Карта расселения славянских племен. Славянские племена и их расселение

Восточнославянский союз племен, обитавших в бассейне верхнего и среднего течения Оки и по реке Москва. Расселение вятичей происходило с территории Днепровского левобережья или с верховьев Днестра. Субстратом вятичей являлось местное балтское население. Вятичи дольше других славянских племен сохраняли языческие верования и сопротивлялись влиянию киевских князей. Непокорность и воинственность - визитная карточка племени вятичи.

Племенной союз восточных славян 6-11 веков. Проживали на территориях нынешних Витебской, Могилёвской, Псковской, Брянской и Смоленской областей, а также восточной Латвии. Сформировались на основе пришлого славянского и местного балтского населения - Тушемлинская культура. В этногенезе кривичей участвовали остатки местных финно-угорских и балтских - эсты, ливы, латгалы - племен, которые смешались с многочисленным пришлым славянским населением. Кривичей подразделяют на две большие группы: псковскую и полоцко-смоленскую. В культуре полоцко-смоленских кривичей наряду со славянскими элементами украшений, присутствуют элементы балтского типа.

Словене ильменские - племенной союз восточных славян на территории Новгородской земли, в основном в землях около озера Ильмень, по соседству с кривичами. По свидетельству "Повести временных лет", словене ильменские вместе с кривичами, чудью и мерей участвовали в призвании варягов, которые были родственны словенам - выходцам с Балтийского Поморья. Ряд историков считает прародино словен Поднепровье, другие выводят предков ильменских словен из Балтийского Поморья, поскольку предания, верования и обычаи, тип жилищ новгородцев и полабских славян очень близки.

Дулебы - племенной союз восточных славян. Населяли территории бассейна реки Буг и правых притоков Припяти. В 10 в. объединение дулебов распалось, а их земли вошли в состав Киевской Руси.

Волыняне - восточнославянский союз племен, проживавший на территории по обоим берегам Западного Буга и у истока р. Припять. В русских летописях волыняне впервые упоминаются в 907 году. В 10 веке на землях волынян образовалось Владимиро-Волынское княжество.

Древляне - восточнославянский племенной союз, занимавший в 6-10 вв. территорию Полесья, Правобережье Днепра, западнее полян, по течению рек Тетерев, Уж, Уборт, Ствига. Ареал проживания древлян соответствует ареалу лука-райковецкой культуры. Имя древляне дано им потому, что они жили в лесах.

Дреговичи - племенной союз восточных славян. Точные границы обитания дреговичей до сих пор не установлены. По мнению ряда исследователей, в 6-9 веках дреговичи занимали территорию в срединной части бассейна реки Припять, в 11 - 12 веках южная граница их расселения проходила южнее Припяти, северо-западная - в водоразделе рек Друть и Березина, западная - в верховьях реки Неман. При заселении Беларуси, дреговичи двигались с юга на север к реке Неман, что указывает на их южное происхождение.

Полочане - славянское племя, часть племенного союза кривичей, которые жили по берегам реки Двина и ее притока Полота, от которого и получили свое название.
Центром земли полочан был город Полоцк.

Поляне - племенной союз восточных славян, обитавший на Днепре, в районе современного Киева. Само происхождение полян остается неясным, так как территория их расселения находилась на стыке нескольких археологических культур.

Радимичи - восточнославянский союз племен, обитавший в восточной части Верхнего Поднепровья, по реке Сож и ее притокам в 8-9 веках. Через земли радимичей проходили удобные речные пути, связывавшие их с Киевом. У радимичей и вятичей был схожий обряд погребения - прах хоронился в срубе - и схожие височные женские украшения (височные кольца) - семилучевые (у вятичей - семило-пастные). Археологи и лингвисты предполагают, что в создании материальной культуры радимичей участвовали и племена балтов, жившие в верховьях Днепра.

Северяне - восточнославянский союз племен, обитавших в 9-10 веках по pекам Десна, Сейм и Сула. Происхождение названия северяне имеет скифско-сарматское происхождение и возводится к иранскому слову «чёрный», что подтверждается названием города северян - Чернигов. Основным занятием северян было земледелие.

Тиверцы - восточнославянское племя, расселившееся в 9 веке в междуречье Днестра и Прута, а также Дуная, в том числе у Буджакского побережья Чёрного моря на территории современных Молдавии и Украины.

Уличи - восточнославянский союз племен, существовавший в 9 - 10 веках. Уличи жили в нижних течениях Днепра, Буга и на берегу Черного моря. Центром племенного союза был г. Пересечен. Уличи долгое время противостояли попыткам киевских князей подчинить их своей власти.

Волыняне

Одно из летописных племен (племенной союз), упоминаемый в «Повести временных лет». Известны с конца І – начала ІІ тысячелетия на землях Западной Украины и Беларуси в исторической области Волыни (бассейн реки Буг, верховья реки Припять).


Арабские источники свидетельствуют, что волыняне были могущественным племенем, которому подчинялись другие племена. В VІІ-VІІІ вв., указывает арабский географ Аль-Масуди, волыняне создали раннее государственное объединение во главе с царем Маджаком. На землях волынян было около 70 укрепленных городищ. Главными центрами были Волынь, Бужск, позже Владимир (Волынский).

В 907 г. волыняне выступили союзниками киевского князя Олега в походе на Византию. В 981 г. киевский князь Владимир Святославич покорил населенные волынянами Червенскую и Перемышльскую земли, и они вошли в состав Киевской Руси. В период феодального размежевания на территории расселения волынян возникло отдельное удельное Владимир-Волынское княжество, которое со временем стало частью Галицко-Волынской державы.

Вятичи

«…а Вятко сел с родом своим на Оке, от него назвались вятичи» («Повесть временных лет»).

Одно из больших славянских племен или племенных объединений, которое проживало в бассейне реки Ока и ее притоках. Со временем вятичи продвинулись на юго-восток к верхнему течению Дона.



Название племени происходит, вероятно, от имени родоначальника Вятка. Племена радимичей и вятичей пришли с запада. «Радимичи же и вятичи – от рода ляхов. Было же два брата у ляхов – один Радим, а другой Вятко» («Повесть временных лет»).

И привели эти два брата свои народы, и стали соседями полян, древлян и северян, и радимичей, и жили все между собой мирно. Вятичи были завоеваны киевским князем Святославом. Находясь в составе Киевской Руси, до конца ХІ в. сохраняли политическую независимость. В более поздние времена киевский князь Владимир Мономах имел дело с племенным князем вятичей Ходотой.

До конца ХІІІ в. (времен проникновения христианства) вятичи сохраняли языческие обычаи и обряды, например, сжигали покойников и насыпали над местом захоронения курганы. Вятичи дольше всех славянских племен сохраняли свое племенное имя. Они жили, подчиняясь законам самоуправления и народовластия. Последнее упоминание о вятичах в летописи 1197 г.

Древляне

Занимались земледелием, пчеловодством, скотоводством, развивали промыслы и ремесла. Земли древлян составляли отдельное племенное княжество во главе с князем. Большие города: Искоростень (Коростень), Вручий (Овруч), Малин.



В 884 г. киевский князь Олег покорил древлян и присоединил их земли. В 907 г. древляне в составе киевского войска брали участие в походе на Византию. Попытка киевского князя Игоря в 945 г. провести повторный сбор дани привела к восстанию древлян и гибели Игоря. В 946 г. жена Игоря княгиня Ольга пошла войной на древлян, пленила их князя Мала, разрушила Искоростень, а земли древлян подчинила Киеву. Название племени последний раз встречается в летописи в 1136 г., где говорится о том, что князь Ярополк передал земли древлян Десятинной церкви.

Некоторые исследователи называют в восточнославянской группе племен рядом с древлянами племя житичей , которое якобы существовало на берегах реки Тетерев, и главным городом этого племени был город Житомир.

Дреговичи

«…а еще другие сели меж Припятью и Двиною и назвались дреговичами…» («Повесть временных лет»).

Межплеменное объединение, которое имело в своем составе, возможно, две группы племен. Проживали в ІХ – Х вв. между Припятью и верховьем Западной Двины. На востоке область дреговичей переходила на левый берег Днепра. Очевидно, название племени произошло от «дрягва», «дрегва» – болото, трясина, указывающее на болотистый характер местности, где жили дреговичи. Города – Слуцк, Друцк, Клецк (Клеческ). Исследователи считают, что племенным центром дреговичей был Туров. Занимались земледелием, сбором ягод и растений, ремеслами (гончарство, обработка железа).



В ІХ – Х вв. территория дреговичей была присоединена к Киевской державе. Во время раздела князем Владимиром Святославичем Руси на уделы большая часть земель дреговичей отошла к Туровскому (Турово-Пинскому) княжеству, а северо-западные земли – к Полоцкому княжеству. История дреговичей не имеет ярких страниц, они только упоминаются в перечне племен.

Дулебы

Одно из наиболее древних восточнославян ских племенных объединений, которое возникло в VІІ в. Летописец упоминает их в связи с нападением на них аваров (обров) во времена императора Ираклия (610–641). «Эти обры воевали и против славян, и примучили дулебов, тоже славян, и насилие чинили женам дулебским» («Повесть временных лет»).



Ученые предполагают: дулебы, бужане и волыняне, которых иногда считали одним племенем, это разные племена-соседи. Дулебы жили на юг от волынян в Верхней Надднестрянщине и в верховьях Западного Буга между Карпатами и Волынью. Это южно-западная околица восточнославянских земель. «Дулебы жили над Бугом, где сейчас волыняне» («Повесть временных лет»). После поражения от аваров часть дулебов переселилась в Паннонию. В 911 г. дулебы принимали участие в походе киевского князя Олега на Константинополь. Дулебский племенной союз был недолговечным. Он распался в Х в. на отдельные племена, так и не достигнув своей государственной завершенности.

«Центром удельного княжества в Волынской земле был город Червен (Червень) на левом берегу р. Гучвы (ныне – городище около с. Чермно Тышовецкой гмины Замойского воеводства в Польше). Кроме Червена были также Червенские города: г. Волынь (теперь с. Грудек Надбужный), г. Сутейск (теперь с. Сонсядка) на р. Пор и другие. Территория Червенских городов во второй половине І тысячелетия была заселена восточнославянскими племенами дулебов, бужан, волынян. Червенские города возникали в ходе формирования восточнославянского объединения во главе с дулебами. В начале Х ст. Червенские города имели тесную связь с Киевской Русью, но в третьей четверти Х в. местная племенная верхушка попала в зависимость от Чехии. Червенские города переходили от поляков к Киевской Руси, входили в состав Владимир-Волынского, Галицко-Волынского княжеств. В середине ХІІІ в. Червенские города были разрушены татарами, после чего они пришли в упадок. В ХІV в. эта территория была захвачена польскими и литовскими феодалами» (Мария Костик).

Топонимических названий «дулебы» довольно много на славянских землях: села Дулебы на реке Турия и на реке Стрый, остров Дулебы на левом берегу реки Припять, Долобское озеро вблизи Киева.

Ильменские славены

Своеобразную отдельную группу славян составляли ильменские или новгородские славены, которые занимали северный край восточных славянских земель. Расселились ильменские славены севернее полочан и кривичей, в бассейне озера Ильмень и реки Волхов. Существует несколько предположений об их происхождении: одна группа ученых считает, что славяне пришли на север с юга, другая – с запада. Вероятнее всего, что на озеро Ильмень пришли балтийские славяне.



«Те же славяне, которые поселились около озера Ильменя, назвались своим именем – славенами, и построили город, и нарекли его Новгородом» («Повесть временных лет»).

Одним из первых торгово-ремесленных центров ильменских славен была Старая Ладога (древнее славянское городище VІІ в.). В конце ІХ в. возникают новые центры – Ладога, Рюриково городище; в начале Х в. – Новгород, который и стал племенным центром ильменских славен. В более поздние времена Новгород и Киев – основные политические, торговые и культурные центры восточных славян. Союз ильменских племен вобрал в себя три племенных образования: ладожцы, псковитяне и новгородцы.

Кривичи

«…кривичи, которые сидят в верховье Волги, и в верховье Двины, и в верховье Днепра, их город – Смоленск…» («Повесть временных лет»).

Племенное объединение восточных славян в VІ-Х вв. Жили в верхнем течении Днепра, Западной Двины, Волги и в южной части бассейна Чудского озера. Главные города: Смоленск (под Смоленском в Гнездове археологами найден большой курганный могильник и остатки городища), Изборск, Псков, Торопец. Известны кривичи смоленские, псковские и полоцкие.



Славяне пришли на эти земли позже и слились с местным балтийским населением. Имя «кривич» («крив») соответствует латышскому krievs – русский, восточный славянин. Кривичей называли славянскими вендами. В истории известно объединение – конфедерация трех городов: Изборска (кривичей-вендов), Старой Ладоги (эстов), Белоозера (вепсов). В середине ІХ в. они «пригласили на правление» датского короля (из фригов) Рюрика. Основными занятиями кривичей было земледелие, скотоводство, ремесла.

В результате походов киевского князя Аскольда земли кривичей вошли в состав Киевской Руси. Позже на территориях проживания (864 та 870 гг.) были созданы Смоленское и Полоцкое княжества. Северо-западная часть земель кривичей отошла к владениям Новгорода. Последнее упоминание о кривичах в летописи 1162 г.

Полочане

«…другие сели на Двине и назвались полочане, от реки, которая впадает в Двину, и называется Полота» («Повесть временных лет»).



Часть древнеславянского племенного объединения кривичей; населяли в ІХ в. районы среднего течения реки Западная Двина. Название племени от названия реки Полоты, которая впадает в Западную Двину. Главный город Полоцк – центр племенного княжества. Все славянские племена имели свое княженье: «…а у древлян было свое княженье. А у дреговичей свое, а у славен в Новгороде свое. Другое княжение было на речке Полоте, где жили полочане» («Повесть временных лет»).

Археологическим памятником VІ-VІІ вв. на территории проживания полочан в верхнем течении Западной Двины является большая группа длинных курганов. Подобные курганы найдены археологами и на территории расселения их соседей кривичей. Полочане вместе с псковскими и смоленскими кривичами были союзом племен. Их в этом союзе называют полоцкими кривичами. На территории племени полочан возникло Полоцкое княжество. Потомки полочан растворились в населении Беларуси, вместе с дреговичами, радимичами и кривичами стали основой белорусского народа.

Поляне

«…славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами» («Повесть временных лет»).



Племенной союз полян занимает в летописях особое место. Полянам принадлежит первая роль в процессе создания Киевской державы. Полянские князья Кий, Щек и Хорив построили Киев. Иноземные источники раннего средневековья не упоминают полян, хотя свидетельствуют о других племенах. Возможно, что к тому времени племенного объединения полян уже не суще ствовало, а иноземцам было известно новое объединение под названием «Русь».

Кроме древнерусских полян в истории известны польские поляне, которые стали основой польского государства; поляне в Моравии, болгарские поляне. Есть предположения, что все эти поляне выходят из большого Антского (Полянского) союза племен, который территориально был расселен между Днестром и Днепром в зоне лесостепи. Поляне – жители поля. Византийские источники называют этот славянский союз племен «антами», сами же анты называли себя «полянами». Изучение археологических памятников территории проживания антов-полян показывает, что в племенное Полянское объединение входило шесть племенных групп: уличи, тиверцы, дулебы, бужане, волыняне и белые хорваты. После распада Полянского союза в результате войн с аварами в VІІ в. эти племена самостоятельно выступают на исторической арене.

Радимичи

«…Радим сел на Соже, от него назвались радимичи» («Повесть временных лет»).

Восточнославянское племя, которое в ІХ – Х вв. жило в междуречье верхнего течения Днепра и Десны, в бассейне реки Сож. Занимались земледелием, скотоводством, промыслами, ремеслами. Название, вероятно, от имени героя-родоначальника Радима (Радимира). Главные города: Гомель (Гомий), Вжищ на Десне, Чичерск на Соже.



В VІІІ-ІХ вв. были под властью хазар. В 885 г. покорены киевским князем Олегом, входят в состав Киевской державы. Добиваются независимости, но в 984 г. киевский князь Владимир во второй раз покорил радимичей и присоединил их земли к Киевской Руси. В ХІ в. земли радимичей вошли в состав Смоленского и Черниговского княжеств. Последнее упоминание в летописи 1169 г.

«Очевидно они (радимичи) действительно являют собой некоторое новообразование, что возникло на последней стадии формирования Руси вследствие каких-нибудь специфических условий. К этому склоняет и то, что территория радимичей значительно меньше, чем территория любого другого летописного племени» (Михаил Брайчевский).

Северяне

«А другие сели на Десне, и на Сейме, и на Суле, и именовались северянами» («Повесть временных лет»). Племенное объединение восточных славян на северных славянских территориях. «Север», «сивер» – холод, «сиверко» – холодный северный ветер. Территория расселения на конец І тыс. н. э. – левый берег Днепра, бассейны рек Сулы, Десны, Сейма, верховья рек Псла и Ворсклы. Города: Чернигов (центр племенного княжества), Переяслав, Новгород-Сиверский, Курск, Любеч. Чернигов славился своими ремесленниками, а особенно ювелирами. На сиверских землях было более 150 укрепленных городищ. Основные занятия: распашное земледелие, рыбная ловля, охота, развитые ремесла.



В VІ-VІІ вв. вместе с полянами и другими племенами северяне создали раннее государственное объединение на территории Средней Надднепрянщины. В VІІІ-ІХ вв. северяне платили дань хазарам. Во время войны князя Олега с хазарами в 884 г. часть земель северян вошла в состав Киевской Руси. В 911 г. северяне брали участие в походе Олега на Византию. В 60-е годы Х в. после похода князя Святослава на Хазарский каганат северские земли полностью вошли в состав Киевской державы. Последнее упоминание о северянах в летописи 1024 г.

Тиверцы

Племя или племенное объединение. Название, вероятно, происходит от названия речки Тивр, или же от древнего названия реки Днестр – Тирас. Жили в междуречье рек Днестр, Прут, Дунай. Археологические раскопки свидетельствуют о поселении тиверцев на территории Молдовы и о древнем городе тиверцев Черна. «…уличи и тиверцы сидели на Днестре, в близком соседстве с Дунаем» («Повесть временных лет»).

На территории тиверцев, по свидетельству археологов, было около 150 укрепленных городищ с высокими земляными валами и глубокими рвами. Основными занятиями было земледелие, скотоводство, пчеловодство, развивались промыслы и ремесла.

Со второй половины Х в. на земли тиверцев нападают кочевые племена печенегов и половцев. Тиверцы для защиты вступают в союз с другими славянскими племенами, смешиваются с ними. Отношения тиверцев с полянами нельзя назвать дружественными. Полянский князь Игорь покорил тиверцев и их соседей уличей. В Х – ХІ вв. тиверцы входили в состав Киевской державы. В ХІІ-ХІІІ вв. племенное объединение тиверцев входило в состав Галицкого княжества. В более поздние времена потомки тиверцев растворились в населении Молдовы.

Уличи

Племя или племенная группа восточных славян. Распространенной была версия о первичном месте расселения уличей (угличей) между Южным Бугом и Днестром, в местности, которая издавна называлась Углом (Кутом), а также на берегах Черного моря. Позже тюрки назвали эту местность Буджаком, что тоже означает «угол». Отсюда происходит название «уличи», из первичного «угличи». Но летописи свидетельствуют, что первичной территорией уличей была Надднепрянщина на юг от Киева.



«И сидели угличи по Днепру вниз (от Киева), а потом пришли меж Буг и Днестр и сели там» (Первая Новгородская летопись).

На правом берегу Днепра немного ниже устья реки Лыбедь был главный город уличей – Пересечень (частично сохранилось городище). В перечне русских городов (Воскресенская летопись) Пересечень упоминается между городом Юрьевым на реке Рось и городом Васильевым на реке Стугна. Баварский географ ІХ в. свидетельствует, что уличи – народ многочисленный – имели 318 городов. Вероятно, уличи сначала жили на Правобережье Днепра, а позже переселились в лесостепное Поднепровье. В 885 г. уличи вошли в состав Киевской державы. В Х в. под натиском печенегов отошли на север.



Князь и боевая дружина. «Житие Бориса и Глеба»

Б) Племена западнославянские

Моравы. Поляки. Словаки. Чехи

Моравы

«Так одни пришли и сели на речке Мораве и назвались моравами…» («Повесть временных лет»).

Западнославянское племенное объединение, занимавшее территорию в бассейне реки Моравы на север от Дуная (Моравия). Во главе моравского союза (княжества) стоял род Моймировичей (первый князь Моймир І, 833–836 гг.). Моймир І присоединил к своим владениям Нитратское княжество князя Прибина, и в 30-е годы ІХ в. начала формироваться держава в центре Европы – Великая Моравия. В середине ІХ в. в состав Великой Моравии входили земли чешских, словацких, серболужицких племен, Силезия и часть Паннонии. В 862 г. при князе Ростиславе Великая Моравия со столицей Велеград на реке Мораве занимала территорию от Тисы до Вислы и Одера. В том же году князь шлет посольство к византийскому императору Михаилу с просьбой править службу христианской церкви на родном языке. Византийские миссионеры составили азбуку, которой чехо-моравские племена еще не имели, и с переводом священных книг на славянский язык в 863 г. прибыли в Велеград.



Во времена правления князя Святополка в Моравии началась миссионерская деятельность Кирилла и Мефодия, благодаря чему в Моравии, а потом и в Чехии закрепилось христианство по греко-восточному обряду. О том, что Кирилл и Мефодий придумали славянскую азбуку, дошло много свидетельств в летописях. Какой алфавит они создали – кириллицу или глаголицу – ученые не установили до сих пор.

После смерти Святополка (894 г.) Чехия отделилась от Великоморавской державы. Потом Великую Моравию разрушили мадьяры. После 955 г. чешский князь Болеслав присоединил Моравию к Чехии.

Поляки

«Когда волохи напали на славян, и поселились среди них, и угнетали их, то славяне эти пришли и сели на Висле и назвали себя ляхами, а от тех ляхов начались поляки, а от них еще – мазовшане и поморяне» («Повесть временных лет»).



Ныне – основное население Польши. Живут также в Российской Федерации, в Украине, США, Канаде, Аргентине, Франции, Англии и других странах.

Поляки – главная и самая многочисленная ветвь западного славянства. Выступают на исторической арене с ІХ в. Со становлением древне-польской державы (ІХ – ХІ вв.) формировалась польская народность. На территории между Одером (междуречье Вислы и Одера), Балтийским морем и Карпатами в ІХ – Х вв. насчитывалось более 50 западнославянских племен и племенных союзов (среди которых самый большой – поляне).

Поляки делятся на несколько племенных групп:

1) великопольская – в Шлеске, Познани и Пруссии: ляхи или доляне , висляне , палуны , пожечане , куябы и др; 2) мазовская – над средней Вислой, Наревом и Бугом: мазовшане , мазуры , куявяки , ксенжане ; 3) малопольская – по верхней Висле и Сяну: выделяются карпатские гурали .

Отдельно стоит кашубская группа (кашубы ). Польские племена появляются на территории между Одером и Вислой, Балтийским морем и северными горами Чехии в конце VI – начале VII в., после того, как из этих земель ушли на запад германские племена. Соседи-славяне называли поляков общим названием «ляхи». Известны большие польские племена. Поляне – над Вартой и Нотечем. Висляне – на верхней Висле. Эта территория юго-восточной Польши с конца XV в. называлась Малой Польшей. Центром племени вислян был город Краков. Земли вислян в конце Х в. Болеслав І Храбрый присоединил к Польской державе. Иногда вислян, которые жили на территории нынешних Краковского и Сандомирского воеводств, называли хорватами или хробатами. Мазовшане – по обоим берегам средней Вислы. Куявяки – на нижней Висле возле Торна. Племя, проживавшее возле озер Гопло, Ледница и других в бассейне реки Нотец. (Гопло – большое озеро западнее города Гнезно. Часто упоминается в народных песнях и легендах. Ледница – озеро возле города Гнезно, с островом, на котором сохранились руины княжеского дворца ІХ – Х вв.) Слензяне – жили над верхним Одером. Много еще было мелких племен.

Первой формой гражданского быта у польских славян был род, который создавал осаду – «wies»; роды объединялись в «opole», а те уже в племенную организацию, во главе которой стоял жупаны и вече; между жупанами выделялись князья. Языческая религия польских племен имела общеславянский характер.

Племенное княжество полян с центром в г. Гнезно во времена правления княжеской династии Пястов во второй половине ІХ в. – первой половине Х в. объединило вокруг себя другие племена. Объединение западнославянских племен полян, слензян, вислян, мазовшан, поморян, лендян со временем стало основой польского народа. При первом достоверном князе Мешко І (963–992 гг.) держава получила название Польша, а население – сборное название – поляки. Восточные славяне называли поляков «ляхи», «лехиты», о чем свидетельствуют письменные источники. В период объединения Польское княжество вело борьбу: с Германской империей за Поморские земли; с Киевской Русью, которая объединяла восточнославянские племена, за пограничные земли. На юге конфликт с Чехией был вызван присоединением к польским землям Силезии и Малопольши с Краковом. Мифологические источники свидетельствуют о единых предках польского и чешского народов. В 1025 г. польский князь Болеслав І Храбрый был коронован, и держава получила название Польское королевство.

Укрепившись в Киеве, Олег начинает подчинять племена славян, живших к востоку и западу от Днепра. Первыми стали древляне (их земли располагались в Полесье к западу от Киева по течению рек Тетерев, Уж, Уборть и Ствига до реки Случь), у которых в тот момент уже давно шла война с полянами (их территория простиралась между устьями рек Десна и Рось, впадающих в Днепр). Добровольно переходить под власть Олега древляне отказались и в результате непродолжительных военных действий согласились платить дань по черной кунице с дома.
В следующем году (884 г.) Олег пошел войной на северян (живущими к северо-востоку от Киева в бассейне рек Десна, Сейм и Сула). Одержав победу он наложил малую дань. Возможно из-за слабого сопротивления северян или же наоборот боязни восстаний данного народа, который находился под хазарами. В тот период северяне платили дань хазарам. По преданию Олег сказал северянам: "Я враг козарам, а вовсе не вам ". И северяне согласились.
Следующими стали радимичи (располагавшимися по верхнему течению Днепра и реке Сож с их притоками). С ними Олег смог договориться без кровопролития путем переговоров. Как пишет Н.М. Карамзин "Олег послал спросить у них: "Кому даете дань?" Те отвечали: "Козарам". "Не давайте козарам, - велел сказать им Олег, - а давайте лучше мне"", и радимичи стали платить русскому князю те же два шляга от рала, которые давали козарам ".
В последующем Олегу удалось покорить еще ряд независимых племен: дулебов, хорватов и тиверцев. Единственное племя, которое не сдавалось - уличи (занимавшими земли по Днестру до Черного моря и Дуная). По словам летописца его так и не удалось покорить Олегу.

К середине и второй половине I тысячелетия н. э. относится формирование мощных славянских союзов племен, зарегистрированных «Повестью временных лет». Несколько таких союзов сложилось и на терри­тории Белоруссии. Крупнейшими из них были кривич-ский, дреговичский, радимичский и древлянский.


Карта расселения древнерусских племен.


Русский летописец дал этногеографию восточносла­вянских племен такой, какой она сложилась к IX в. Для территории Белоруссии это уже был итог боль­ших и длительных этнических передвижений и слож­ных взаимоотношений славянских племен с местным

Населением.

В археологии восточнославянских племен несом­ненный интерес представляет проблема установления этнических признаков, присущих отдельным племенам и определение на основании их картографирования

племенных территорий.

Попытки уточнения ареалов отдельных восточно­славянских племен были сделаны на основании сравни­тельно поздних археологических данных периода Ки­евской Руси. В это время племен как таковых уже не существовало, но отголоски былого племенного деле­ния достаточно отчетливо запечатлелись в материаль­ной культуре. В массе вещей и деталях погребальных обрядов были выявлены признаки, свойственные опре­деленным племенам.

Существование на территории летописных племен различающихся между собой в деталях, но совпадаю­щих хронологически локальных групп памятников позволяет выделить в составе этих «племен» те первич­ные и неизвестные из летописи "племена, которые в эпоху разложения первобытнообщинных отношении

объединились в большие союзы.

Одно из крупнейших восточнославянских племен - кривичи, согласно начальной летописи, занимали зем­ли в верховьях Волги, Двины и Днепра. В середине и во второй половине I тысячелетия н. э. на этой терри­тории, а также в отдельных районах Понеманья и За­падного Буга были распространены длинные и удли­ненные курганы, на смену которым в IX в. пришли круглые курганы с одиночными трупосожжениями.

Удлиненные курганы представляют собой невысо­кие в среднем до 1,5 м насыпи длиной до 20 м при ши­рине около 10 м. Под ними обычно на горизонте обна­руживаются трупосожжения, совершенные на стороне. Известны находки пережженных костей, сложенных в горшки. В одном из курганов у д. Хотенчицы были найдены пережженные кости коня, высыпанные в ям­ку под курганом и накрытые перевернутым сосудом }