Растения леса викторина. Викторина «Растения и животные
Эта викторина-игра на знание растений, деревьев и др. Интересные вопросы о жизни растений. Все вопросы с ответами.
Викториной называется игра, заключающаяся в постановке вопросов и даче на них правильных ответов. Она организуется с участием нескольких человек. Выигрывает тот, кто дал наибольшее количество точных ответов.
В царстве растений «Знаешь ли ты эти растения?»
■ Как называется наука о растениях? Ботаника.
■ Какие бобы легко превратить в конфеты, гусятину, курятину и даже молоко? Бобы, сои можно превратить во многие продукты питания.
■ Какое масло не дает дыма? Кокосовое масло.
■ Почему полено трудно разрубить поперек и сравнительно легко вдоль? Поперек мы рассекаем стенки сосудов, а вдоль — отделяем одну группу сосудов от другой.
■ Из чего ученые с помощью микроорганизмов (плесени, дрожжей) получили питательные жиры? Эти жиры могут использоваться как лекарство, для производства маргарина, туалетного мыла. Древесные стружки.
■ Меж клюквы и морошки
Жилец лесных болот.
Он снизу седоватый,
Повыше — зеленей.
Коль нужно будет ваты,
Нарви его скорей. Мох.
■ Что представляют собой вздутия галлы на листьях дуба и какое применение им находят? Галлы образуются в результате откладывания в мякоть листа яиц насекомых — галлиц, из них можно получить черную краску для лица, применяемую в косметике.
■ Какие ядовитые растения вам известны? Белена, волчье лыко, плоды ландыша, вороний глаз, болиголов.
■ Каждый лист разбит на дольки.
Подсчитай-ка, долек сколько?
8, 10, 20, 30...
Тут легко со счета сбиться.
У кого желанье есть дольки снова перечесть? Тысячелистник, лекарственное растение, препараты которого применяются при различных заболеваниях желудка, применяют для остановки внутренних и наружных кровотечений.
■ Что послужило основанием для выражения «Дрожит как осиновый лист»? Листья осины имеют очень длинные черешки, легко дрожат от малейшего ветерка.
■ Почему орешник цветет весной, а липа — летом? Орешник опыляется ветром, а липа — пчелами.
■ О каком растении говорят:
«Эй, брат комарик, берегись!
На куст ее ты не садись —
Придется с жизнью распрощаться:
Раз сядешь — вновь уж не подняться»? Росянка, это растение питается мухами и комариками. Из нее готовят лекарство от бородавок.
■ На какой год созревают шишки у сосны? А у ели? У сосны на 2-й год, у ели на 1-й.
■ Сколько лет может жить дуб? До 2000, а в среднем 400-500.
■ Как определить возраст спиленного дерева? По количеству колец на стволе.
Блиц «Такие разные растения»
■ Плод дуба. Желудь.
■ Густой лес. Чаща.
■ Дубовый лес. Дубрава.
■ Злак с толстым стеблем и желтыми зернами, собранными в початок. Кукуруза.
■ Тина на дне пруда. Ил.
■ Растение, отпугивающее запах моли. Герань.
■ Самое долговечное дерево. Дуб.
■ Самая высокая трава на Земле. Бамбук.
■ Малюсенькие растения на поверхности воды. Ряска.
■ Из него вырастет колос, если его не склюет курочка. Зерно.
■ Сушеная трава, зимний корм коровы. Сено.
■ Растение, у которого вместо листьев — колючки. Кактус.
■ Огород для арбузов и дынь. Бахча.
■ Воздушное лакомство, любимое детьми. Кукуруза.
Викторина «Мир растений» (5 класс)
Цели:
- Повторить и расширить знания учащихся о растениях;
- Развивать познавательные процессы, сообразительность и смекалку;
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Форма: внеурочное мероприятие.
Методы и приемы: викторина.
Ход мероприятия.
- Вступительное слово учителя.
Прекрасна природа России, неповторима и многолика. Испокон веков любили русские люди Родину, свой край, родную природу. «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней,»- писал Л.Н. Толстой.
Сегодня я приглашаю вас в удивительное путешествие в мир растений. Растения – живые организмы, без которых невозможна была бы жизнь на нашей планете. Растений существует огромное множество, их можно встретить в любой точке земного шара. Как много загадок таится в растительном мире! И чтобы растения не исчезли с Земли, важно научиться их любить, знать и охранять.
Сегодня мы проведем викторину «Мир растений», которая поможет вам поближе узнать и полюбить природу. Викториной называется игра, заключающаяся в постановке вопросов и дачи на них правильных ответов. Выигрывает тот, кто дал наибольшее количество правильных ответов.
- Вопросы викторины.
- Назовите растения, которые не цветут. (папоротники, водоросли, мхи, плауны, хвощи, голосеменные)
- Банан – дерево? (нет, трава)
- У какого овощного растения съедобны цветки? (цветная капуста)
- У каких растений цветки ныряют под воду? (кувшинка, кубышка)
- Название какого растения означает «человек – корень»? (жень - шень)
- Какие дрова самые жаркие? (дуб, береза)
- У какого цветка множество названий: ветродуйка, пустодуйка, летучка, пухлянка… (одуванчик)
- Какое растение индейцы называли «след белого человека»? (подорожник)
- Где мочало берет начало? (в липе)
- Не жар, не огонь, а возьмешь в руки - опалит (крапива)
- Какая ягода бывает черной, белой, красной? (смородина)
- Какое растение называют цветком Солнца? (подсолнечник)
- Растет ли дерево зимой? (нет, замирает)
- Чертово яблоко (картофель)
- Второй хлеб человечества (рис)
- Самый сладкий злак (сахарный тростник)
- Абрикос сушеный с косточкой (урюк)
- Половинки сушеного абрикоса (курага)
- Земляной орех (арахис)
- Детская конфета и растение (ирис, барбарис)
- Символ России (береза)
- Дерево, из которого изготовлена палица Геракла (олива)
- Медовое дерево (липа)
- Северный шелк (лен)
- Самое высокое дерево (эвкалипт)
- Царский желудь (грецкий орех)
- Что означает «плачь» берез весной (начинается сокодвижение)
- На зеленом шнурочке белые звоночки (ландыш)
- Сушеный виноград без косточек (киш- миш)
- Этот цветок – отличный медонос, из корней его варят кофе, из листьев – салат, из цветков – варенье (одуванчик)
- Подведение итогов.
Объявляются и поощряются учащиеся, давшие наибольшее количество правильных ответов.
Цель:
Расширять знания детей о растительном мире Республики Марий Эл.
Задачи:
1. Формировать уважительное отношение к природе, умение видеть и ценить красоту родного края.
2. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Викторина о растениях с ответами
1. Главная роль растений на Земле? Ответ: обогащение воздуха кислородом.
2. Какое значение имеют растения в жизни природы? Ответ: служат пищей для диких животных, защищают реки, озера от высыхания, очищают воздух от пыли, смягчают климат.
3. Как определить возраст дерева по спилу пня? Ответ: по числу годичных колец.
4. Сколько лет живет иголка сосны? Ответ: сосна меняет иглы через два года.
6. Почему годичные слои древесины в разные года имеют неодинаковую толщину? Ответ: на толщину годичного кольца влияет питание, засухи, болезни, затененности.
7. Почему сосну называют пионером леса? Ответ: потому что она первая занимает новые площади на вырубках, гарях.
8. Чем отличается сосна, растущая на опушке, от сосны в чаще леса? Ответ: у сосны, растущей на опушке, раскидистая крона, спущена она низко, у деревьев в чаще леса нижние сучья отмирают, крона поднята высоко, ствол прямой.
9.Мальчик заблудился в лесу облачный день. На растущих деревьях он заметил, что мхи и лишайники особенно хорошо развились на одной стороне стволов. Как он сможет определить стороны горизонта? Ответ: мхи и лишайники на коре дерева лучше развиты на стороне, обращенной к северу: здесь больше влаги.
10.Когда и какие съедобные грибы появляются первыми в Республике Марий Эл? Ответ: в начале мая в лесах появляются сморчки и строчки.
11. Какие грибы растут на стволах деревьев? Ответ: трутовики.
12. Назовите дикорастущие ягодные растения лесов Республики Марий Эл? Ответ: малина, черника, голубика, костяника, брусника, клюква.
13.Какие леса встречаются на территории Республики Марий Эл?
Ответ: хвойные, лиственные, смешанные.
14. Почему нельзя вырубать леса вдоль рек? Ответ: лес охраняет реки от высыхания.
15. Почему санатории и дома отдыха строят в лесу? Ответ: воздух в лесу чистый и благодаря содержанию особых веществ убивает болезнетворные бактерии.
16. Как лучше брать грибы: вырывать их с почвой или срезать ножом?
Ответ: вырывать грибы с грибницей не следует, при помощи грибницы происходит размножение съедобных грибов.
17. Почему лесную подстилку нельзя уносить в сады, домой? Ответ: она предохраняет корни лесных растений от жары и холода.
18. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? Ответ: фотоохота.
19. Дерево - символ нашей Родины. Ответ: береза.
20. Чем больше колец, тем старше жилец. Ответ: дерево.
1. Как с греческого языка переводится название растения астра? (Звезда.)
2. В отличие от всех других плодов, которые мы употребляем в пищу, этот мы едим только в незрелом виде. (Огурец.)
3. Эта дикая ягода получила свое название за то, что ветви ее сплошь покрыты острыми шипами, как и кожа колючего лесного жителя. (Ежевика.)
4. Это растение на разных языках называется почти одинаково. У поляков оно - «поземка», у немцев - «земляная ягода». По-русски название этой ароматной лесной ягоды звучит очень похоже. (Земляника.)
5. Это дерево цветет позже других деревьев, но зато распространяет такой изумительный аромат, что узнать его по запаху можно издалека. К тому же его цветки являются прекрасным средством от простуды. (Липа.)
6. Слово капут в переводе с латинского языка означает «голова». Покупая этот полезный овощ, мама часто говорит: «Дайте, пожалуйста, вот эту головку». (Капуста.)
7. Этот первоцвет получил свое название из-за своих листьев. Снаружи они темные, гладкие и холодные, а изнутри - теплые, мягкие и светлые. (Мать-и-мачеха.)
8. В России в ночь на 22 июня отмечали праздник Ивана Купалы. Юноши и девушки искали в лесу цветок папоротника, который, по преданию, приносит счастье. А могли ли они его найти? Почему? (Нет. Цветка папоротника не существует.)
9. В России, как, впрочем, и во многих других странах, «цветком солнца», «солнечным сыном» называют этот крупный цветок, из семян которого получают полезное масло. Кроме того, он является прекрасным очистителем воздуха. (Подсолнечник.)
10. Почему у ели нижние ветви находятся у самой земли, а у сосны - гораздо выше? (Сосна - светолюбивое растение.)
11. Это симпатичное с виду болотное растение - настоящий хищник. Оно «питается» комарами и другими насекомыми. А как оно называется? (Росянка.)
12. С этим стройным нежным деревцем часто сравнивают красивых юных девушек. А еще на коре этого дерева в старину писали, используя его вместо бумаги. Что это за дерево? (Береза.)
13. На жарком солнышке подсох и рвется из стручков... (горох).
14. Это вовсе не качели, а растение такое - Обезьянам развлечение, покачаться можно вволю. (Лиана.)
15. Есть у родственницы елки неколючие иголки,
Но, в отличие от елки, опадают те иголки. (Лиственница.)
16. На ветке - конфетки с начинкой медовой,
А кожа на ветке - породы ежовой. (Крыжовник.)
17. Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит? (Осина.)
18. Стоят в поле сестрички -
Желтый глазок, белые реснички. (Ромашка.)
19. Если высушить виноград, то что получится? (Изюм.)
20. Экзотический, мохнатый, зеленый, но сладко-кислый фрукт. (Киви.)
21. Эй, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет! (Колокольчик.)
22. Цветок синего цвета, который часто можно отыскать во ржи. (Василек.)
23. Колючка на розе. (Шип.)
Умственно отсталые школьники плохо понимают природу и явления окружающего мира. Поэтому для учащихся классов со сложным дефектом в школьную программу включены такие предметы как мир животных и мир растений. Цель данных предметов научить школьников классифицировать по видам животных и растений, закрепить и расширить знания о животных и растениях, привитие интереса к животному и растительному миру.
Ознакомление с жизнью животных и растений учащиеся получают на предметных уроках, экскурсиях, практических занятиях. Дети ведут наблюдения за жизнью растений и животных, изменениями в природе. Необходимо изучать наиболее типичных представителей растительного и животного мира. Уроки, построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы, возбуждают у умственно отсталых детей интерес, стимулируют к деятельности. А также способствуют коррекции личности школьника.
Предлагаемая игра-викторина позволяет увидеть любопытное и удивительное в самых простых и знакомых вещах и предметах, развить познавательный интерес к биологии, расширить знания о практическом значении растений в жизни людей, позволяет проявить себя в командном первенстве.
Цель: проведение турнира по предмету “Мир растений”.
Задачи мероприятия:
– проверить и углубить знания детей о растениях;
– помочь детям вспомнить уже известных растения разных ярусов.
– развивать сообразительность, быструю реакцию, фантазию;
– помочь детям учиться работать в команде.
Оборудование:
- Компьютерная техника.
- Презентация.
- Листовые пластины деревьев и шишки.
- Муляжи грибов.
- Картинки с цветами, кустарниками.
- Настоящие ягоды для угощения.
- Макет телевизора.
Ход мероприятия
Ведущий: Как называется наука, изучающая растения (ботаника). Сегодня мы проведём викторину и узнаем, как хорошо вы знаете растения нашего края.
Какие самые высокие растения? (Деревья.)
1-й тур – деревья.
а) Цель: Определить дерево по листовой пластине, шишкам.
Деревья – самые высокие и крупные растения.
б) Цель: Назвать плодовые деревья.
Яблоня, груша, слива, вишня, черешня, облепиха
Ведущий: Многие растения исчезают с нашей планеты. И они занесены в “Красную книгу”. “ Красная книга” пришла сегодня в гости, что бы ещё раз напомнить о том, что нужно беречь природу.
Красная книга:
Я– Красная книга.
Красный цвет – сигнал запрета,
Понятный людям всего света.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ведущий: А теперь вспомним кустарники.
2-й тур – кустарники .
Цель: чтение детьми стихотворений наизусть, угощение гостей плодами с куста.
Ведущий: В чём отличие от деревьев? В отличие от деревьев не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, а несколько или много. Многие кустарники – ценные ягодные (крыжовник, смородина), орехоплодные (лещина) и декоративные (шиповник, сирень, чубушник) растения.
Что за куст растет, друзья?
Подойти к нему нельзя:
Весь в иголках и шипах-
Укололись дети “Ах!”
Вот лекарственный полковник –
А зовут его – шиповник!
И плоды его, ребята,
Витаминами богаты,
Кто настой из них попьёт –
Очень долго проживёт!
Сирень. (Маршак Самуил.)
Как празднично сад расцветила сирень
Лилового, белого цвета.
Сегодня особый – сиреневый – день,
Начало цветущего лета.
За несколько дней разоделись кусты,
Недавно раскрывшие листья,
В большие и пышные гроздья-цветы,
В густые и влажные кисти……….
Малина. (А. Тесленко.)
Ягодка зернистая
Смотрит прямо в рот.
Очень замечательный
Из неё компот.
Нежная и сладкая
Вовсе не калина.
На кустах колючих
Выросла малина.
Калина. (Антон Рысаков .)
Возле дома куст растёт,
Белым цветом он цветёт –
Будут ягоды на нём,
Осенью их соберём.
Хоть на вкус и не малина,
А полезная калина.
Смородина. (Л. Зубаненко.)
Красная, чёрная, белая
Манит смородина спелая.
Ягоды соком наполнились,
Солнечной краской окрасились
Птички слетаются шустрые,
Ягодки ранят упругие.
Чёрная, красная, белая
Вздыхает смородина спелая:
– Если меня не сорвёте,
Осыплюсь, потом не найдёте.
Очень густо орешник растёт,
Незаметно он цветёт,
А когда приходит лето
мы едим его конфеты
Не в бумажке, а в скорлупке,
Берегите, детки, зубки.
Ведущий: А теперь вспомним растения, которые растут низко над землёй.
3-й тур – злаки, цветы, грибы.
а) Цветы.
Цель: отгадать загадки и цветок прикрепить к ватману (засади поле цветами).
Самые красивы растения нашей планеты – цветы . Ни один праздник, ни одно торжественное событие не обходится без цветов. Даже самый скромный цветок оживит и украсит комнату. Давайте соберём букет, отгадав загадки.
Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.
(Колокольчик.)Маленький крошка
Сквозь землю прошел,
Красну шапочку нашел.
(Мак.)Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок и нет цветка.
(Одуванчик.)Белая корзинка –
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
(Ромашка.)Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
(Ирис.)Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василёк.)
б) Злаковые.
Цель: определить крупы и назвать растения, из которых их получают.
а) Гречневая.
б) Манная.
в) Рисовая.
г) Пшённая.
д) Геркулесовая.
е) Перловая
Ответ: а) гречиха; б) пшеница; в) рис; г) просо; д) овёс; е) ячмень.
в) Грибы в корзине (кроссворд).
Цель: отгадать загадки и мы узнаем, какие съедобные грибы собраны в корзине.
Груздь. Опечален очень груздь, |
Сыроежка. Вдоль лесных дорожек |
Подосиновик. Я в красной шапочке расту |
Боровик. Коренастый, в шляпе новой |
Рыжик. К ёлке подойдём поближе. |
Ведущий: А, сейчас, передача “Из жизни растений” (сценка).
Передача “Из жизни растений”.
Здравствуйте, –
В эфире передача “Из жизни растений” .
С Вами Татьяна
И Дмитрий –
Удивительные новости в мире растений.
Берёза – это символ России.
Ржаной хлеб считается питательнее и полезнее белого.
Роза – это королева цветов.
Чесноком можно лечить многие болезни, его добавляют в различные лекарства.
Малиновое варенье помогает при высокой температуре.
Самая крупная ягода – это арбуз.
Это были удивительные новости из жизни растений.
До новых встреч.
Окончание викторины. Учащиеся выстраиваются в ряд и по строчке наизусть называют стихотворение.
Мы растём, растём, растём!
Всё о мире узнаём.
Не обидим мы букашек,
Гнёзд не разорим у пташек,
Не сорвём прекрасный ландыш,
Муравейник сохраним,
Ручеёк не замутим!
Значит, жизнь себе продлим!
Ведущий: Спасибо всем учащимся за турнир. Берегите природу!