр Невский Воскресение Христово
Над гробницей надпись: «Где Ты Смерти Жало, где Ты Ада Победа». Создана икона по эскизу Михаила Нестерова и представляет собой западный вариант иконографии Воскресения Христова, пришедший на Русь из Европы в 17 веке. Подобно образу св. князя Александра Невского, она была исполнена в мозаичной мастерской Академии Художеств «прямым» способом набора. Ее нежные светлые краски, потрясают изысканными тональными переходами, создают полное впечатление имитации масляной живописи и созвучны стилистике модерна.

К сожалению, не сохранились остальные 14 икон, заполнявших ниши киотов. Эти иконы, преподнесенные в дар собору во время строительства, не были мозаичными. Их оклады были выполнены из серебра, украшены эмалью, позолотой и жемчугом. Иконы были изъяты в 1920-е гг. и судьба их сегодня, к сожалению, не известна. Пока эти ниши пустуют.

Киоты являются образцами прекрасной работы русских камнерезов Екатеринбургской гранильной и Колыванской шлифовальной фабрик. Выбор камней, из которых создавали киоты, не случаен. Эти же камни — зеленая ревневская яшма и розовый родонит — были использованы для создания надгробий над могилами императора Александра II и его жены Марии Александровны в Петропавловском соборе.

Для украшения киотов применялась яшма и других сортов — палевая аушкульская – для креста и ажурного орнамента наверху, яркая пестроцветная орская яшма — для узорчатых колонок и пластинок в центре киота. Выполненные с необыкновенным мастерством узоры киотов перекликаются с мозаичными орнаментами храма.

Орнаментика храма проникнута христианской символикой. Стебли и листья, цветы и бутоны создают ощущение светлой радости и надежды на Воскресение, что как нельзя лучше соответствует названию храма. Эскизы более 80 неповторяющихся орнаментов исполнены архитектором А.А.Парландом и художником А.П.Рябушкиным.

Каменное убранство собора поражает разнообразием. В интерьере Спаса на крови широко применялись не только камни российских месторождений, но и привезенные из Италии. Цокольная часть стен облицована итальянским серпентинитом или змеевиком, названным так за схожесть его рисунка с узорчатой змеиной кожей.

Пол храма, площадью свыше 600 кв.м выложен из разноцветного итальянского мрамора более чем 10 сортов. Он был выполнен по рисунку А.А.Парланда в генуэзской мастерской Джузеппе Нови, а собран на месте российскими мастерами. Толщина пластинок цветного мрамора – около 5 мм.

Нижняя часть пилонов храма облицована украинским камнем – черным лабрадоритом. Он обладает уникальным свойством иризации — радужного свечения, идущего словно бы из глубины камня. Каменное и мозаичное убранство взаимно дополняют друг друга и создают уникальный ансамбль храма, проникнутого идеей преодоления смерти Воскресением.

Спас на крови, возведенный на месте убийства императора Александра II, был торжественно освящен 19 августа 1907 года по старому стилю. Чин освящения проводил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский). На освящении присутствовал последний российский император Николай II и императрица Александра Федоровна, ныне причисленные к лику святых. Сразу же после освящения, в полдень, была отслужена первая торжественная литургия.

Храм вмещал в себя около 1600 молящихся, и средства на его содержание выделяло государство.

В отличие от приходских церквей, в этом храме до 1918 года не исполнялись требы, как не соответствующие его статусу. Службы же велись ежедневно, с обязательной заупокойной литией.

Первоначально причт Спаса на крови состоял из восьми человек: настоятеля, ключаря, священника, дьякона и четырех псаломщиков. Первым настоятелем собора с 1907 по 1923 год являлся профессор Духовной Академии протоиерей П.И.Лепорский. Его сменил протоиерей В.М.Верюжский (1923-1929). Последним же настоятелем стал протоиерей А.Е.Советов (1929-1930).

Построенный на месте смертельного ранения императора Александра II, в послереволюционный период Спас на крови в определенной мере повторил судьбу царя-мученика. В 1917 году прекратилось поступление казенных денежных средств на содержание храма, в связи с чем, настоятель, Петр Лепорский, обратился к жителям Петрограда с предложением объединиться вокруг храма и по мере сил и возможностей разделить заботу о поддержании в нем благолепия.

По указу Народного комиссариата в марте 1918 года храм Воскресения и его сокровища перешли под управление и охрану Комиссариата народных имуществ Республики. В конце мая 1918 года комиссариат устанавливает свой штат служащих в храме, а в январе 1920 года передает его на условиях полного содержания церковной двадцатке, сделавшей Спас на крови обычной приходской церковью.

К сожалению, в это время весьма скудные пожертвования прихожан не могли покрыть эксплуатационные нужды здания. В здании не было отопления даже в зимний период.

В 1920-е годы Спас на крови, как и почти все русские храмы подвергся разграблению, лишившись большей части своих богослужебных предметов. С 1921 по 1923 год комиссия по изъятию церковных ценностей неоднократно проводит конфискацию церковного имущества в соборе и его ризнице (оклады, лампады, подсвечники, ризы, дискосы, ковчеги для святых даров, три напрестольных Евангелия, отличавшихся необычайным богатством оформления).

В 1922 году под давлением новой власти эксперты Академии истории материальной культуры объявили храм типичным памятником упадка русской архитектуры конца 19 века, не представляющим ни художественной, ни исторической ценности. Таким образом, его можно было беспрепятственно грабить.

В 1920-е годы храм неоднократно менял подчиненность. С июля 1922 по июль 1923 года, храм, будучи приходским, относился к Петроградской автокефалии. Затем, с 5 июля по 9 августа 1923 года им завладели «обновленцы» — просоветски настроенное духовенство. С августа 1923 по декабрь 1927 года храм Воскресения Христова являлся кафедральным городским собором. С конца 1927 года по ноябрь 1930 года Спас на крови был центром «Истинно-Православной Церкви» или «иосифлянства» – течения в Русской Церкви, возглавлявшегося митрополитом Иосифом (Петровых), непримиримо относившимся к вмешательству советских властей в церковные дела и разорвавшим каноническое общение с патриаршей церковью. Советские власти рассматривали деятельность иосифлян как контрреволюционную, хотя изначально «иосифлянский раскол» не имел никакой антиправительственной или антигосударственной окраски.

В итоге лидеры иосифлян, в том числе настоятель Спаса на крови Василий Верюжский и многие прихожане были арестованы. В декабре 1930 года организован судебный процесс для обезвреживания «монархической контрреволюционной церковной организации, направленной на свержение советской власти». Число осужденных составило 132 человека. Судьба их трагична, почти все они, как и митрополит Ленинградский Иосиф были или расстреляны или приговорены к большим срокам концлагерей.

30 ноября 1930 года президиум ВЦИК выносит постановление о закрытии Спаса на крови. Здание храма снимают с учета в Главнауке, а в январе 1931 года все его 14 колоколов отправлены в переплавку. Предполагалось, что здание храма будет снесено, поэтому собор временно использовался как склад.

Еще в конце 1930 года здание Спаса на крови было передано Обществу политкаторжан и ссыльнопоселенцев для культурно-просветительских нужд, и в 1934 году Общество организует здесь экспозицию, посвященную событиям 1 марта и истории народовольческого движения. Правда, эта выставка просуществовала всего несколько месяцев.

В это же время Комитет по охране памятников революции и культуры дал свое согласие на уничтожение Спаса на крови. Активная подготовка к ликвидации здания началась в 1941 году и была приостановлена только в связи с началом войны.

Во время блокады Ленинграда, в Спасе на крови размещался один из моргов нашего города. Собор пострадал из-за обстрелов, и следы повреждений сохранены на одной из мемориальных досок южного фасада. Большой артиллерийский снаряд попал в главный купол храма, не разорвался и пролежал между сводами почти двадцать лет. Рискуя жизнью, его обезвредил сапер Виктор Демидов в 1961 году. После войны собор арендует Малый оперный театр и устраивает в нем склад декораций. Здание продолжает разрушаться — после войны к «непрофильной» эксплуатации добавились разбитые стекла окон, отверстия от осколков в куполах и кровле, через которые внутрь попадала влага. Еще один критический момент в судьбе храма — 1956 год, когда городские власти в очередной раз задумали снести собор под предлогом устройства транспортной магистрали. Начиналась новая кампания уничтожения культовых зданий, продолжавшаяся более десяти лет.

Мемориальная доска южного фасада
Только в 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении. Исполком Ленгорсовета 20 июля 1970 года принимает решение №535 «Об организации филиала музея «Исаакиевский собор» в здании бывшего храма Спаса на крови». Передача храма-памятника на баланс музея состоялась 12 апреля 1971 года.

Началось многолетнее восстановление храма. Собор строили 24 года, а реставрационные работы продолжались 27 лет – их основной этап завершился только в 1997 году. Собор реставрировали и снаружи и внутри. Пришлось делать новую систему гидроизоляции, прокладывать новые коммуникации.

Поврежденные кресты, эмалевые купола, черепицу, облицовку фасадов реставрировали ленинградские мастера. Мозаику, на загрязненной поверхности которой были сколы, повреждения, частичные выпадения смальты, возрождала бригада талантливого реставратора Виктора Шершнева. Работа продолжалась 14 лет. Вся мозаика площадью 7000 кв.м промывалась, налет грязи счищался щетками, скальпелями и ластиками, места осыпания добирались.

Значительно пострадало каменное убранство храма. Больше всего был поврежден итальянский мрамор и серпентинит. Необходимо было не только вернуть камню первоначальный внешний вид, но и воссоздать утраченные детали. Все трещины и сколы тщательно заделывались мастикой в цвет камня, а затем мрамор вновь подвергался шлифовке и полировке. С этой работой замечательно справились ленинградские и уральские специалисты.

19 августа (по новому стилю) 1997 года в день Преображения Господня собор был открыт как музей. В настоящее время он имеет статус государственного музея в составе ГБУК ГМП «Исаакиевский собор».

Возрождается духовная жизнь храма-памятника. 23 мая 2004 года храм заново освящен, и в нем состоялась первая Литургия, которую возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров). 19 сентября 2010 года в храме начались регулярные богослужения, которые возглавлял игумен Мстислав (Дячина), нынешний епископ Тихвинский и Ладожский. Теперь Литургии совершаются каждое воскресенье, по великим и двунадесятым праздникам. В настоящее время настоятелем храма является протоиерей Сергий (Куксевич), секретарь Санкт-Петербургского епархиального управления, благочинный Центрального округа.

Глубоко почитается в соборе память императора Александра II. В день его трагической кончины 14 марта (1 марта по старому стилю) совершается архиерейское богослужение с особым поминовением убитого Государя. После каждой божественной литургии, как правило, служится поминальная лития по императору.

Список использованной литературы

1. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Петербурга // Т.1. СПб, 1994г.
2. Бутиков Г.П. Храм-памятник «Спас на крови» // СПб, 1996г.
3. Виннер А.В. Материалы и техника мозаичной живописи // М., 1953г.
4. Второе рождение «Спаса на крови». Художественный альбом // СПб, 2007г.
5. Заметка о мозаике. Первая частная мозаичная мастерская Фролова: 1890-1900гг. // СПб, 1900г.
6. Зеленченко В.А. Научная реставрация сени музея-памятника «Спас на крови». Музеи России: поиски, исследования, опыт работы // СПб, 1996г., с. 30-33.
7. Кириков Б.М. Архитерктура Петербурга конца XIX – начала ХХ века. Эклектика. Модерн. Неоклассицизм // СПб, 2006г.
8. Корольков Н.Ф. Храм Воскресения Христова (что на крови) на месте смертельного поранения императора Александра II // СПб, 1910г.
9. Лебедева Е.А. Петроград и его святыни // СПб, 1993г.
10. Лисовский В.Г. «Национальный стиль» в архитектуре России // М.: Совпадение, 2000г.
11. О конкурсе на составление проекта храма, предназначенного к сооружению на месте, где был смертельно ранен в Бозе почивший император Александр II // Неделя строителя, 1882г., №14-17.
12. Нагорский Н.В. «Спас на крови». Храм Воскресения Христова // СПб, 2004г.
13. Парланд А.А. Храм Воскресения Христова, сооруженный на месте смертельного поранения в Бозе почившего императора Александра II на Екатерининском канале в С.-Петербурге // СПб, 1907г.
14. Павлов А.П. Храмы Санкт-Петербурга // СПб, 1995г.
15. 1 марта 1881 года: Казнь императора Александра II. Сост. В.Е.Кельнер // Л.: Лениздат, 1991г.
16. Покровский Н. Выставка эскизов и картонов для мозаик Храма Воскресения Христова в С.-Петербурге // Церковный вестник 1900г., №18, с. 578-580.
17. Санкт-Петербургская панорама // 1993г., № 5, с. 20-35 (статьи о храме Воскресения Христова).
18. Сборник конкурсных проектов Храма на месте покушения на жизнь Императора Александра II // Зодчий, 1884г. (выпуск не нумерован).
19. Татищев С.С. Император Александр II. Его жизнь и царствование // М., 1996г.
20. Толмачев Е.П. Александр II и его время // М., 1998г.
21. Трагедия реформатора: Александр II в воспоминаниях современников // СПб, 2006г.
22. Царские врата Спаса на крови. Руководитель проекта Н.Буров // СПб, 2013г.
23. Черепнина Н.Ю., Шкаровский М.В. Справочник по истории православных монастырей и соборов Санкт-Петербурга 1917 – 1945 гг. // СПб, 1996г.
24. Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской православной церкви // СПб, 1999г.
25. Флайер Майкл С. Церковь «Спаса на крови». Замысел – воплощение – осмысление // Иерусалим в русской культуре. М., 1993г.
26. Фокина Л.В. Орнамент // Ростов-на-Дону, 2006г.
27. Храмы Санкт – Петербурга. Справочник – путеводитель // СПб, 1992г.
28. Царское слово о сооружении церкви на месте злодейского преступления 1 марта // Странник 1881г., март, с. 577-578.

Спас на Крови (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Архитектура исторического центра Санкт-Петербурга - сплошной классицизм, ампир и модерн. И неожиданно посреди этого выверенного талантливейшими зодчими ансамбля взгляд упирается в разноцветные купола, кирпичное узорочье, кокошники и пилястры, живо напоминающие Собор Василия Блаженного на Красной площади. Кто и почему позволил разрушать строгий и величественный образ имперской столицы подобными вольностями? Причина была трагической - на этом месте народоволец-террорист Игнатий Гриневицкий смертельно ранил Александра II Освободителя. Спас на Крови - мемориальный храм, поставленный на месте цареубийства.

Немного истории

В конкурсе на лучший проект собора принимали участие известные архитекторы страны. Основными требованиями нового императора Александра III были русский стиль здания и отдельный придел на месте, где пролилась августейшая кровь. Только с третьей попытки выбрали проект Альфреда Парланда, профессора Академии художеств. Заложили храм в 1883 г., построили быстро, а вот отделывали целых 10 лет и освятили в 1907 г.

После революции, как водится, собор закрыли, какое-то время использовали в качестве овощехранилища, в блокаду - морга, а после войны - как склад театральных декораций. Несколько раз его собирались разрушить, но в 1970 г. начали реставрацию. С 1997 г. обновленный храм открыли для посетителей, в 2004 г. возобновились богослужения.

Поговаривали, что когда со Спаса на Крови снимут строительные леса, то рухнет Советская власть. Их демонтировали перед самым августом 1991 г...

Что посмотреть

Однопрестольный трехапсидный храм возведен в виде традиционного четверика. Вокруг высокого 8-гранного шатра теснятся 4 главки, каждая с особой кровлей из разноцветной черепицы, меди, и смальты. Вплотную стоит колокольня высотой 81 м. Фасады богато и разнообразно украшены поясками, изразцами, наличниками, кокошниками, отделаны гранитом и мрамором. Над входами размещены мозаичные панно по эскизам В. М. Васнецова, М. В. Нестерова, А. А. Парланда, В. В. Беляева и Н. А. Бруни на евангельские сюжеты.

Поразителен интерьер собора, украшенный уральскими самоцветами и разноцветным мрамором. Главная святыня - укрытый толстым стеклом участок мощеной булыжниками мостовой, где принял смерть Александр II. Над ней, на серо-фиолетовых колоннах из алтайской яшмы сооружена сень с крестом из горного хрусталя, изнутри усыпанная звездами из топазов.

Все стены, своды и столбы сплошь покрыты мозаикой общей площадью около 6000 кв. м. Смальтовые образа «Богоматерь с младенцем» и «Спаситель» на мраморном иконостасе по эскизам В. М. Васнецова производят неизгладимое впечатление, хотя и нарушают общепринятые каноны. Восстановление этих шедевров заняло больше времени, чем потребовалось на строительство.

В ходе работ была обнаружена застрявшая в перекрытиях купола неразорвавшаяся немецкая бомба.

Спас на Крови - это одновременно действующий храм Санкт-Петербургской епархии РПЦ и часть музейного комплекса Исаакиевского собора.

Практическая информация

Адрес: Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2. Веб-сайт .

Как добраться: на метро до ст. «Невский проспект», затем пешком по наб. канала Грибоедова.

Время работы: с 10:30 до 18:00, выходной день - среда. Богослужения проводятся по воскресным и праздничным дням, начиная с 7:00; всенощная литургия по субботам с 18:00. Цена билета для взрослых - 250 RUB, учащихся, студентов, пенсионеров - 50 RUB. Цена билета на тематические и вечерние экскурсии - 400 RUB. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Собор Воскресения Христова на Крови – таково полное название этого храма – по своему исполнению немного напоминает собор Василия Блаженного в Москве. Кроме того, прообразами для него стали московские храмы Троицы в Останкине и Никитках, а также ярославские: Иоанна Предтечи в Толчкове и Иоанна Златоуста в Коровниках. Однако отличия между ним и названными культовыми сооружениями очевидны. Спас-на-Крови не только по архитектурным, но и художественным характеристикам является совершенно уникальным и самобытным.

Четырехугольное здание, венчаемое пятью большими и четырьмя меньшими главами, три апсиды закругленной формы с золотыми главами на восточной стороне и фронтоны-кокошники, украшающие северный и южный фасады, делают эту монументальную православную святыню узнаваемой во всем мире. Не меньше впечатляют высота Спаса-на-Крови, составляющая 81 метр, и его вместимость – внутри одновременно может находиться до 1600 человек.

Отдельные туристы, особенно из тех, кто приезжает в Санкт-Петербург и Россию впервые, даже не догадываются, что собор Спаса-на-Крови возведен над местом, где более 135 лет назад действительно пролилась самая настоящая кровь. Страшное событие, случившееся тогда, и предопределило появление здесь мемориального однопрестольного храма, ставшего символом покаяния всего народа за деяние, совершенное кучкой авантюристов. Уже одно то, что средства на строительство были собраны по всей России, говорит само за себя.

Собор Воскресения Христова на Крови – яркий памятник отечественного зодчества, в котором нашли свое воплощение лучшие традиции русского архитектурного стиля. В настоящее время он является музеем, знакомство с которым неизменно входит в экскурсионные программы по Северной столице.


Предыстория строительства

Вторая половина XIX века выдалась для России очень нелегкой. С одной стороны государство было ослаблено участием в Крымской войне и тяжелым положением в экономике, с другой – имели место масштабные преобразования, у истоков которых стоял император Александр II. Речь идет, прежде всего, об отмене в 1861 году крепостного права, ставшей мощным толчком для дальнейшего развития страны. Освободив 23 млн крестьян от помещичьего рабства, он получил в народе благородное прозвище «царь-освободитель» и вошел в историю.

Вместе с тем, проводимые государем реформы – земская, судебная, военная, образования и ряд других – хоть и несли в целом положительные изменения, но в их осуществлении были ошибки, что спровоцировало усиление революционного движения. Часть населения была недовольна нововведениями, и этим воспользовались радикалы, вступившие в борьбу с самодержавием – именно его они считали главным злом. В конце 70-х годов возникла организация «Народная воля», использовавшая в своих методах борьбы террор. Они поставили своей целью убить царя и ряд представителей высшего руководства страны, полагая, что их устранение приведет в движение массы, которые свергнут самодержавие, и огромная империя станет республикой.

Провозгласив такие намерения, они тут же приступили к осуществлению задуманного, вынеся Александру II смертный приговор и начав настоящую охоту на самодержца. На него было организовано несколько покушений, которые последовали одно за другим. Теракты не увенчались успехом, но зато при их совершении погибло много ни в чем не повинных людей. В ответ власть была вынуждена усилить репрессии против «народовольцев» и даже пойти на некоторые уступки. Однако это, похоже, только раззадорило цареубийц. И вот 1 марта 1881 года они устроили на царя еще одно покушение, которое стало последним.

Жестокий теракт тщательно готовился, потому и достиг в этот раз своей цели. Это случилось в тот момент, когда император, возвращаясь с военного парада в Михайловском манеже, проезжал в своей карете по набережной Екатерининского канала: революционер Н. Русаков бросил в нее бомбу. Несколько человек из свиты получили тяжелые ранения, в том числе смертельные, но царь остался жив и отказался сразу покидать место покушения. Один из сопровождавших телохранителей с помощью толпы скрутил злоумышленника, другой подбежал доложить, что злодей уже пойман. «Слава богу, я уцелел, но вот...» - произнес император, указывая на раненых, стонущих на мостовой. В этот миг под ноги ему полетела вторая бомба, брошенная другим террористом, поджидавшим своего часа, - И. Гриневицким...

Когда пороховой дым рассеялся, народ, пораженный ужасом, увидел распростертое на земле окровавленное тело. «Поскорей... во дворце... там умереть», – прошептал раненый склонившемуся над ним великому князю Михаилу Николаевичу. Это были его последние слова, и в 16:35, уже в Зимнем дворце, император скончался. Сын покойного Александр III решил увековечить память отца храмом на месте его злодейского убийства. Строительство, затянувшееся почти на 25 лет, велось по проекту архитектора Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия.



Совершенное цареубийство потрясло всю страну. Ожидания «Народной воли», что народ вслед за этим выйдет свергать самодержавие, не оправдались. Люди, наоборот, стремились попасть на место теракта, чтобы помолиться за душу императора и погибших из числа сопровождавших его лиц. Особенно негодовали верующие, увидев в трагической смерти императора отголосок евангельских событий. Тогда, в библейские времена, Иисус Христос погиб на кресте, искупив грехи всего человечества, а царь Александр Николаевич подобно ему был убит за грехи народа российского, поэтому неудивительно, что сама собой родилась идея увековечить память о мученике.

Это желание охватило все слои населения, включая самые бедные. И вот, спустя несколько лет, на месте, где император получил смертельное ранение, его сын и преемник Александр III повелел возвести храм-памятник, храм-покаяние. Его строительство, продолжавшееся 24 года, продолжило собой давнюю традицию возводить культовые сооружения в ознаменование важных исторических событий либо в память о погибших. Изданием соответствующего указа император поддержал решение Санкт-Петербургской городской Думы. Правда, депутаты предложили возвести на месте ранения царя часовню. Император же посчитал, что на этом месте должен стоять настоящий храм.

Однако строительство полноценного культового сооружения было делом нелегким и не быстрым, а время терять не хотелось. На месте гибели императора было решено сначала установить деревянную шатровую часовню, которая на средства купца И. Ф. Громова была сооружена архитектором Л. Н. Бенуа. 17 апреля 1881 года Александру II, будь он жив, исполнилось бы 63 года, и день его рождения был выбран в качестве даты освящения этой часовни.

Панихида об упокоении души царя Александра Николаевича совершалась здесь ежедневно. Часть мостовой и небольшой участок ограды набережной, на которых остались следы крови императора, – через стеклянные двери часовенки всё это очень хорошо просматривалось. Спустя два года она была перенесена на Конюшенную площадь и впоследствии разобрана, а на ее месте началось строительство храма Спаса-на-Крови.

Как возводился собор Воскресения Христова на Крови

Началу работ предшествовало проведение сразу двух конкурсов на лучший проект. Первые 26 из них были готовы уже 31 декабря 1881 года. Свое видение будущего храма-памятника представили многие архитекторы того времени, такие, как И. С. Богомолов, А. Л. Гун, И. С. Китнер, уже упомянутый Л. Н. Бенуа и ряд других. Специальная комиссия отобрала 8 проектов, которые посчитала наиболее удавшимися, признав при этом самой лучшей работу А. И. Томишко, выполненную в русско-византийском стиле и названную «Отцу Отечества».

Проекты-победители, разумеется, были продемонстрированы действующему государю, однако ни один из них ему не приглянулся. Александр III хотел видеть в будущем храме черты истинно русского зодчества, присущие церквям XVII века, особенно ярославским. А собственно место, где царь был смертельно ранен, предстояло оформить в виде отдельного придела.

Второй конкурс, итоги которого были подведены 28 апреля 1882 года, тоже не выявил окончательного победителя. На нем был представлен уже 31 проект, их авторами являлись многие знаменитые архитекторы – например, Р. П. Кузьмин, Н. В. Султанов, Р. А. Гёдике, А. И. Резанов, А. Л. Обер, А. Н. Бенуа и другие. Александр III вынужден был отклонить и их, поскольку ни одна работа не соответствовало его видению будущего собора.

И вот, спустя некоторое время, наконец, появился проект, который хоть и не полностью, но всё же удовлетворил взыскательные вкусы государя. Его разработчиками были архитектор Альфред Парланд и настоятель Троице-Сергиевой пустыни архимандрит Игнатий (Малышев). Император наложил на него 29 июля 1883 года свою высочайшую резолюцию и повелел авторам доработать свои изыскания, и 1 мая 1887 года он был окончательно утвержден.

Спас-на-Крови в вечерней подсветке

Первый камень в основание храма, однако, заложили еще в октябре 1883 года. Была образована специальная комиссия по строительству храма Спаса-на-Крови, которую возглавил Великий князь Владимир Александрович, младший сын погибшего царя. В состав комиссии вошли архитекторы Р. Б. Бернгард, Д. И. Гримм, А. И. Жибер, Р. А. Гёдике, которыми в проект вносились коррективы по ходу работ. Немалую роль в улучшении собора сыграл И. В. Шторм: благодаря его предложениям общая композиция храма только выиграла.

Если бы не мозаичные работы, продвигавшиеся не так быстро, как хотелось бы, то освящение Спаса-на-Крови могло бы произойти лет на десять раньше. И вот этот долгожданный и благословенный день настал: 6 (19) августа 1907 года, в день православного праздника Преображения Господня, митрополитом Антонием (Вадковским) была совершена церемония освящения. Она была обставлена очень торжественно, при участии императора Николай II и членов его семьи. Менее чем через год, в апреле 1908 года, тот же митрополит Антоний освятил Иверскую часовню-ризницу, стоявшую рядом с собором Воскресения Христова на Крови. Ризница являла собой хранилище икон, которые когда-либо подносились в память о трагической кончине Александра II.

Спас-на-Крови строился с использованием новейших для тех лет технологий, поэтому его с полным основанием можно назвать одним из самых современных зданий начала XX века. Больше того, оно даже было полностью электрифицировано, о чем не могли мечтать даже многие важные государственные учреждения. 1689 ламп освещали храм Спаса-на-Крови изнутри, что по тем временам было просто немыслимо! Что касается стоимости всего строительства, то она оценивается в довольно внушительную сумму – 4,6 млн рублей. Собор в память об убиенном царе-освободителе был вторым после Исаакиевского собора культовым сооружением Санкт-Петербурга, который, будучи в ведении Министерства внутренних дел, находился полностью на содержании государства.



Собор Воскресения Христова на Крови от остальных храмов отличался тем, что не планировался для массовых посещений. Прихожане могли входить в него только по пропускам. Некоторые богослужения, совершавшиеся в нем, посвящали памяти погибшего от рук террористов Александра II. Настоятелем собора в сентябре 1907 года назначили профессора П. И. Лепорского.

После Октябрьской революции 1917 года большевистское правительство перестало выделять финансы на содержание храма Спаса-на-Крови. Вследствие этого настоятелю не оставалось ничего другого, как обратиться к петроградцам с просьбой о поддержке собора в эти трудные времена и, по возможности, материально, внося на его содержание посильные суммы.

В конце 1919 года городские власти решили организовать приход при храме Воскресения Христова на Крови. Петр Лепорский активно возражал против этого, справедливо замечая, что приходским он никогда не был. Но Петросовет от своего не отступался, и уже 11 января 1920 года храм Спаса-на-Крови был передан так называемой «двадцатке», то есть новообразованному приходу. В 1922-1923 годах управление собором осуществляла Петроградская автокефалия под началом Николая (Ярошевича), епископа Петергофского.


После того, как заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергей (Страгородский) издал «декларацию», в которой провозглашалась безоговорочная лояльность коммунистическому режиму, Спас-на-Крови стал центром оппозиционного течения в Русской православной церкви, известного как иосифлянство. Его последователи не поддерживали линию сотрудничества с большевиками. И за последними дело не стало: 30 октября 1930 года, согласно постановлению Президиума ВЦИК, храм был закрыт.

Через год комиссия Ленинградского областного Совета по вопросам культов вынесла обоснование, что собор Воскресения Христова на Крови целесообразно разобрать, только осуществление этой задачи решили перенести на неопределенное время. В 1938 году власти вновь вернулись к вопросу о необходимости снесения храма, и уже было решили его положительно, но тут началась Великая Отечественная война, которая отвлекла городские власти на решение более важных задач. Так, во время блокады помещение собора использовалось как морг для погибших от голода, холода и ранений ленинградцев. После 1945 года в бывшем храме, который к тому моменту арендовал Малый театр, хранились декорации к спектаклям.

В конце 60-х годов Спас-на-Крови был взят под государственную охрану. В июле 1970 года в нем решено было организовать филиал музея «Исаакиевский собор», что стало для этого монументального сооружения спасением от окончательного забвения: ведь он находился в аварийном состоянии и нуждался в неотложной реставрации. В начале 80-х годов стартовали работы, первый этап которых завершился только в 1997 году. Тогда же мемориальный музей-памятник «Спас-на-Крови» открыл свои двери для посетителей, это произошло ровно через 90 лет после его освящения.

23 мая 2004 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) отслужил в Спасе-на-Крови торжественную литургию – первую после длительного перерыва, растянувшегося на более чем семь десятилетий. Через десять лет приход собора Воскресения Христова на Крови получил официальную регистрацию.

Видео: Храм Спаса-на-Крови зимой

Архитектурные особенности храма

Несмотря на то, что Спас-на-Крови строился как мемориальный храм в честь убитого императора, внешний вид его, скорее, праздничный и яркий. Храм украшают многочисленные фигурные наличники, кокошники, изразцы, разноцветная черепица. В основе культового сооружения – компактный четверик, увенчанный пятью главами, покрытыми четырехцветной ювелирной эмалью. Всего же их в храме, как уже было сказано выше, девять, и именно они создают ту неповторимую асимметрию, которая делает собор Спас-на-Крови одним из самых узнаваемых на берегах Невы и в России.



Роль центральной главы отведена 81-метровому шатру, в основании которого, на стене, находится 8 окон продолговатой формы. Их наличники выполнены в виде кокошников. Шатер, который вверху сужен, венчает фонарь с главкой луковичной формы с крестом. Она покрыта белой, зеленой и желтой эмалью в виде полосок, которые как бы обвивают её. Еще один элемент, придающий сооружению узнаваемость, – это увенчанная куполом колокольня, находящаяся в юго-западной части. Она имеет определенное сходство с колокольней Ивана Великого в Московском Кремле.

Трудно назвать материалы, которые бы не использовались в декоре храма Спаса-на-Крови: это и обычный кирпич, и гранит, и мрамор, и эмаль, не говоря уже о меди с позолотой и мозаике. Стены, башни и купола покрыты великолепными узорами. На фоне декоративного красного кирпича удивительно гармонично смотрятся арки белого цвета, аркады и упомянутые фронтоны-кокошники. Мозаика играет особенную роль внутри храма, занимая площадь 7065 кв. метров, и эта экспозиция относится к одной из крупнейших на всем континенте. Неудивительно, что Спас-на-Крови называют «музеем мозаики». Всё это великолепие было создано в мастерской В. А. Фролова на основе эскизов большого числа художников – Васнецова, Кошелева, Парланда, Нестерова и других. Мозаичные панно на евангельские сюжеты практически полностью покрывают стены, пилоны, потолки. Это потрясающее зрелище, которое впечатлит любого, поэтому обязательно советуем вам зайти внутрь.

С мозаичным убранством храма удивительно гармонирует пол, выложенный красочными орнаментами из мраморных плит. Из итальянского мрамора сделан и резной иконостас. А вообще в оформлении здания использовано более 20 видов различных минералов (разные типы мрамора, уральская и алтайская яшма, порфир, орлец и др.).

Место, где получил смертельное ранение император Александр II

Главным местом в храме Спас-на-Крови является фрагмент Екатерининского канала, включающий булыжную мостовую, тротуарные плиты и часть решетки – он выделен шатровой сенью из яшмы, вырезанной отечественными камнерезами. Этот фрагмент остался нетронутым еще с тех трагических и памятных времен, когда именно здесь получил смертельное ранение император Александр II. На этом месте было установлено «Распятие с предстоящими», выполненное из мрамора и гранита. Там всегда стоят красные гвоздики. По бокам этого уникального креста установлены иконы с изображениями святых.

Внешний облик храма и его внутреннее убранство, если говорить в целом, продуманы и выполнены таким образом, чтобы даже в мелочах подчеркивать его монументальность, подчиненность одной главной задаче – увековечению покаяния и памяти народа российского о невинно убиенном царе-освободителе.

Так, над полукруглым окном одной из колоколен Спаса-на-Крови находится мозаичная икона с изображением небесного покровителя императора – святого Александра Невского. В кокошниках мы видим изображения небесных покровителей других членов императорской фамилии. В нишах ложной аркады (они находятся в нижней части стен фасада) установлено два десятка досок, на которых высечены основные преобразования, связанные с правлением погибшего. Причем, доски не деревянные, а изготовлены из красного гранита.

К фрагменту набережной, где террористы смертельно ранили императора, приходили и приходят люди. Они возносят здесь молитвы об упокоении его души. Панихиды рядом с этим трагическим местом проводятся и сейчас.


Время работы

Собор Воскресения Христова на Крови работает ежедневно, кроме среды, с 10:30 до 18:00. В высокий туристический сезон, а именно в период с 1 мая по 30 сентября, этот храм, как и многие другие достопримечательности Санкт-Петербурга, открыт для посетителей допоздна: он работает до 22:30. Кассы закрываются в 22:00.

Стоимость билетов

Цена одного взрослого билета в храм Спаса-на-Крови в 2016 году составляла 250 рублей. Дети и молодежь в возрасте 7-18 лет, а также студенты вузов, аспиранты, курсанты военных учебных заведений платили за билет 50 рублей. Такая же стоимость была установлена для пенсионеров из числа граждан Российской Федерации и Республики Беларусь. Обращаем внимание: для приобретения билета по льготной цене пенсионер должен предъявить не своё удостоверение, а паспорт.

Заказ аудиогида на русском, английском, французском, немецком, испанском и итальянском языках обойдется в 100 рублей.


Художники рисуют храм Спаса-на-Крови

Как добраться

Ближайшая к храму Спас-на-Крови станция метро – «Невский проспект». По выходу, с правой стороны бывшего Екатерининского канала (рядом с Конюшенной площадью и Михайловским садом, недалеко от Марсова поля), вы увидите этот монументальный храм, построенный на месте одного из самых громких политических убийств позапрошлого столетия.

Леса вокруг Спаса на Крови стояли так долго, что стали легендой Санкт-Петербурга, если не его достопримечательностью. И даже вошли в культуру: к примеру, Розенбаум в своей песне "Покажите мне Москву, москвичи..." поет о том, что мечтает снять леса со Спаса на Крови. В народе говорили, полушутя-полусерьезно, что как только уберут эти леса, рухнет весь Советский союз. Удивительно, но в 1991 году леса были разобраны, хотя к ним не прикасались десятилетиями. А в августе 1991 года произошли знаменитые события, положившие конец советской власти в России.

Подводные кресты

Спас-на-крови стоит прямо на канале Грибоедова. Для того, чтобы храм мог устоять, и воды канала не проникали под здание, здесь при укреплении грунта отказались от использования свай. Впервые в градостроительстве под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Для сооружения колокольни на набережной был сделан выступ на 8 метров.
Этот канал, согласно легенде, сыграл немалую роль в восстановлении собора. Существует рассказ о том, как кресты Спаса на Крови "крестились" водой канала. Говорят, что чтобы спасти их от большевиков, в советское время жители Петербурга спрятали их... на его дно. А когда храм наконец-то стал реставрироваться, то один петербуржец, "случайный прохожий", рассказал команде реставраторов о том, где могут быть кресты, и указал место. Водолазы действительно нашли спрятанные святыни, и те вернулись на свои купола.

Морг и хранилище декораций

Советская власть, как известно, не щадила памятники церковной архитектуры и мозаики. Спас на Крови не был снесен, хотя решение о его разборке и было принято: он проходил в списках как объект, «не представляющий никакой художественно-архитектурной ценности». Говорят, что в стенах уже были просверлены отверстия, приготовлены заряды взрывчатки. Но грянула война, и взрывников отправили на фронт.
Во время войны и Ленинградской блокады в храме находился - не много не мало - районный Дзержинский морг, и храм будто бы во второй раз оправдал свое название - "На Крови".
Чуть позже здание арендовал Малый Оперный театр, чтобы устроить там хранилище своих декораций.

Освященная брусчатка

Собор Спаса на Крови, или Воскресения Христова на Крови, построен, как известно, в память о трагической гибели российского императора Александра ІІ. На этом месте 1 марта 1881 года в императора Александра Второго бросил бомбу террорист-народоволец Игнатий Гриневицкий. Свидетельства этих событий хранятся в соборе до сих пор: внутри находятся камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II, плиты тротуара рядом и часть решетки Екатерининского канала

Не только евангельская символика

Удивительно, но даже пропорции храма Воскресения Христова символичны: высота его центрального сооружения - 81 метр, и это число было выбрано в напоминание о годе гибели государя Александра II – 1881. Второй по выcоте купол - 63 мeтра, символ возрaста убиенного императора. Символика чисел вообще свойственна православию, и ее можно найти также в избранном зодчими количестве куполов и других деталях.
Двадцать красно-гранитных памятных табличек установлены в цоколе храма. На них обозначены деяния императора Александра II: основные события с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года. Также на храме можно найти двуглавого орла, а на колокольне - гербы русских городов, губерний и уездов. Крест колокольни Спаса на крови венчает вызолоченная царская корона.

Шедевры

Коллекция мозаик Собора Спаса на Крови в Петербурге - одна из крупнейших в Европе. Мозаиками покрыты более 7-ми тысяч квадратных метров здания храма, и изготовление этих шедевров задержало окончание работ над храмом и его освящение на десять лет! Среди изготовителей эскизов к мозаикам известнейшие русские мастера - Васнецов, Нестеров, Беляев, Харламов, Журавлев, Рябушкин. Мозаичный в Спасе на Крови даже иконостас.
Храм изначально строился как электрифицированный, и освещали его 1689 электроламп. Мозаики в таком освещении должны были смотреться по-особенному. Кроме этого технического новшества - электричества, в храме были и другие, например, в его разноцветные куполa искусно вмонтирована систeма молниeотвода.

Таинственная икона

Правда это или нет, никому не известно, но в связи со Спасом на Крови постоянно говорят о таинственной иконе, находящейся в этом соборе, на которой якобы зашифрованы поворотные для истории России даты: 1917-й - год Октябрьской революции, 1941-й - год начала Великой Отечественной войны, 1953-й - год смерти Иосифа Сталина. Кроме этих дат, на удивительной иконе проступают еще какие-то, пока нечеткие и, возможно, относящиеся к будущему. Существует ли эта икона на самом деле или является выдумкой мистически настроенных граждан, мы не знаем, однако экскурсоводы храма любят рассказывать его посетителям эту историю.