Мягкий знак в кратких прилагательных после шипящих. Правила написания мягкого знака в конце слова после шипящих

Мягкий знак на конце слов после шипящих

  1. в глаголах после шипящих всегда пишется мягкий знак,
    еще у существительных женского рода 3 склонения
  2. Существительное: И. п. женского рода: И. п. мужского рода:
    тишь, рожь, ночь.. . грош, муж, врач.. .
    Р. п. мн. числа: туч, рощ.. .

    Прилагательное: (нет) Краткая форма: жгуч, кипящ.. .

    Глагол: Неопр. форма: беречь.. . (нет)
    Второе лицо ед. число: можешь.. .
    Повелит. наклонение: намажь.. .

    Наречие: Везде, кроме исключений Искл: уж, замуж, невтерпеж.

  3. если слово в ж р ед ч то пишется Ь знак, в остальных родах после шипящих не пишется
  4. В русском языке мягкий знак используется:
    после большинства согласных для обозначения их мягкости (граб грабь, кров кровь, лад ладь, вяз вязь, мол моль, лом ломь, кон конь, цеп цепь, жар жарь, вес весь, бит бить, граф графь) ;
    перед гласными, сверх того, выступает как разделительный знак; при этом е, ю, я (факультативно и и) читаются йотированно; иногда йотируются и другие гласные (каньон ка нjо н) ;
    после шипящих мягкость не обозначает (она либо есть, либо нет в зависимости от самой буквы) , но, даже если не имеет разделительного значения, по традиции используется в известных категориях слов:
    им. и вин. пад. ед. ч. существительных женского рода: рожь, тушь, кручь, вещь и т. п. ,
    повелительное наклонение некоторых глаголов: режь, разрушь, прячь, морщь (также во множ. ч. : режьте и др. ; в возвратной форме: режься, режьтесь и др.) ;
    в некоторых наречиях: настежь, наотмашь, прочь;
    2-е лицо глаголов имеет окончание -шь: дашь, скажешь, бершь, злишь и др. , в том числе и в возвратной форме (дашься и т. п.) ;
    неопределенная форма части глаголов оканчивается на -чь: печь, беречь, стричь и т. п. (также в возвр. форме: беречься и др.) ;
    после гортанных г, к, х встречается только в заимствованиях (Алигьери, кьянти, Донахью) , в собственно же русских словах невозможен (поэтому повелительное наклонение глагола лечь ляг является словом-исключением, не оканчивающимся по общему правилу на -ь) ;
    после ц мягкость не обозначает и также бывает лишь в заимствованиях (Замосць) , иногда соответствует выпавшему в разговорном произношении и в иностранных словах (революцьонный) ;
    После й и гласных, а также в начале слова употребление мягкого знака невозможно в принципе.
  5. Cущ. женского рода - ставится (рожь, тишь) , мужского - нет (грач, камыш)
  6. Мужской род пишется без "ь" а женский с "ь" Например: Врач м. р мягкий знак не пишите, А вот дочь с мягким знаком.Ну надо просто учебников побольше читать, и будешь вс знать! Удачи в учбе.
  7. 1. Если перед нами существительное, то мягкий знак после шипящих ставится лишь тогда, когда слово принадлежит III склонению (НОЧЬ) . Существительные I и II склонения с шипящей на конце пишутся без мягкого знака (МНОГО ТУЧ, КИРПИЧ) . Не забудьте, что отчества и фамилии, оканчивающиеся на ИЧ, являются существительными II склонения и пишутся без мягкого знака. Например: СЕРГЕЕВИЧ, РЮРИКОВИЧ, ВОЙНОВИЧ.
    2. Если слово отвечает на вопрос КАКОВ? и является кратким прилагательным, то после шипящего на конце мягкий знак не нужен (ГОРЯЧ, МОГУЧ) .
    3. Глаголы с шипящим на конце всегда пишутся с мягким знаком. Например: СМОТРИШЬ или ПОСМОТРИШЬ (в форме второго лица ед. числа настоящего или будущего времени) , РЕЖЬ (в повелительном наклонении) , ЖЕЧЬ (в неопределенной форме) . Обратите внимание, что в глаголах мягкий знак может оказаться после шипящей и не на самом конце слова, а перед постфиксами СЯ или -ТЕ, например: КУПАЕШЬСЯ, СПРЯЧЬТЕ.
    4. На конце наречий после шипящих мягкий знак пишется всегда (НАСТЕЖЬ, ВСКАЧЬ, ПРОЧЬ) , кроме исключений: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ.
    5. Местоимения с шипящими на конце пишутся без мягкого знака, например: НАШ, ВАШ.
    6. Всегда с мягким знаком пишутся частицы ИШЬ, ЛИШЬ, БИШЬ.
  8. например печь женский род пишется после шипящих с мягким знаком. Мужской род пишется без мягкого знака например меч луч ключ.
  9. 75. После шипящих (ж, ч, ш, щ) буква ь пишется только в следующих случаях:

    1. На конце существительных женского рода в им. и вин. пад. ед. ч. , например: рожь, ночь, мышь.

    2. В окончании 2-го лица ед. ч. настоящего и будущего времени глагола после конечного ш, например: несешь несешься, носишь носишься, примешь примешься.

    3. На конце глагола в ед. ч. повелительного наклонения, причем буква ь сохраняется и перед -ся, например: мажь мажься; спрячь спрячься; ешь.

    4. Во множ. ч. повелительного наклонения перед -те, -тесь, например: мажьте мажьтесь; спрячьте спрячьтесь; ешьте.

    5. На конце глагола в неопределенной форме, причем буква ь пишется и перед -ся, например: стричь, стричься.

    6. Во всех наречиях после конечных ш и ч, например: сплошь, вскачь, прочь, а также в наречии настежь.

    7. На конце частиц: вишь, бишь, лишь, ишь.

  10. В существительных женского рода 3-го склонения пишется (рожь, дочь, вошь, вещь) , в сущ-х мужского рода 2-го склонения не пишется (плащ, нож, меч, патронташ)
  11. ь после шипящих на конце слова пишется:
    1) у существительных женского рода в им. п. ед. ч.
    2) у глаголов во всех формах; при этом ь сохраняется и перед ся, те
    3)у наречий на ш, ч и в одном слоые после ж настежь.
  12. муж. род - без "Ь", жен. с "Ь"
  13. муж. род - без "Ь", жен. с "Ь"
  14. слова женского рода-мышь, ночь -ставим а мужского рода не ставим -камыш, кирпич
  15. Зайди на www.gramota.ru
    Там полно всяких правил! И сейчас, и в будущем пригодится!
  16. Какие существительные пишутся с мягким знаком
  17. Да вс верно, Мужской род пишется без,ь.. а женский род с,ь.. Например ржаной- подбераем вопрос оно средний род, она женский род, он мужской род, ржаной она моя рожь и + правила,Чтобы определить имене существительного которое стоит во множествинном млм в единствинном числе, но не в начальной форме, надо поставить это имя существительное в ЕАЧАЛЬНУЮ ФОРМУ" значит однокоренное рожь пишите рожЬ с,ь"
  18. Печь, степь, речь, тишь, дочь

Буква ь пишется для обозначения мягкости парного согласного в конце слов, например: голубь, оставь, тетрадь, грязь, жаль, семь, конь, кухонь, яблонь, насыпь, зверь, раскрась, пить, верфь .

Буква ь , которой кончается первая часть сложного или сложносокращенного слова, пишется для обозначения мягкости согласного перед любой буквой, гласной или согласной, начинающей вторую часть, например: сельисполком, сельсовет, утильсырьё, костьутиль, грабьармия, четвертьвековой, четвертьфинал, Дальэнерго, Связьинвест, Тюмень?нефть .

Для обозначения мягкости парного согласного перед согласными буква "ь" пишется в следующих случаях

1. После буквы л перед любым согласным, кроме л , например: пальба, львиный, фольга, льдина, скользить, несколько, ни бельмеса, спальня, внимательно, скальпель, вальс, пальтишко, льстить, апрельский, альфа, ольха, зеркальце, мальчик, больше, польщённый .

Между двумя л мягкий знак не пишется, например: гулливый .

?ск? согласный л перед суффиксом – мягкий, поэтому после л пишется ь , напр.: сельский, уральский, барнаульский . Однако в некоторых прилагательных, образованных от нерусских собственных географических названий, сохраняется твердый л , и поэтому ь не пишется, например: кызылский, ямалский (наряду с вариантами кызыльский, ямальский ).

2. После других согласных букв:

а) перед буквами, передающими твердые согласные, например: резьба, возьму, раньше, нянька, письмо, просьба, весьма, науськать, ведьма, свадьба, тьма, молотьба, тьфу ;

В большинстве прилагательных с суффиксом ?ск? согласные н и р перед суффиксом – твердые, поэтому ь в них не пишется, например: конский, казанский, тюменский, рыцарский, январский, егерский . Однако в следующих прилагательных эти согласные перед суффиксом ?ск? мягкие, в них после н и р пишется ь : день?деньской, июньский, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский , а также во многих прилагательных, образованных от нерусских собственных географических названий на нь, например: тянь?шаньский, тайваньский, пномпеньский, торуньский, сычуаньский, тяньцзиньский. Аналогично пишутся (и произносятся) существительные, образованные с суффиксом ?ц? от тех же географических названий: казанцы, тюменцы , но тайваньцы, пномпеньцы, торуньцы и т. п.

б) перед буквами, передающими мягкие согласные, ь пишется только в тех случаях, когда в других формах того же слова или в однокоренных словах второй мягкий согласный становится твердым, а первый согласный сохраняет мягкость, например: возьми (ср. возьму ), восьми (восьмой ), ведьме (ведьма ), во тьме (тьма ), резьбе (резьба ), косьбе (косьба ), свадьбе (свадьба ), молотьбе (молотьба ), серьги (серьгам ), коньки (конькам ), дядьке (дядька ).

3. В остальных случаях после буквы, передающей мягкий согласный, ь не пишется, например: разве, узник, грызть, кости, нести, синдикат, рецензия, ранний, пенсия, бантик, если, песня .

Буква ь не пишется в сочетаниях согласных нч, нщ , в частности перед суффиксами ?чик, ?щик, ?щин (а), например: нянчить, одуванчик, стаканчик, кончик, птенчик; каменщик, банщик, партизанщина, Рязанщина .

Буква "Ь" как показатель грамматической формы

Буква ь пишется (независимо от произношения) в следующих грамматических формах:

а) в сложных числительных перед ?десят и ?сот: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот ;

В числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать перед ?надцать ь не пишется.

б) в неопределенной форме глагола (инфинитиве) перед?ся (так же, как в инфинитиве глаголов без ?ся ), например: купаться, иметься, литься, расколоться, обуться, мыться, смеяться ;

в) в формах повелительного наклонения глаголов перед ?ся и ?те (так же, как в формах без ?ся и ?те ), например: отправься, взвесься, пяться, сядьте, встаньте, бросьте, познакомьтесь, проверьте ;

г) в форме творительного падежа множественного числа существительных , например: людьми, лошадьми, дверьми, детьми , а также в форме творительного падежа числительного четырьмя .

После ж, ш, ч, щ буква ь пишется по традиции в следующих грамматических формах:

а) на конце форм именительного/винительного падежа единственного числа существительных женского рода 3?го склонения , например: рожь, блажь, мышь, фальшь, ночь, мелочь, вещь, помощь ;

б) в окончании 2?го лица единственного числа глаголов настоящего и будущего времени (после ш ), например: несёшь, смеёшься, видишь, дашь, мчишься ;

в) в формах повелительного наклонения глаголов , например: мажь, ешь, спрячь, режьте, утешься, спрячьтесь, не морщься ;

г) в неопределенной форме глаголов (после ч ), например: печь, стричь, толочь, увлечься, обжечься .

Буква ь после шипящих пишется также на конце наречий и частиц , например: настежь, сплошь, наотмашь, вскачь, навзничь, невмочь, прочь, напрочь, ишь, лишь, вишь, бишь . Исключения: буква ь не пишется в наречиях замуж, невтерпёж, уж , в частице аж , а также в предлоге меж .

Буква ь после шипящих не пишется на конце следующих грамматических форм:

а) именительного/винительного падежа единственного числа существительных мужского рода 2?го склонения , например: нож, мяч, ковш, плащ ;

б) родительно падежа множественного числа существительных женского рода 1?го склонения , например: луж (от лужа ), туч, галош, рощ ;

в) кратких форм мужского рода прилагательных , например: свеж, охоч, хорош, нищ .

Урок русского языка

Оборудование:

Схемы-опоры, плакаты «Мало уметь писать, надо уметь думать», «Хорошую речь хорошо и слушать», листы с текстом для групповой работы, карточки с заданиями разного уровня, сказка «Путешествие Ь», фонограмма . Компьютерное сопровождение урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель. Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с таких слов…

Прочитайте! Как вы понимаете эти слова?

Учащиеся. Будем писать без ошибок, а для этого нужно знать правила, уметь их применять, быть внимательными.

II. Мотивация.

Учитель. Сегодня мы совершим удивительное путешествие в «Страну существительных», узнаем о приключениях одной буквы и её встрече с разными словами. Этот урок должен помочь вам подняться ещё на одну ступеньку грамотности.

III. Актуализация ранее усвоенных знаний.

Учитель. А начинаем мы путешествие по необычным дорожкам. Откройте тетради, запишите дату и вид работы.

Учитель. Назовите буквы, которые будем писать. Что вы можете сказать о них?

Учащиеся. Они обозначают шипящие звуки [ж], [ш] –твёрдые, [ч,], [щ,] –мягкие.

Учитель. Выберите из предложенных вариантов тот, который вам больше понравился, и запишите его в тетрадь. Итак, отправляемся в путь! Кому как удобней: «по тропинке» или «по кочкам»?

Учитель. Дорожку нам проложили шипящие, но среди букв русского алфавита есть одна особая буква. Учёные называют её буквой – помощницей. Что это за буква? Вы не догадываетесь?

Учащиеся. Мягкий знак.

Учитель. Что вы можете сказать о мягком знаке?

Учащиеся: ь – не обозначает звука; (примеры: день – [д,эн,])

ь – обозначает на письме мягкость предшествующего согласного; (примеры: соль)

ь – разделяет согласный и гласный, чтобы они не сливались; (примеры: вьюга)

IV. Работа над новым материалом.

Путешествие в «Страну существительных» (Чтение сказки учителем на фоне музыки сопровождается полосками со словами, дети читают слова в полосках хором.)

Сказка.

Мягкий знак отправился в путешествие и мы вместе с ним.

Вдруг он оказался в загадочном лесу. Там он увидел

У входа стоял Здравствуйте! Кто здесь живёт? – спросил Мягкий знак.

Мы, существительные с шипящими на конце:

- А ты кто? – спросил сторож.

Я – Мягкий Знак! Давайте дружить!

Нет! Ни в коем случае! Закричали все хором. Сторож даже поднял

Уходи! Не будем с тобой дружить! Ведь тогда ребята будут получать двойки! – возмутился и замахал крыльями грач.

Мягкий знак обиделся, заплакал и пошёл прочь. Он вышел к полю, на котором росла

О чём ты плачешь? – спросила она.

Мягкий знак поведал свою печаль.

Не горюй, я буду с тобой дружить!

И я, – пропищала из норки

И моя Мягкий знак обрадовался и не заметил, как наступила Я тоже буду с тобой дружить, – прошептала тихо ночь.

Тут вмешалась мышь.

– Пусть запомнит

такую Мягкий знак - нам верный друг.

Учитель. Ребята, а вы ещё не догадались, почему одни слова прогоняли Ь, а другие называли его другом? (Ответы - предположения детей.)

Учитель. Что общего в этих словах?

Учащиеся. Это существительные, они оканчиваются на шипящий.

Учитель. Что за секрет кроется здесь?

Учащиеся. Существительные произносятся одинаково.

Учитель. На какие две группы они разделились? Слайд№1(слова из сказки в 2 столбика: ж.р. м.р.)

Учащиеся. На существительные женского и мужского рода.

Учитель. Девочки, прочитайте существительные женского рода (на слайде у сущ. появляется ь), мальчики, прочитайте существительные мужского рода. Так что же это за «секретик»? Сделайте вывод, когда пишется мягкий знак?

Учащиеся. У существительных ж. р. после шипящих пишется Ь, а у существительных м. р. после шипящих Ь не пишется.

Учитель. Приоткроем «секрет». Верно ли наше предположение?

Учащиеся. Да, верно.

Учитель. Проверьте себя по учебнику. (Чтение правила стр.170).

V. Закрепление.

1. Коллективная работа с текстом.

Учитель. Отправился Ь дальше и попал в цирк и встретился там с ребятами (Открывается опора), глядя на которых, вы будете помнить правило нашего урока:- Кто объяснит, как будет работать опора? (У существительных ж. р. после шипящих пишется Ь, а у существительных м. р. после шипящих Ь не пишется.)

А мы попробуем догадаться, с кем из ребят-дрессировщиков подружится Ь? Найдите упражнение 450. Напишите существительные в 2 столбика - по родам: (луч, речь, сторож, ключ, плащ, мышь, помощь, товарищ, малыш, рожь, ночь, вещь)

По цепочке у доски, все в тетради.

2.Физкультминутка. Поищем слова из темы урока. Может они под стул закатились слева (наклоны влево ), может под парту справа (наклоны вправо )? Может гости слева видели, может гости справа (повороты )?

3. Работа в группах.

(Каждой группе даётся деформированный текст; слова - подсказки рассредоточены по классу : рож?, мыш?, плач?, сыч?, ноч?, тиш?, камыш?.) – (мет. Базарного)

Учитель. Вставьте подходящие по смыслу существительные в данные предложения. Вы их найдёте на информационном поле.

Текст.

Дорога шла через …. Вот пробежала …. В роще послышался …. Это … затянул песню. Вот и река. Наступила … и ловля началась. Кругом стояла …. … шептался с рекою. (1 ученик из каждой группы зачитывает ответ)

4. Слова – загадки.

Учитель. Запишите отгадки. Обозначив род сущ. (2 ученика за доской).

Человек, который играет на скрипке (скрипач м. р.)

Первая, прилетающая к нам весной птица (грач м. р.)

Маленький ребёнок (малыш м. р.)

Суп со свёклой и другими овощами (борщ м. р.)

Он может быть дверным, скрипичным, гаечным и даже родником (ключ м. р.)

Способность говорить. Она бывает устной и письменной.

(речь ж.р.)

(Взаимопроверка) Итог: - Поднимите руку, кто написал на «5», на «4»?

4. Творческая самостоятельная работа.

Учитель. Прочитайте пословицу. Как вы понимаете эту пословицу?

Учащиеся. Прочитайте предложения. (Открывается набор предложений, слайд №2).

Я и мой товарищ(?) пошли удить рыбу.

Ребята пошли в лес.

Дорога к реке шла через рож(?).

Крик и смех нарушили лесную тиш(?).

Вот и речка.

Испугались звери и птицы.

Мы закинули удочки.

Ёж(?) шуршит по сухим листьям.

Учитель. Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?

Учащиеся. Нельзя, так как в тексте предложения связаны по смыслу и объединены одной темой.

Учитель. 1 вариант – выпишите предложения на тему “Рыбалка”.

2 вариант – выпишите предложения на тему “В лесу”.

Распределите эти предложения в нужном порядке. Придумайте 2–3 предложения, употребив записанные ниже слова так, чтобы получился текст.

Итог: - Теперь прочитаем, какие получились тексты. Назовите слова с шипящими на конце, в которых вы написали ь?

5.Контроль полученных знаний.

Учитель. Чтобы проверить, как вы усвоили секрет урока: «Написания Ь», мы поработаем по карточкам, в каждой из которых 3 задания. Кто выполнит одно задание, тот получит оценку «3», два задания - «4», три задания – «5».

1 задание

Вставь, где нужно мягкий знак:

Шалаш.., помощ.., реч.., ключ.., доч.., ландыш…

2 задание

Вычеркни лишнее слово:

Врач?, рож?, тиш?, реч?, глуш?, молодёж?.

3 задание

Подбери к прилагательным, подходящие по смыслу существительные с щипящими на конце:

Колючий.. , горячая …. ,резиновый … ,летучая …. ,тёмная ….,

солнечный….

VI. Итог урока. Рефлексия

Учитель. Вот и закончилось наше путешествие. Что нового вы узнали о существительных женского и мужского рода с шипящими на конце?

Что больше всего понравилось на уроке?
– За что можете себя похвалить?
– У вас на партах лежат полоски красного, синего, зелёного цветов. Кто из вас считает, что работал на “отлично”– покажите красную полоску, кто работал на “хорошо” – покажите зелёную полоску, а кто считает, что работал не в полном объёме, то покажите синюю полоску
.

VII. Домашнее задание на выбор.

    Упражнение 454

    Напишите мини - сочинение на тему «Мой товарищ»,

используя существительные с шипящими на конце.

Цель урока : вспомнить правила написания мягкого знака у глаголов и существительных на шипящий, уметь отличать существительные 3-го склонения от существительных 2-го склонения и существительных мн. ч. 1-го склонения в р.п.; повторить словарные слова; уметь составлять словосочетания по заданной схеме.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

2. Словарная работа.

Я буду называть вам слова, а вы составьте с ними словосочетания по схеме «глагол + сущ. с предлогом».

Один ученик работает у доски, остальные – в тетради.

Подчеркните орфограммы.

3. Работа по поиску закономерностей.

На доске записаны слова:

режь, передач, кирпич, спишь, речь, беречь, дочь, гараж, спрячь, жечь, стелешь .

1. Посмотрите внимательно на слова, записанные на доске. На какие группы можно их разделить? Какой принцип классификации вы применили?

Слова можно разделить по-разному:

– на части речи: глаголы и существительные;

– по принципу: с мягким знаком и без.

2. Давайте объединим обе классификации. Что у нас получится?

4. Упражнение на закрепление (работа у доски, каждый ученик пишет по 5 слов).

Запишите слова, устно объясните условия написания мягкого знака или его отсутствие, пользуясь составленной выше схемой.

5. Мои загадки – ваши отгадки.

Я загадаю вам загадки. Отгадки записывайте в тетрадь. Кто отгадает все 5 загадок, получит 5.

1. Сердитый недотрога живет в лесу глухом. Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж.)

2. Бьют его, а он не плачет, только скачет, только скачет. (Мяч.)

3. Махнула птица своим крылом, накрыла свет весь черным пером. (Ночь.)

4. Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там заметку кладет. (Карандаш.)

5. Маленький шарик под лавкою шарит, шевелит хвостом, пугает весь дом. (Мышь.)

Запасная:

6. Дитя отца и матери, а никому не сын. (Дочь.)

6. Перфокарта (для быстрого контроля).

Слова для работы:

пляж, стричь, дремлешь,

вещь, лыж, печь,

луч, пейзаж, рощ,

тысяч, не бережешь, репортаж.

7. Самостоятельная работа.

Распределите слова по принципу «с мягким знаком на конце после шипящих» и «слова без мягкого знака на конце».

Тиш_, камыш_, хвалиш_ся, плющ_, еш_те, ветош_, намаж_, брош_, мыш_, телепередач_, обрадуеш_ся, рож_, горяч_, сжеч_, меч_, спряч_, нож_, свеч_, калач_, реж_те, смерч_, леч_, пресеч_, плеч_, плач_.

8. Итоги урока, объяснение домашнего задания.

9. Домашнее задание. Подберите 20 своих примеров по теме сегодняшнего урока.

С.М. ВОВК,
пос. Софрино,
Московская обл.

После шипящих. Изложим вам правила, гласящие, когда этого делать не следует и когда делать это строго обязательно.

Эти правила отталкиваются от того, о какой части речи идёт речь, в каком склонении и в какой части слова.

Мягкий знак после шипящих - правило постановки

Ставим мягкий знак:

  1. Мягкий знак после шипящих необходимо писать в существительных женского рода, если они находятся в единственном числе в именительном и

Пример слов: ночь, брешь, дочь, ложь, вещь, плешь.

Пример в предложении: Родила царица в ночь не то сына, не то дочь.

2. В глаголах второго лица в единственном числе при условии настоящего или будущего времени на окончаниях после шипящих.

Пример в слове: будешь, станешь, варишь, помнишь, веришь, сделаешь.

Примеры в предложениях: Если ты знаешь, если ты веришь, то со мною ты будешь и не скоро разлюбишь.

- ся , мягкий знак сохраняется. Пример: возвращаешься, напрягаешься, намереваешься.

3. В глаголах единственного числа в в окончаниях после шипящих.

Пример в слове: Режь! Съешь! Спрячь!

Дополнение: Если к данным глаголам добавить окончание - ся , мягкий знак сохраняется. Спрячься! Не дурачься!

Примеры в предложениях: Вадик, не дурачься и не прячься!

4. В глаголах, находящихся во и повелительном наклонении перед окончаниями - те, - тесь.

Пример: намажь - намажьте - намажьтесь.

Пример в предложении: Дети! Не плачьте!

5. В глаголах неопределённого лица, в том числе и перед окончанием -ся .

Пример слов: печь - печься, лечь - разлечься.

Пример в предложении: Этим рекам долго течь.

6. В наречиях положено вписывать мягкий знак после шипящих, находящихся в конце слова.

Пример: Сплошь, вскачь, наотмашь, настежь.

Пример в предложении: Он пустил лошадь вскачь, и наотмашь рубил воздух мечом.

Исключения: Уж, невтерпёж, замуж.

7. В частицах с шипящими окончаниями: бишь, вишь, ишь, лишь.

Пример слов: то бишь, всего лишь.

В предложении: Ишь какой хулиган!

Почему иногда мягкий знак после шипящих не пишут?

Не надо писать:

  1. В существительных именительного падежа.

Пример: грач, калач, рогач, лещ, нож.

Предложение: К нашему окну подлетел стриж.

2. В существительных, находящихся во множественном числе и родительном падеже.

Пример: туч, круч, плеч, Гриш, меж, луж .

Пример предложений: К сожалению, к завтраку сегодня не подали груш.

3. В в краткой форме.

Пример: могуч, горяч, хорош, летуч, певуч, пригож.

Предложение: Он был и душою хорош, и собою пригож…

4. В местоимениях с шипящими на конце.

Примеры: ваш, наш.

Учитывая изложенное, правописание мягкого знака после шипящих различается в зависимости от многих факторов - части речи, склонения, числа, а также наличия исключений из правил.

Учителя младших классов дают своим ученикам рифмованные варианты правил - для более лёгкого запоминания.

Правила в стихах!

Существительные «много»,

Существительные «мой» -

Знак не ставим никакой!

В глаголах и наречиях

Знак пишется всегда,

А в кратких прилагательных

Не пишем никогда!