Отряд Перепончатокрылые (Hymenoptera). Отряд перепончатокрылые (Hymenoptera)

Какое значение перепончатокрылых в природе и жизни человека, Вы узнаете из этой статьи.

Значение перепончатокрылых

Перепончатокрылые — это отряд класса насекомых, тип членистоногих животных. Они являются самым развитым отрядом насекомых в процессе эволюции. Характерная особенность животных – полное превращение, а также наличие пары перепончатых прозрачных крыльев. Отсюда и пошло название отряда.

Представители перепончатокрылых : пчелы, осы, рогохвосты, муравьи, наездники.

Также это самый многочисленный отряд, который объединяет больше 9 тыс. родов. Распространены они по всей планете. Но наибольшего разнообразия насекомые достигли в тропиках. Самые древние останки данных животных относятся к триасовому периоду. Значение отряда перепончатокрылые велико. О чем мы изложим ниже.

Каково значение перепончатокрылых насекомых в жизни человека?

Наездники имеют хозяйственное значение, так как их используют для борьбы с вредоносными насекомыми. Муравьи участвуют в почвообразовательных процессах, уничтожают большое количество вредных насекомых, особенно в период выкармливания своего потомства. Мухи уничтожают навоз и гниющую растительность. Без перепончатокрылых поля и луга переполнились бы насекомыми, гниющими растениями и животными.

Большая часть представителей отряда являются прекрасными опылителями, а для некоторых растений шмели и вовсе являются единственными опылителями. Домашние пчелы – это поставщики меда и воска.

Отрицательно влияние перепончатокрылых состоит в том, что они могут покусать человека и являются переносчиками инфекционных заболеваний.

Какое значение перепончатокрылых в природе?

Личинки пилильщиков минируют и обгрызают листья, а их близкие родственники – рогохвосты, делают ходы в древесине. Орехотворки способствуют образованию галлов.

  • Класс: Insecta = Насекомые
  • Отряд: Hymenoptera Linnaeus, 1758 = Перепончатокрылые
  • Семейство: Formicidae = Муравьи настоящие
  • Семейство: Vespodae = Складчатокрылые или веспоидные осы
  • Семейство: Apidae = Пчелиные, настоящие [благородные] пчёлы
  • Семейство: Ampulicidae = Ампулициды
  • Семейство: Chrysididae = Осы-блестянки
  • Семейство: Mutillidae = Немки
  • Семейство: Megachilidae = Мегахилиды
  • Надсемейство: Ichneumonoidea Latreille, 1802 = Ихневмоноидные наездники
  • Читать дополнительно: Строительная деятельность: * ос * пчел * муравьев * термитов

    Отряд: Hymenoptera = Перепончатокрылые

    Жизненный цикл

    Перепончатокрылые представляют более или менее резкий половой диморфизм; самцы нередко сильно отличаются от самок величиной, окраской, развитием крыльев, органов чувств и т. д. У общественных перепончатокрылых, кроме самцов и самок, есть ещё недоразвитые самки, неспособные к оплодотворению - так называемые рабочие, которые, в свою очередь, могут быть разного строения, так что в одной общине может быть от трёх до пяти разных родов индивидов (самцы, самки и 1-3 формы рабочих). Наряду с обыкновенным размножением путём оплодотворённых яиц у перепончатокрылых распространено также размножение без оплодотворения (партеногенетическое). При этом из неоплодотворённых яиц могут развиваться лишь самцы (например, у пчёл, у которых самка по произволу оплодотворяет откладываемые яйца; неоплодотворённые и потому дающие самцов яйца могут откладывать также и рабочие пчёлы) или и самки (например, у орехотворок). Иногда (у орехотворок) партеногенетические поколения могут чередоваться с половыми (гетерогония).

    Превращение перепончатокрылых полное. Личинки представляют весьма различное строение. У одних (пилильщиков) личинки живут свободно на листьях, по внешнему виду похожи на личинок (гусениц) бабочек (отсюда название - ложные гусеницы) и имеют 3 пары грудных и 6-8 пар брюшных ног. У рогохвостов (Siricidae) личинки живут в дереве или (Cephidae) в стеблях и ветвях растений и имеют 3 пары недоразвитых грудных ног. У остальных перепончатокрылых личинки живут в гнездах или внутри питательных веществ и бывают лишены ног.

    Куколки перепончатокрылых всегда относятся к типу свободных куколок (Pupa libera; см. Насекомые). Перед окукливанием личинка обыкновенно делает из выделяемых ею шелковинок рыхлый или плотный кокон, тогда как другие окукливаются без кокона.

    Высшей степени сложности попечение о потомстве достигает у общественных перепончатокрылых; здесь в самой общине произошло разделение труда, связанное с утратой большинством самок способности размножения; на долю этих самок (рабочих) и падают вполне или главным образом все труды по постройке гнезд, добыванию пищи и уходу за потомством. Гнёзда общественных перепончатокрылых, достигающие часто чрезвычайной сложности и совершенства, строятся из вещества, выделяемого самими насекомыми - воска (у пчёл, шмелей) или измельченных челюстями растительных веществ (у ос), из земли, глины, навоза и т. д., или - вырываются в земле. Кормление личинок производится постепенно, причём пища даётся прямо в рот личинки; она может состоять из пыльцы и меда (у пчёл), сахаристых веществ и насекомых (у ос, муравьёв).

    По отношению к человеку некоторые перепончатокрылые полезны прямо, доставляя ему полезные вещества (мёд, воск), другие - косвенно, истребляя вредных насекомых (в этом отношении особенно важны наездники в широком смысле этого слова). Важное значение имеют многие из перепончатокрылых также в процессе опыления растений. Вредят перепончатокрылые отчасти своими ужалениями, отчасти поедая различные запасы и портя здания (некоторые муравьи), но главным образом вредны многие из них в сельскохозяйственном отношении, причиняя более или менее значительные опустошения среди культурных и лесных растений.

    К отряду перепончатокрылых принадлежит значительное число видов (различные авторы определяют примерную цифру их в 15-25 тысяч), распределенных по всем частям света. В ископаемом состоянии они известны с лиаса, а больше всего ископаемых перепончатокрылых найдено в третичных отложениях и янтаре.

    Тип урока - комбинированный

    Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

    Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо-вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ-ектами;

    Задачи:

    Образовательные : формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно-сти, и эстетической культуры как способно-сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

    Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ-ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

    Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен-ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру-гих людей; экологическое сознание; воспита-ние любви к природе;

    Личностные : понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

    Познавательные : умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

    Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

    Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

    Технологии: Здоровьесбережения, проблем-ного, раз-вивающего обучения, групповой деятельно-сти

    Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

    Формирование у учащихся деятель-ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Си-стематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер-кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта-тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.

    Планируемые результаты

    Предметные

    понимать смысл биологических терминов;

    описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно-сти строения простейших и многоклеточных животных;

    распознавать органы и системы органов живот-ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

    устанавливать взаимосвязь между особенно-стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

    приводить примеры животных разных система-тических групп;

    различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

    характеризовать направления эволюции живот-ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

    Метапредметные УУД

    Познавательные:

    работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре-образовывать ее из одной формы в другую;

    составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня-тий;

    проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль-таты;

    сравнивать и классифицировать, самостоятель-но выбирая критерии для указанных логиче-ских операций;

    строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

    создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

    определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана-лизировать и оценивать ее достоверность;

    Регулятивные:

    организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после-довательность действий, ставить задачи, про-гнозировать результаты работы;

    самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре-зультаты работы, выбирать средства достиже-ния цели;

    работать по плану, сверять свои действия с це-лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

    владеть основами самоконтроля и самооцен-ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

    Коммуникативные:

    слушать и вступать в диалог, участвовать в кол-лективном обсуждении проблем;

    интегрироваться и строить продуктивное взаи-модействие со сверстниками и взрослыми;

    адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи-ровать свою точку зрения, отстаивать свою по-зицию.

    Личностные УУД

    Формирование и развитие позна-вательного инте-реса к изучению биологии и исто-рии развития зна-ний о природе

    Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

    Основные понятия

    Перепончатокрылые; характеристика отрядов по плану: строение и количество крыльев, тип ротового аппарата, тип превращения.

    Ход урока

    Актуализация знаний

    Выберите правильный на ваш взгляд вариант ответа

    1. Какая бабочка занесена в красную книгу?

    Боярышница

    Капустница

    Павлиний глаз

    2. Как бабочки опыляют цветы?

    Пыльца попадает внутрь организма бабочки и выделяется на других цветах в результате естественной жизнедеятельности организма бабочки.

    Пыльца от взмаха крыльев бабочки разлетается на соседние цветы.

    Пыльца приклеивается к ним благодаря своим свойствам.

    3. Как называется дневная бабочка из семейства белянок, имя которой образовано от овоща, растущего в огородах? Свое название она получила за то, что откладывает личинки гусениц в листьях этого растения.

    Салатница

    Капустница

    Морковница

    Огуречница

    4. Как бабочки защищаются от врагов?

    Отпугивают их своей окраской или маскируются.

    Нападают на них первыми.

    Большинство бабочек ядовиты или испускают очень неприятный и стойкий запах и хищники сами обходят их стороной.

    5. Как называется красивая дневная бабочка с пятнами на крыльях, похожими на глаза ?

    Павлиний глаз

    Кошачий глаз

    Рыбий глаз

    6. Как бабочка связана с психологией?

    В психологии определяют устойчивый негативный жизненный сценарий, название которого «Комплекс бабочки».

    Одно из направлений психологии в своей основе имеет так называемый

    Психологи настоятельно советуют относится к жизни легко и беззаботно, как это делают бабочки.

    7. Название фильма, связанное с бабочкой, в котором американский актёр Эштон Катчер отправлялся в прошлое с целью изменить настоящее.

    Эффект бабочки, 2004 г.

    8. Куда бабочки деваются зимой?

    Они теряют крылья и опять становятся гусиницами

    Они все умирают

    Они впадают в спячку или улетают в теплые края

    9. Бабочка семейства парусников, имеющая жёлтый окрас крыльев с черными и синими узорами .

    Крапивница

    Махаон

    10. К какому отряду насекомых относятся бабочки?

    Чешуекрылые

    Большекрылые

    Сетчатокрылые

    11. Почему полет бабочки бесшумен?

    Потому что у них на крыльях находится пыльца, которая заглушает звуки.

    Потому что человеческой ухо не улавливает звуков такой частоты.

    Потому что он обладают способностью гипнотизировать человека и на время лишать его слуха.

    12. Какая бабочка названа в честь своей травы кормилицы ?

    Крапивница

    Осочница

    Хвощовка

    13. Как называется наука, изучающая бабочек?

    Колеоптерология

    Лепидоптерология

    Апиология

    14. У какой бабочки прозрачные крылья?

    Грета Ото

    Тигровый парусник

    15. Какая из бабочек может пролететь тысячу километров без остановок?

    Монарх

    Синий Карлик

    16. Что такое «имаго» относительно бабочки ?

    Гусеница

    Взрослая бабочка

    17. Где у бабочки находятся вкусовые рецепторы?

    На усиках

    На лапках

    18. Как называется единственный материк, где не были обнаружены бабочки?

    Антарктида

    19. Чем является фраза «Руки работают, видят глаза. Порхай как бабочка, жаль как пчела!»?

    Дивизом известного американского боксёра

    Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

    ПЕРЕПОНЧАТОКРЫЛЫЕ

    2.Какие представители перепончатокрылых обитают в вашей местности?

    Общая характеристика. Перепончатокрылые включают около 300 тыс. видов. К ним относятся пилильщики, муравьи, пчелы, осы, шмели, наездники и другие насекомые (рис. 74). Длина тела этих насекомых колеблется от 0,2 мм до 6 см. Распространены они почти повсеместно, за исключением Антарктиды. У перепончатокры-лых две пары прозрачных крыльев, на которых жилок мало или поч-ти нет. Передние крылья больше задних. При этом переднее и заднее крылья в полете зацепляются и работают как одно целое крыло. У многих перепончатокрылых крылья развиваются лишь в брачный период. На голове располагаются усики, пара сложных глаз и 3 про-стых глазка, а также ротовой аппарат — грызущий или лижущий.


    Развитие перепончатокрылых с полным превращением . Они от-кладывают неоплодотворенные или оплодотворенные яйца. Из пер-вых развиваются только самцы, из вторых — самки или рабочие особи. Личинки похожи на гусениц, но отличаются расположением ложных ног. Самцы и самки легко различимы. У общественных видов (пчелы, муравьи) имеются бесплодные самки-рабочие.

    Среди перепончатокрылых встречаются вредители растений, па-разиты, хищники.

    У насекомых этого отряда, особенно у общественных, наиболее сложное поведение, порой напоминающее сознательную деятельность.

    Наездники получили название за позу, в которой откладыва-ют яйца, располагаясь верхом на двигающейся жертве, например гусенице. Удивляет способность наездников отыскивать своих хо-зяев, даже скрытых в древесине на глубине 2—4 см.


    Наездники: эфиальт, рисса, мегарисса

    Яйцеклад у таких наездников более чем в два раза длиннее тела, он имеет зазубринки на конце, и наездники вкручивают его в древесину как сверло. На это уходит несколько часов.

    Пчела медоносная обитает всюду, где встречаются цветковые растения

    Пчелы — общественные насекомые, живущие семьями. Пчели-ная семья включает до 80 тыс. пчел. Подавляющее большинство чле-нов этой семьи — рабочие пчелы (бесплодные самки). В семье пчел обязательно есть одна самка, способная откладывать яйца, — это матка. Ее основная функция — ежедневно в теплое время года откладывать до 2—3 тыс. яиц. Летом в семье появляются несколько сотен самцов — трутней. Они не работают, не защищают семью, не могут добывать пищу самостоятельно.


    Рабочие пчелы строят из воска соты , в которых содержат личи-нок. Матка развивается за 16 суток, рабочая пчела — за 20, а трут-ни — за 24 дня после яйцекладки. Развитие идет с превращением. Для каждого члена пчелиной семьи размеры сотовых ячеек свои. Пчелово-ды легко узнают по ячейкам, кто в них развивается, и могут уничто-жить лишних трутней или маток еще в личиночном состоянии.


    Необходимость в трутнях появляется перед роением . Роение — это создание новой семьи. После выхода молодой матки старая мат-ка вместе с частью рабочих пчел покидает улей. Вылетевший рой вначале садится недалеко от родного улья, и в течение какого-то времени его можно снять и перенести в новый улей. Если пчеловод не успел снять рой, он может потерять эту семью навсегда, так как пчелы улетят на новое место. Трутни и часть рабочих пчел остаются. После того как улей покинула старая матка, один из трутней спари-вается в воздухе с молодой маткой и погибает, остальных трутней рабочие пчелы в улей не пустят, и те погибнут от голода. Оплодотво-ренная молодая матка возвращается в улей и начинает откладывать яйца. Роение может происходить несколько раз в году.

    Зимуют пчелы в улье, тесно сбившись в клубок и поддерживая температуру до +15 °С. Высокий обмен веществ, необходимый для поддержания такого тепла, обеспечивает запас меда, который пчело-вод оставляет на зиму пчелиной семье.

    Весной, летом и осенью пчелы усиленно запасают мед. За один раз пчела приносит в зобике 0,06 г нектара, собранного с многочис-ленных цветков. Причем польза от опыления пчелами цветковых растений значительно превышает пользу от произведенного меда. Для сбора нектара и пыльцы у пчелы есть особые приспособления. На задних ногах имеется специальная «корзиночка», в которую и собирается пыльца. Нектар пчела собирает с помощью хоботка, и он попадает в зобик. В улье пчелы перерабатывают нектар в мед, часть которого используют на питание, а часть запечатывают в соты и оставляют на зиму. Соты (рис. 76) — удивительное инженерное сооружение, состоящее из шестигранных ячеек, расположенных двумя слоями, с входами, обращенными в противоположные стороны. Строят их из воска, вырабатываемого из меда. На 1 кг воска требует-ся до 10 кг меда.

    Информацию о месте нахождения источника нектара пчелы пе-редают с помощью танца, в котором каждое движение имеет свой смысл. С помощью танца рабочая пчела сообщает о направлении полета, расстоянии до объекта и т. д. Кроме танца, пчелы распозна-ют запах цветков, с которых были собраны пыльца и нектар.

    С возрастом рабочая пчела меняет свою «профессию»: она по-очередно выполняет функции уборщицы, кормилицы старших ли-чинок, кормилицы матки и молодых личинок, приемщицы корма, чистильщицы других пчел, строительницы сот, сторожа, сборщицы нектара. Деятельность пчел является врожденной или инстинктив-ной. Инстинкт — это последовательная цепь врожденных ответ-ных реакций на различные раздражители.

    Мед, пчелиный клей прополис, пчелиный яд и другие продукты жизни пчелиной семьи имеют большое значение для человека.


    Муравьи знакомы каждому человеку . Размеры тела — от 0,8 до 30 мм. Окраска от светло-желтой до черной. Зрение у муравьев разви-то слабо, а обоняние, вкус и осязание — хорошо. У муравьев боль-шинства видов развиты жало и ядовитые железы, выделяющие мура-вьиную кислоту. Распространены повсеместно, кроме Антарктиды и Крайнего Севера. Их сообщества устроены сложнее, чем у пчел, семьи насчитывают до 500—800 тыс. и даже до 1 млн особей в муравейнике.

    Известно около 10 тыс. видов муравьев.

    Семья муравьев состоит из самцов, появляющихся на пери-од спаривания, и самок, большая часть которых является рабочи-ми, а одна или несколько глав-ных самок откладывают яйца. Рабочие муравьи выполняют раз-личные функции в процессе сво-ей жизни: собирателей пищи, солдат, хранителей жидкой пищи.

    Один или два раза в году в гнезде муравьев появляется мно-го крылатых особей. Это основа-тели новых колоний — молодые самцы и самки (рис. 77 Б). В теп-лую безветренную погоду они отправляются в брачные полеты. После оплодотворения самцы погибают, а самочки, опустив-шись на землю, отгрызают кры-лья и ищут подходящее для гнез-да место. Самки некоторых видов могут не питаться в тече-ние года, выполняя при этом все работы по устройству гнезда, от-кладку яиц и уход за молодью. После появления первых рабо-чих самка занимается только от-кладкой яиц. Иногда это проис-ходит до 20 лет подряд. И за все это время самка больше не спа-ривается. Во время лета гибнет большая часть молодых самок и самцов, так как они являются легкой добычей птиц и других животных.

    Большая часть муравейника скрыта от глаз любителей пола-комиться муравьями. В подземной его части поддержи-ваются чистота и порядок. Там муравьи зимуют, там же отклады-вают яйца, выкармливают личинок, прячут куколок и тлей от моро-зов. В муравейнике много различных насекомых и муравьев других видов.

    Всех их муравьи не только не гонят, но и кормят. Правда, делает-ся это не без выгоды, так как эти «нахлебники» выделяют особые вещества, которые с удовольствием употребляют в пищу сами мура-вьи. Они так привыкают к своим «квартирантам», что при переселе-нии переносят их с собой.

    Муравьи питаются различной пищей: живыми беспозвоночны-ми, их трупами или нектаром цветков, грибами или семенами расте-ний, выделениями тлей или червецов. Пищу добывают в почве, тра-ве, на деревьях и кустарниках.

    Семья муравьев уничтожает много насекомых-вредителей и сдерживает рост их численности. Одного муравейника для этого достаточно на 0,5—1 га леса.

    В природе значение муравьев огромно. Виды, представители которых строят муравейники, как и дождевые черви, служат почво- образователями. Муравьи прекрасно борются с вредителями рас-тений, разносят семена и распространяют растения некоторых ви-дов. Однако есть муравьи, приносящие вред жилью и здоровью человека, садам и огородам. Живущие в домах муравьи портят запа-сы пищи, разносят некоторые заболевания. Муравьи, живущие в садах, разносят тлю, чем вредят посадкам.

    Сильно развитые, мощные челюсти муравьев-амазонок не по-зволяют им строить гнездо и ухаживать за личинками. Для того чтобы не погибнуть, они нападают на чужие муравей-ники, захватывают куколок и переносят их к себе. Вышед-шие их них рабочие муравьи выполняют за амазонок всю необходимую работу. Муравьи, пасущие тлей, защищают их от златоглазок, божьих коровок, клещей, муравьев других видов. Для тлей нередко строят укрытия из земли и трухи, тщательно охраняют входы и выходы из них, а в случае опасности убегают, унося тлей.

    Самостоятельная работа

    Ответить на вопросы

    1.Почему пчел и муравьев называют общественными насекомыми?

    2.Какие особенности жизни перепончатокрылых не свойственны дру-гим отрядам насекомых?

    4.Из чего образуется мед?

    5.Как пчелы узнают дорогу к местам с обилием цветущих растений- медоносов?

    6.Расскажите о значении деятельности муравьев.

    Отряд Перепончатокрылые

    Отряд перепончатокрылые - пчелы, муравьи, наездники. Класс Насекомые . Уроки Биологии

    Отряд перепончатокрылые (наездники )

    Пчела , матка , трутень

    Как определить есть матка или нет (не открывая улей)

    Тип Членистоногие . Класс Насекомые. Отряд Перепончатокрылые. род Муравьи

    Ресурсы

    Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде-ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.

    Активные формы и методы обучения биологии : Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М.:, Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А

    Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

    В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». - М.: Дрофа.

    Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. - М.: Издательство «Экзамен»

    Хостинг презентаций

    Отряд перепончатокрылых насекомых насчитывает около 90 000 видов и по числу видов уступает лишь жукам и бабочкам. К этому отряду относятся как довольно примитивные пилильщики, ложногусеницы которых, похожие на гусениц бабочек, питаются на растениях, так и насекомые с наиболее высокоорганизованной нервной системой и крайне сложной биологией - муравьи, пчелы и осы.


    Самое крупное перепончатокрылое - яванская головастая сколия (Scolia capitata)-достигает в длину 6 см, а самое мелкое - наездник-яйцеед алаптус (Alaptus magnanimus) - 0, 21 мм. Последний является вообще самым мелким из насекомых.



    Взрослые насекомые имеют две пары перепончатых крыльев, покрытых сравнительно редкими жилками, а мелкие формы обычно почти или совершенно лишены жилкования. Задняя пара крыльев меньше и при полете имеет подчиненное значение. У живых насекомых обе пары крыльев обычно скрепляются при помощи крючков друг с другом и работают как одна плоскость. Некоторые виды (рабочие муравьи, самки дриинид, немок и некоторых бетилид и наездников) не имеют крыльев.


    Ротовые части грызущие или лижущегрызущие. В последнем случае нижняя губа и нижние челюсти вытягиваются и образуют хоботок с язычком на конце. Такой ротовой аппарат служит для высасывания нектара из цветов. Жвалы хорошо развиты у всех видов и используются не только при питании, но и при строительстве гнезд, рытье почвы и т. д. У некоторых муравьев они имеют причудливую форму и превышают длину головы.


    Усики простые, булавовидные, гребневидные, перистые, бывают как прямыми, так и коленчатыми. В последнем случае первый членик их удлинен и носит название рукояти, а остальные членики образуют жгутик. Число члеников усиков варьирует от 3 до 70. У большинства жалящих перепончатокрылых усики самок 12-, а самцов - 13-члениковые. На голове имеется пара сложных фасеточных глаз и 3 простых глазка, но некоторые муравьи совершенно слепы.


    Ноги бегательные с 5-члениковой лапкой. Голень и лапка передней ноги иногда несут специальный аппарат для чистки усиков и лапок, образованный гребенчатой шпорой на конце голени и выемкой на первом членике лапки.

    Интересной особенностью перепончатокрылых является то, что самки у них, как правило, откладывают яйца либо гаплоидные (т. е. с одинарным набором хромосом), либо диплоидные (т. е. с двойным набором хромосом). Из первых всегда развиваются самцы, все клетки тела которых гаплоидны, из вторых - только самки (или рабочие общественных перепончатокрылых). В типичных случаях гаплоидные яйца - это неоплодотворенные яйца, а диплоидные-оплодотворенные. В последнем случае диплоидный набор хромосом получается после слияния гаплоидного сперматозоида и гаплоидной яйцеклетки. Однако в ряде случаев наблюдается партеногенез. При этом при образовании яйцеклеток выпадает одно редукционное деление и неоплодотворенные яйца остаются диплоидными. Партеногенез отмечали у некоторых пилильщиков (у этих видов самцы отсутствуют или очень редки) и у рабочих некоторых видов муравьев.

    Половой диморфизм хорошо выражен. Часто имеется полиморфизм, при котором бывает несколько форм самок. У орехотворок наблюдается чередование поколений с крылатыми и бескрылыми самками. У общественных перепончатокрылых (муравьев, пчел, ос ) развивается каста рабочих особей - бесплодных самок, выполняющих различные работы в гнезде. Наиболее резко полиморфизм выражен у муравьев, где рабочие всегда бескрылы. В пределах этой касты у некоторых муравьев наблюдается дальнейшее подразделение на под касты солдат, «медовых бочек» и т. д. У некоторых видов число резко обособленных подкаст рабочих достигает 6. Все это связано со сложным разделением функций в муравьиной семье.

    В ископаемом состоянии перепончатокрылые известны с мезозоя. В настоящее время они распространены по всем материкам, кроме Антарктиды. Некоторые перепончатокрылые, например шмели, - одни из самых северных насекомых. Они же поднимаются в горы до вечных снегов.


    Экономическое значение перепончатокрылых велико и разнообразно. Прежде всего следует сказать о медоносной пчеле - одном из немногих домашних насекомых, издавна дающем человеку мед, воск и пчелиный клей. Но сейчас стало известно, что наибольшую пользу это насекомое приносит, опыляя культурные растения. Важными опылителями являются и многие дикие пчелы. В последние годы началось одомашнивание еще одних насекомых - шмелей , причем разводятся они именно для того, чтобы с их помощью опылять красный клевер. Подробнее вопрос о роли насекомых в опылении растений рассматривался выше.


    Среди сидячебрюхих перепончатокрылых имеется немало серьезных вредителей растений. Большой вред культурным зерновым злакам (ржи, пшенице, ячменю, овсу) причиняют стеблевые пилильщики (Cephidae), особенно хлебный (Cephus pygmaeus) и черный (Trachelus tabidus). Целый комплекс пилильщиков вредит плодовым садам. В плодах развиваются сливовый (Hoplocampa fulvicornis), грушевый (Н. brevis) и яблонный (Н. testudinea) пилильщики . Вишневый слизистый пилильщик (Caliroa cerasi) скелетирует листья вишен и других плодовых. Крыжовниковые пилильщики (Pristiphora pallipes, Pteronidea ribesii) объедают листья крыжовника. В садах Средней Азии немалый вред приносит урюковая толстоножка (Еиrytoma samsonovi).


    Немало среди перепончатокрылых и вредителей леса. В сосновых лесах серьезными вредителями являются сосновый (Diprion pini) и рыжий (Neodiprion sertifer) пилильщики, общественный пилильщи-кткач (Lyda erythrocephala) и др. В годы массовых размножений этих вредителей сосновые леса часто совершенно лишаются хвои.


    Вспышки массового размножения вредных насекомых возникают обычно как результат бесхозяйственного отношения к природе. Причинами их могут быть неправильное применение ядов, лесные пожары, сжигающие вместе с подстилкой зимующих в ней наездников, уничтожение подстилки и подлеска в лесах, неправильная агротехника и т. д. Кроме того, когда какое-нибудь животное или растение завозят в новый район, где у него нет естественных врагов, наблюдается его массовое размножение и вскоре такие животные и растения становятся настоящим бедствием. Примером может служить завоз непарного шелконряда или японского жука в Америку или завоз колорадского жука в Европу.


    Для борьбы с вредными хрущами неоднократно применялись тифии и сколии . Так, завезенные в 1920-1936 годах в США из Японии и Китая для борьбы с японским жуком (Popillia japonica) два вида тифий (Tiphia vernalis и Т. popillivora) акклиматизировались в восточных штатах и сейчас являются там основными естественными врагами этого вредителя. На острове Маврикий численность вредящего кокосовым пальмам жука-носорога Oryctes tarandus сдерживается завезенной сюда в 1915 году с Мадагаскара сколией Scolia oryctophaga. Совсем недавно, в 1961 году, на Гавайские острова для борьбы с хрущом Anomala orientalis была завезена с Филиппин сколия Compsomeris marginella, успешно и непрерывно снижающая численность этого вредителя.



    Жизнь животных: в 6-ти томах. - М.: Просвещение. Под редакцией профессоров Н.А.Гладкова, А.В.Михеева . 1970 .


    Перепончатокрылые - один из крупнейших отрядов насекомых. Он включает более 100 тысяч описанных видов, однако это число должно быть увеличено не менее чем в 3 раза, поскольку многие виды еще не известны науке. Распространены эти насекомые всесветно. Их размеры варьируют от долей миллиметра до нескольких сантиметров. Например, некоторые виды наездников-хальцидоидов (длиной всего 0,2 мм) относятся к одним из самых мелких насекомых, тогда как длина тела самки яванской головастой сколии Scolia capitata может достигать 60 мм, а длина самки шершня - 35 мм.

    Если по общему уровню эволюционного развития на первое место обычно ставят двукрылых, то представители перепончатокрылых, несомненно, занимают первое место по сложности и многообразию форм поведения, а также социальной организации. Именно забота о потомстве (наряду с морфологическими и физиологическими приспособлениями) является характерной особенностью перепончатокрылых, которая обеспечила их несомненный эволюционный успех. На качественно новый уровень социальной организации вышли муравьи. Некоторые виды при определенных условиях образуют федерации - дружественное объединение семей на территориях в десятки гектаров. С биологической точки зрения федерация является едва ли не наивысшей формой социальной организации среди всего живого на Земле. Индивидуальное поведение у перепончатокрылых также отличается сложностью. На примере медоносной пчелы и других представителей отряда было доказано, что насекомые способны не только к выработке разнообразных условных рефлексов, но и к решению абстрактных задач (когнитивной, или «интеллектуальной» деятельности), не уступая по этому показателю позвоночным.

    Отличительной чертой перепончатокрылых является гапло-диплоидное определение пола: из оплодотворенных, диплоидных яиц выводятся самки, а из неоплодотворенных, гаплоидных яиц, которые у большинства организмов не развиваются, выходят самцы.

    Название отряда связано со строением крыльев его представителей. Надо отметить, что логика в исторически сложившихся названиях нередко отсутствует. У двукрылых, например, крылья ничуть не менее «перепончатые», чем у перепончатокрылых. Зато у перепончатокрылых их две пары. Переднее и заднее крылья соединяются между собой специальными крючками и работают как единое целое, так что функционально перепончатокрылые двукрылы. Это явление наблюдается почти у всех четырехкрылых насекомых, которые хорошо летают, за исключением стрекоз. У ряда видов перепончатокрылых крылья утрачиваются. Бескрылы рабочие у всех видов муравьев, самки ос-немок (Mutilidae), некоторые наездники.

    У сидячебрюхих первый сегмент брюшка широкий, к груди причленяется неподвижно. По ряду признаков группа архаична. Видовое богатство сидячебрюхих невелико. В подотряде 14 семейств пилильщиков и рогохвостов - обладателей зазубренного яйцеклада, которым самка пропиливает ткани растений, чтобы отложить в ранку яйца. Большинство представителей подотряда - фитофаги, то есть потребители исключительно растительной пищи. Среди пилильщиков встречаются вредители растений.

    К жалящим относятся тысячи видов разнообразных одиночных и общественных ос и пчел, а также муравьи. Яйцеклад у этих насекомых преобразован в жало, которое используется и для охоты, и для защиты от позвоночных. Придаточные половые железы преобразованы в ядовитые. Именно у жалящих забота о потомстве достигла наивысшего уровня. В этой группе многократно возникал общественный образ жизни. Пчелиные, перешедшие к питанию нектаром и пыльцой растений, играют огромную роль как опылители. Им, и только им, как полагают многие ученые, мы обязаны всем многообразием цветковых растений, населяющих нашу планету.

    Видовое богатство и разнообразие перепончатокрылых столь велики, что в рамках однотомного издания можно рассмотреть лишь некоторых наиболее ярких или широко распространенных представителей отряда (на видовом уровне и на уровне надвидовых таксонов).

    Возможно Вам будет интересно:

    Метки: 2082