Философия жизни - смысл жизни и смерти человека. Философия жизни: общая характеристика и основные положения

Что такое жизнь?

Жизнь - это совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи.

Жизнь - это физиологическое существование человека, животного, всего живого.

Жизнь - это время такого существования от его возникновения до конца, а также в какой-нибудь его период.

Жизнь - это деятельность общества и человека в тех или иных её проявлениях.

Жизнь - это реальная действительность.

Жизнь - это оживление, проявление деятельности, энергии.

Жизнь с философской точки зрения

Философия жизни - общее обозрение чрезвычайно широкого спектра философских концепций, в большинстве случаев термин использовался теми или иными мыслителями не для характеристики своей философии в целом, а для прояснения отдельных ее аспектов.

Иногда «философами жизни» называли Сократа, французских моралистов и Гёте. Понятие осталось наиболее популярным в немецкоязычной англо- и франкоязычной культуре и использовалось оно, как интерпретация с биологической позиции.

Большее внимание уделялось проблеме человека, попытки рассмотреть его в «целостности» и во всем многообразии его душевных сил и выделить отдельные аспекты его природы в качестве основных.

Понятие «человек», или «жизнь», становится одним из ключевых. К философии жизни в широком смысле относят Ницше, Дильтея, Бергсона, Шпенглера, Зиммеля, Клагеса, Шпрангера и др. Философию жизни в узком смысле представляют и Дильтей, и основывающаяся на его философии школа. Работа Риккерта «Философия жизни» объединяет все разнородные философии в одно «течение», в которой автор пытается опровергнуть идеи, приобретающие необычайную популярность в первых десятилетиях 20 в., и показать, что они являются симптомом общего кризиса философии.

На рубеже 18-19 вв. философия жизни является синонимом «философии практической жизни» в качестве реакции на рационалистическую философию Канта, Вольфа и их школы с ее разделением на теоретическую и практическую философию. В последние десятилетия 18 в. сформировалось философское направление, впервые ставшее употреблять этот термин. Эта «практическая философия» должна была быть нацелена на распространение этических и прагматических принципов поведения, быть обращена не к «специалисту», но к тому, кто находится в реальной жизни. В этом же смысле о философии жизни говорили и философы эпохи Просвещения. Развитие прагматически ориентированной философии жизни подготавливается пробуждением интереса к педагогическим проблемам (под влиянием Руссо), переплетение педагогики и психологии.

К середине 19 в. философия жизни достаточно часто используется для обозначения философских дисциплин об органических и биологических процессах жизни, а также в качестве общего понятия для различных биологических теорий жизни, Ницше выступает против органицистского понимания. Именно на этом понимании жизни как «присвоения, повреждения, преодоления и подавления чуждого, более слабого» основывается одна из ключевых для Ницше идей - «воля к власти».

К концу 19 в. становится заметной тенденция, направленная на преодоление рационалистического дуализма между субъектом и объектом (Бергсон, Дильтей). Полагают, что в феноменах внутренней жизни, ее психических и исторически-культурных проявлениях (Дильтей) невозможно найти точку опоры для новой философии.

В начале 20 в. наиболее крупными представителями философии жизни являются Зиммель, Шелер и Шпенглер. Зиммель полагает, что интеллект «разрывает материал» жизни и вещей, превращая его в инструменты, системы и понятия. В философии жизни Шпенглера соединяются отдельные элементы философии Дильтея, однако отвергается метод описания.

В 20 в. идеи философии жизни развивались мыслителями, опирающимися на Дильтея. Между тем отдельные представители философии жизни (Литт, Шпрангер, Клагес) зачастую упрекаются в чрезмерной акцептации иррационального аспекта философии жизни.

Жизнь — способ бытия систем, поддерживающих свое существование посредством преобразования и использования окружающей среды.

Следует отметить, что общепринятого определения жизни нет.

Ученые нашего времени, исследуя проблему жизни, исходя из того, что живое и неживое отличаются друг от друга качественно. Они выявили наличие общих свойств у растительного и животного мира.

Особую роль в изучении жизни играет биология, которая рассматривает жизнь как естественный природный процесс.

Жизнь на Земле характеризуется обилием разнообразных форм, обладающих своеобразием строения и разнообразием функций. Живые организмы обладают двумя важнейшими признаками: целостностью и самовоспроизведением. В процессе индивидуального изменения, который называется онтогенезом, организмы адаптируются к условиям жизни. Смена поколений живых организмов имеет эволюционно-исторический характер. Это явление называется филогенезом. В ходе эволюции организмы выработали способность существовать в относительной независимости от общественной среды. Это становится возможным, благодаря особенностям темпа обмена веществ. Последний выступает важным свойством любого живого организма. Живые существа обладают способностью к раздражимости, росту, изменчивости, размножению, наследованию свойств.

Долгое время в отечественной науке использовалось, предложенное Ф. Энгельсом такое понимание жизни, согласно которому она “есть способ существования белковых тел, продлевающих свое пребывание в мире путем самообновления химических составляющих этих тел.

И.Н. Смирнов предложил следующее определение жизни: “Жизнь — это частичная, непрерывная, прогрессирующая и взаимодействующая со средой самореализация потенциальных возможностей электронных состояний атомов”. Иными словами, жизнь является результатом реализации внутренних глубинных свойств материи. Эти свойства в живых организмах используются путем самоорганизации для продления их существования во времени. Живой организм базируется не только на возможностях физического и химического преобразования своих составляющих для поддержания своего существования, но и основывается на возможностях функционирования более высокого уровня движения материи — биологической.

По мнению ученых, “философский интерес к проблеме жизни продиктован следующими обстоятельствами : во-первых, философским объяснением природы самого человека, что требует привлечения естественнонаучных представлений о жизни; во-вторых, необходимостью использования методологических принципов в ходе научного познания жизни; в-третьих, уяснением закономерностей структурно-функциональной организации живого, что способствует верному ответу на один из актуальнейших философских, мировоззренческих вопросов — в чем смысл жизни человека?”

Жизнь зародилась на Земле 3-4 млрд. лет назад .

Наиболее распространенными точками зрения по вопросу о происхождении жизни выступают креациалистская и эволюционистская.

Креационизм исходит из признания возникновения жизни по воле Бога. Эволюционисты считают возникновение и развитие жизни результатом саморазвития природы. Возможно это случилось вне Земли и жизнь возникла на Земле, попав на нее из космоса.

Идея развития живой природы осмысливалась в трудах Ш. Боне, Ж. Б. Робине (1735 — 1820 гг.), Ж.-О. Ламарк (1709 — 1751 гг.), Д. Дидро (1713 — 1784 гг.), Ж. Л. Бюффон (1707 — 1788 гг.), К.Ф. Вольф (1734 — 1794 гг.).

Зарождением жизни интересовался Ламетри (“Философия эволюции”).

Идее неизменности видов, остаивавшейся Ж. Кювье (1789 — 1852 гг.), противостоял Сент-Илер с концепцией единства плана строения животных. Определенный вклад в развития представлений о развитии жизни внесли И.В Гете (1749 — 1832 гг.), К.Ф. Рулье (1814 — 1858 гг.).

Эволюционную теорию разработал Ч. Дарвин, которую он прожил в своей знаменитой книге “Происхождение видов путем естетсвенного отбора, или Сохранение благоприятственных породв в борьбе за жизнь” (1859 г.).

С точки зрения современной науки возникновение жизни обусловлено стихийными химическими процессами, происшедшими на Земле в далеком прошлом. Особую роль при этом сыграли молекулы дзоксирибануклеиновой кислоты (ДНК) и рибонуклеиновой кислоты (РНК), которые помогают регулировать обмен веществ в организме и при его возникновении.

Химические процессы на Земле благоприятствовали появлению кооцерватных капель, скачек в развитии которых означал появление белка и жизни белковых соединений.

Ученые считают, что “обмен веществом, энергией и информацией есть основной интегрирующий фактор, созидающий и поддерживающий органическую целостность жизни”.

При этом считается, что “живые организмы реагируют не на среду вообще, а на сигналы “среды, несущие информацию о ее состоянии”. “Носителями информации являются и биологическая и геофизическая среды. Установлено, что электромагнитные поля в биосфере осуществляют различные информационные функции: регуляцию биологических ритмов в соответствии с магнитными и электромагнитными полями Земли; ориентацию перелетных птиц по геомагнитному полю; опосредование характера жизнестойкости (электромагнитные и гравитационные воздействия в период солнечной активности могут содействовать появлению эпидемий, сердечно-сосудистых заболеваний и т.д.).

“Для развития живых систем характерно преодоление энтротийного состояния. Негэнтротийность составляет основную черту и направленность развития живых систем”. Живые существа находятся в непрерывном изменении.

Особенностью живого на Земле является клеточное строение. Простейшие живые существа являются одноклеточными. С их возникновения начинается жизнь.

Эволюционная теория Ч. Дарвина показывает, что в истории развития живого наблюдается постепенный переход от простых форм биологической организации к все более сложным.

Жизнь есть единство онтогенеза (индивидуального развития) и филогенеза (исторического развития вида).

Главная функция особи — поддерживать свою жизнь, оставаться живым.

“Главная функция вида как биологической системы заключается в самовоспроизведении жизни из поколения в поколение посредством сохранения, репродукции и эволюционного совершенствования составляющих его особей”.

Каждое живое существо проходит определенные этапы : оно возникает, развивается, достигает зрелости, стареет и умирает.

“Для того, чтобы изменения внутри организма могли вызвать целенаправленное поведение и вместе с тем осуществлять адекватное отражение внешнего мира, необходимо постоянное наличие в окружающей среде элементов, из которых он состоит и за счет которых осуществляет саморегуляцию своих функций”. Поддержание жизни возможно за счет поступления в организм вещества и энергии внешнего мира. Эти вещества организм должен найти и употребить. При этом важную роль играет отражение организмом мира. Оно возможно, благодаря наличию у организма особых органов. На определенном уровне организации жизни у живых организмов формируется нервная система. Особую роль играют головной и спинной мозг.

Важную роль в выявлении механизмов наследственности сыграла генетика, являющаяся наукой о законах наследственности и изменчивости организмов, а также о методах управления ими.

Использование достижений в области изучения жизни способствовало совершенствованию знаний о природе и характере единства биологического и социального, а также о природе возникновения человеческого сознания и его дальнейшего развития в ходе антропосоциогенеза.

Появление человеческого сознания означает одновременно и возникновение осознаваемых форм организации поддержания жизни. Сознание продуцирует знание о мире, которое используется для качественно нового отношения к поддержанию жизни. Процессы поддержания жизни ставятся под контроль осознающего свои потребности человека. Социальная жизнь поддерживается организационными усилиями, направленными на оптимизацию процессов жизнеобеспечения. Организация этих процессов опирается на представления людей об их норме и патологии. Эти представления формируются на основе выявления и прояснения ценностей, содействующих поддержанию жизни людей. Такие представления по мере развития науки развиваются и углубляются, что становится условием дальнейшего совершенствования процессов жизнеобеспечения.

Необходимость улучшения жизни людей стимулирует развитие науки, накопление знаний и их последующее применение на практике. Движение человечества к оптимизации условий жизни привело сегодня к тому, что люди, особенно в условиях урбанизированной среды, стали жить в таких условиях, которые организованы нормативно.

Урбанизированная среда является миром воплощенных на практике специально или стихийно выработанных норм. Тенденция развития этой среды такова, что мир, в котором приходится жить человеку, становится нормативно организованным тотально. Это заключает в себе возможности для оптимизации затрат на жизнеобеспечение людей. В то же время здесь таятся и опасности, о которых предостерегают как ученые, так и писатели-фантасты, например, О. Хаксли, Е. Замятин, Д. Оруэлл, А. Азимов и др.

В условиях современности нарастает потребность в знаниях, продуцируемых наукой, так как без увеличения их объема и качества улучшение среды обитания человека и совершенствование его образа жизни проблематично.

Производство новых научных знаний их применение в практике жизнеобеспечения в условиях современной цивилизации становится важной социальной задачей. Об успешности фукционирования науки и практики применения научных знаний в производстве материальных благ зависит исход борьбы человечества за выживание.

3. Философия жизни

Философия жизни - направление, рассматривающее все существующее как форму проявления жизни, некой изначальной реальности, которая не тождественна ни духу, ни материи и может быть постигнута лишь интуитивно. Наиболее значительные представители философии жизни - Фридрих Ницше (1844–1900), Вильгельм Дильтей (1833–1911), Анри Бергсон (1859–1941), Георг Зиммель (1858–1918), Освальд Шпенглер (1880–1936), Людвиг Клагес (1872–1956). К этому направлению относят мыслителей самой разной ориентации - как в собственно-теоретическом, так и особенно в мировоззренческом отношении.

Философия жизни возникает в 60-70-х годах XIX века, наибольшего влияния достигает в первой четверти XX века; впоследствии ее значение уменьшается, но ряд ее принципов заимствуется такими направлениями, как экзистенциализм, персонализм и другие. К философии жизни в некоторых отношениях близки такие направления, как, во-первых, неогегельянство с его стремлением создать науки о духе как живом и творческом начале, в противоположность наукам о природе (так, В. Дильтей может быть назван и представителем неогегельянства); во-вторых, прагматизм с его пониманием истины как полезности для жизни; в-третьих, феноменология с ее требованием непосредственного созерцания явлений (феноменов) как целостностей, в отличие от опосредствующего мышления, конструирующего целое из его частей.

Идейными предшественниками философии жизни являются в первую очередь немецкие романтики, с которыми многих представителей этого направления роднит антибуржуазная настроенность, тоска по сильной, нерасщепленной индивидуальности, стремление к единству с природой. Как и романтизм, философия жизни отталкивается от механистически-рассудочного мировоззрения и тяготеет к органическому. Это выражается не только в ее требовании непосредственно созерцать единство организма (здесь образцом для всех немецких философов жизни является И. В. Гёте), но и в жажде «возвращения к природе» как органическому универсуму, что рождает тенденцию к пантеизму. Наконец, в русле философии жизни возрождается характерный - особенно для йенской школы романтизма и романтической филологии с ее учением о герменевтике - интерес к историческому исследованию таких «живых целостностей», как миф, религия, искусство, язык.

Главное понятие философии жизни - «жизнь» - неопределенно и многозначно; в зависимости от его истолкования можно различать варианты этого течения. Жизнь понимается и биологически - как живой организм, и психологически - как поток переживаний, и культурно-исторически - как «живой дух», и метафизически - как исходное начало всего мироздания. Хотя у каждого представителя этого направления понятие жизни употребляется почти во всех этих значениях, однако преобладающим оказывается, как правило, или биологическая, или психологическая, или культурно-историческая трактовка жизни.

Биологически-натуралистическое понимание жизни наиболее отчетливо выступает у Ф. Ницше. Она предстает здесь как бытие живого организма в отличие от механизма, как «естественное» в противоположность «искусственному», самобытное в противоположность сконструированному, изначальное в отличие от производного. Это течение, представленное помимо Ницше такими именами, как Л. Клагес, Т. Лессинг, анатом Л. Больк, палеограф и геолог Э. Даке, этнолог Л. Фробениус и другие, характеризуется иррационализмом, резкой оппозиционностью к духу и разуму: рациональное начало рассматривается здесь как особого рода болезнь, свойственная роду человеческому; многих представителей этого течения отличает склонность к примитиву и культу силы. Названным мыслителям не чуждо позитивистско-натуралис-тическое стремление свести любую идею к «интересам», «инстинктам» индивида или общественной группы. Добро и зло, истина и ложь объявляются «красивыми иллюзиями»; в прагматическом духе добром и истиной оказывается то, что усиливает жизнь, злом и ложью - то, что ее ослабляет. Для этого варианта философии жизни характерна подмена личностного начала индивидуальным, а индивида - родом (тотальностью).

Другой вариант философии жизни связан с космологически-метафизическим истолкованием понятия «жизнь»; наиболее выдающимся философом здесь является А. Бергсон. Он понимает жизнь как космическую энергию, витальную силу, как «жизненный порыв» (elan vital), сущность которого состоит в непрерывном воспроизведении себя и творчестве новых форм; биологическая форма жизни признается лишь одной из проявлений жизни наряду с душевно-духовными ее проявлениями. «Жизнь в действительности относится к порядку психологическому, а сущность психического - охватывать смутную множественность взаимно проникающих друг друга членов… Но то, что принадлежит к психологической природе, не может точно приложиться к пространству, ни войти вполне в рамки разума» . Поскольку субстанция психической жизни есть, согласно Бергсону, время как чистая «длительность» (duree), текучесть, изменчивость, она не может быть познана понятийно, путем рассудочного конструирования, а постигается непосредственно - интуитивно. Подлинное, то есть жизненное, время Бергсон рассматривает не как простую последовательность моментов, подобно последовательности точек на пространственном отрезке, а как взаимопроникнутость всех элементов длительности, их внутреннюю связанность, отличную от физической, пространственной рядоположности. В концепции Бергсона метафизическая трактовка жизни соединяется с ее психологической интерпретацией: именно психологизмом проникнута и онтология (учение о бытии), и теория познания французского философа.

Как натуралистическое, так и метафизическое понимание жизни характеризуются, как правило, внеисторическим подходом. Так, согласно Ницше, сущность жизни всегда одинакова, а поскольку жизнь есть сущность бытия, то последнее есть нечто всегда себе равное. По его словам, это «вечное возвращение». Для Ницше протекание жизни во времени - лишь внешняя ее форма, не имеющая отношения к самому содержанию жизни.

По-иному интерпретируют сущность жизни мыслители, создающие исторический вариант философии жизни, который можно было бы охарактеризовать как философию культуры (В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер и другие). Так же как и Бергсон, интерпретируя жизнь «изнутри», эти философы исходят из непосредственного внутреннего переживания, которым, однако, для них является не душевно-психический, а культурно-исторический опыт. В отличие от Ницше, а отчасти и Бергсона, концентрирующих внимание на жизненном начале как вечном принципе бытия, здесь внимание приковано к индивидуальным формам реализации жизни, к ее неповторимым, уникальным историческим образам. Характерная для философии жизни критика механистического естествознания принимает у этих мыслителей форму протеста против естественно-научного рассмотрения духовных явлений вообще, против сведения их к природным явлениям. Отсюда стремление Дильтея, Шпенглера, Зиммеля разработать специальные методы познания духа (герменевтика у Дильтея, морфология истории у Шпенглера и т. п.).

Но в отличие от Ницше, Клагеса и других историческое направление не склонно к «разоблачительству» духовных образований - напротив, специфические формы переживания человеком мира как раз наиболее интересны и важны для него. Правда, поскольку жизнь рассматривается «изнутри», без соотнесения с чем бы то ни было вне ее, то оказывается невозможным преодолеть тот принципиальный иллюзионизм, который все нравственные и культурные ценности лишает в конечном счете их абсолютного значения, сводя их к более или менее долговечным исторически преходящим фактам. Парадокс философии жизни состоит в том, что в своих неисторических вариантах она противопоставляет жизнь культуре как продукту рационального, «искусственного» начала, а в историческом - отождествляет жизнь и культуру (находя искусственное, механическое начало в противопоставляемой культуре цивилизации).

Несмотря на существенное различие указанных вариантов, общность их обнаруживается прежде всего в восстании против характерного для конца XIX - начала XX века господства методологизма и гносеологизма, распространившихся благодаря влиянию кантианства и позитивизма. Философия жизни выступила с требованием возвращения от формальных проблем к содержательным, от исследования природы знания к постижению природы бытия, и в этом состоял ее несомненный вклад в философскую мысль. Критикуя кантианство и позитивизм, представители философии жизни считали, что научно-систематическая форма последних приобретена ценой отказа от решения содержательных, метафизических и мировоззренческих проблем. В отличие от этих направлений философия жизни стремится создать новую метафизику с жизненным началом в основе и соответствующую ей новую, интуитивную теорию познания. Жизненное начало, как убеждены философы этой ориентации, не может быть постигнуто ни с помощью тех понятий, в которых мыслила идеалистическая философия, отождествлявшая бытие с духом, идеей, ни с помощью тех средств, которые были разработаны в естествознании, как правило отождествляющем бытие с мертвой материей, ибо каждый из этих подходов принимает во внимание только одну сторону живой целостности. Жизненная реальность постигается непосредственно, с помощью интуиции, которая позволяет проникнуть внутрь предмета, чтобы слиться с его индивидуальной, следовательно, невыразимой в общих понятиях природой. Интуитивное знание, таким образом, не предполагает противопоставления познающего познаваемому, субъекта объекту, напротив, оно возможно благодаря изначальному тождеству обеих сторон, в основе которого лежит одно и то же жизненное начало. По своей природе интуитивное знание не может иметь всеобщего и необходимого характера, ему невозможно научиться, как учатся рассудочному мышлению, оно скорее родственно художественному постижению действительности. Здесь философия жизни воскрешает романтический панэстетизм: искусство выступает своеобразным органом (инструментом) для философии, возрождается культ творчества и гения.

Понятие творчества для многих философов этого направления является в сущности синонимом жизни; в зависимости от того, какой аспект творчества представляется наиболее важным, определяется характер их учения. Так, для Бергсона творчество - это рождение нового, выражение богатства и изобилия рождающей природы, общий дух его философии - оптимистический. Для Зиммеля, напротив, важнейшим моментом творчества оказывается его трагически-двойственный характер: продукт творчества - всегда нечто косное и застывшее - становится в конце концов во враждебное отношение к творцу и творческому началу. Отсюда и общая пессимистическая интонация Зиммеля, перекликающаяся с фаталистически-мрачным пафосом Шпенглера и восходящая к самому глубокому мировоззренческому корню философии жизни - убеждению в непреложности и неотвратимости судьбы.

Наиболее адекватной формой выражения тех органических и духовных целостностей, к которым приковано внимание философов жизни, является средство искусства - символ. В этом отношении наибольшее влияние на них оказало учение Гёте о прафеномене как первообразе, который воспроизводит себя во всех элементах живой структуры. На Гёте ссылается Шпенглер, попытавшийся «развернуть» великие культуры древности и Нового времени из их прафеномена, то есть «символа прадуши» всякой культуры, из которой последняя рождается и вырастает, как растение из семени. В своих культурно-исторических очерках Зиммель прибегает к такому же методу. Бергсон, также считая символ (образ) наиболее адекватной формой выражения философского содержания, создает новое представление о философии, переосмысляя прежнее понимание ее сущности и истории. Всякая философская концепция рассматривается им как форма выражения основной, глубинной и по существу невыразимой интуиции ее создателя; она столь же неповторима и индивидуальна, как личность ее автора, как лицо породившей ее эпохи. Что же касается понятийной формы, то сложность философской системы есть продукт несоизмеримости между простой интуицией философа и теми средствами, которыми он эту интуицию стремится выразить. В противовес Гегелю, с которым здесь полемизирует Бергсон, история философии уже не представляется непрерывным развитием и обогащением, восхождением единого философского знания, а - по аналогии с искусством - оказывается совокупностью замкнутых в себе различных духовных содержаний, интуиций.

Критически относясь к научной форме познания, представители философии жизни приходят к выводу, что наука неспособна постигнуть текучую и неуловимую природу жизни и служит чисто прагматическим целям - преобразованию мира с целью приспособления его к интересам человека. Тем самым философия жизни фиксирует то обстоятельство, что наука превращается в непосредственную производительную силу и срастается с техникой, индустриальной экономикой в целом, подчиняя вопрос «что?» и «почему?» вопросу «как?», в конечном счете сводящемуся к проблеме «как это сделано?». Осмысливая новую функцию науки, философы жизни видят в научных понятиях инструменты практической деятельности, имеющие весьма косвенное отношение к вопросу «что есть истина?». В этом пункте философия жизни сближается с прагматизмом, однако с противоположным ценностным акцентом; превращение науки в производительную силу и появление индустриального типа цивилизации энтузиазма у большинства представителей этого направления не вызывает. Лихорадочному техническому прогрессу, характерному для конца XIX–XX веков, и его агентам в лице ученого, инженера, техника-изобретателя философы жизни противопоставляют аристократически-индивидуальное творчество - созерцание художника, поэта, философа. Критикуя научное познание, философия жизни вычленяет и противопоставляет различные принципы, лежащие в основе науки и философии. Согласно Бергсону, в основе научных построений, с одной стороны, и философского созерцания - с другой, лежат различные принципы, а именно пространство и время. Науке удалось превратить в объект все, что может получить форму пространства, а все, что превращено в объект, она стремится расчленить, чтобы этим овладеть; придание пространственной формы, формы материального объекта, - это способ конструирования своего предмета, единственно доступный науке. Поэтому только та реальность, которая не имеет пространственной формы, может сопротивляться современной цивилизации, превращающей все сущее в предмет потребления. Такой реальностью философия жизни считает время, составляющее как бы саму структуру жизни. «Овладеть» временем нельзя иначе как отдавшись его течению - «агрессивный» способ овладения жизненной реальностью невозможен. При всех различиях в трактовке понятия времени внутри философии жизни общим остается противопоставление «живого» времени так называемому естественно-научному, то есть «опространствленному» времени, которое мыслится как последовательность внешних друг другу моментов «теперь», индифферентных к тем явлениям, которые в нем протекают. С учением о времени связаны наиболее интересные исследования Бергсона (учение о духовной памяти, в отличие от механической), а также попытки построить историческое время как единство настоящего, прошедшего и будущего, предпринятые Дильтеем и развитые у Т. Литта, X. Ортеги-и-Гасета, а также М. Хайдеггера.

Философия жизни не только попыталась создать новую онтологию и найти адекватные ей формы познания. Она выступила также как особый тип миросозерцания, который нашел свое наиболее яркое выражение у Ницше. Это миросозерцание можно назвать неоязычеством. В основе его лежит представление о мире как вечной игре иррациональной стихии - жизни, вне которой нет никакой высшей по отношению к ней реальности. В противовес позитивистской философии, стремящейся с помощью рассудка подчинить человеку слепые природные силы, Ницше требовал покориться жизненной стихии, слиться с ней в экстатическом порыве; подлинный героизм он усматривал не в противлении судьбе, не в попытках «перехитрить» рок, а в приятии его, в amor fati - трагической любви к судьбе. Неоязыческое мироощущение Ницше вырастает из его неприятия христианства. Ницше отвергает христианскую мораль любви и сострадания; эта мораль, как он убежден, направлена против здоровых витальных инстинктов и порождает бессилие и упадок. Жизнь есть борьба, в которой побеждает сильнейший. В лице Ницше и других философов жизни европейское сознание обратилось против господствовавшей в нем бестрагичной безрелигиозности, а также против своих хрустианских корней, обретя ту остроту и трагичность миросозерцания, которые давно были им утрачены.

Трагический мотив, лежащий в основе философии Ницше и развитый Шпенглером, Зиммелем, Ортегой-и-Гасетом и другими, был воспринят представителями символизма конца XIX - начала XX века: Г. Ибсеном, М. Метерлинком, А. Н. Скрябиным, А. А. Блоком, А. Белым, а впоследствии - Л. Ф. Селином, А. Камю, Ж. П. Сартром. Однако нередко парадоксальным образом мужественная, казалось бы, «любовь к судьбе» оборачивается эстетикой безволия: жажда слияния со стихией рождает чувство сладкого ужаса; культ экстаза формирует сознание, для которого высшим жизненным состоянием становится опьянение - все равно чем - музыкой, поэзией, революцией, эротикой.

Таким образом, в борьбе с рассудочно-механистическим мышлением философия жизни в своих крайних формах пришла к отрицанию всякого систематического способа рассуждения (как не соответствующего жизненной реальности) и тем самым к отрицанию философии, ибо последняя не может обойтись без осмысления бытия в понятиях и, стало быть, без создания системы понятий. Философия жизни явилась не только реакцией на способ мышления, она выступила и как критика индустриального общества в целом, где разделение труда проникает и в духовное производство. Однако вместе с культом творчества и гения она приносит с собой не только дух элитарности, когда идеалы справедливости и равенства перед законом, воспетые эпохой Просвещения, уступают место учению об иерархии, но и культ силы. В XX веке появляются попытки преодолеть не только психологизм философии жизни и дать новое, лишенное иррационалистического пафоса обоснование интуиции (феноменология Гуссерля), но и характерный для нее пантеизм, для которого нет бытия, открытого трансцендентному началу. На смену философии жизни приходит экзистенциализм и персонализм, понимание человека как индивида сменяется пониманием его как личности.

Из книги Философия: Учебник для вузов автора Миронов Владимир Васильевич

Глава 2. Философия жизни и экзистенциализм

Из книги Философ на краю Вселенной. НФ–философия, или Голливуд идет на помощь: философские проблемы в научно–фантастических фильмах автора Роулендс Марк

1 «Франкенштейн» Философия и смысл жизни Монстр Почему «Франкенштейн»? Ведь книга - о философском содержании фантастических фильмов. Зачем же начинать ее с картины о готических ужасах? Вам придется смириться! Роман Мэри Шелли «Франкенштейн» - это первое произведение,

Из книги Краткая история философии [Нескучная книга] автора Гусев Дмитрий Алексеевич

11.1. Против Гегеля (философия жизни) Поскольку Гегель полагал, что в основе мироздания лежит разум и поэтому все, что существует, разумно, его философские идеи часто называют философией разума. Однако в основной гегелевской мысли вполне можно усомниться. Спорить с тем, что

Из книги Любители мудрости [Что должен знать современный человек об истории философской мысли] автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Философия жизни. Против Гегеля Поскольку Гегель полагал, что в основе мироздания лежит разум и поэтому все, что существует, разумно, его философские идеи часто называют философией разума. Однако в основной гегелевской мысли вполне можно усомниться. Спорить с тем, что

Из книги Постмодернизм [Энциклопедия] автора Грицанов Александр Алексеевич

"ФИЛОСОФИЯ АМЕРИКАНСКОЙ ИСТОРИИ. СУДЬБЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ" "ФИЛОСОФИЯ АМЕРИКАНСКОЙ ИСТОРИИ. СУДЬБЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ" ("Filosofia de la historie americana. Los destintos de America Latina", 1978) - программная работа Сеа, в которой дана рефлексия концепции становления латиноамериканской философии

Из книги Популярная философия автора Гусев Дмитрий Алексеевич

§ 39. Мир непостижим, разум бессилен (философия жизни) Вернемся к кризису философии, произошедшей в середине XIX века. Одним из значительных выделившихся тогда направлений являлся, как говорилось, позитивизм, рассматривавший основным источником знания не конкретные,

Из книги Проблема личности в философии классического анархизма автора Рябов Петр

Из книги Введение в философию автора Фролов Иван

3. Философия жизни Философия жизни - направление, рассматривающее все существующее как форму проявления жизни, некой изначальной реальности, которая не тождественна ни духу, ни материи и может быть постигнута лишь интуитивно. Наиболее значительные представители

Из книги Краткий очерк истории философии автора Иовчук М Т

§ 4. «Философия жизни». Ф. Ницше Наряду с неокантианством и позитивизмом в буржуазной философской мысли последней четверти XIX в. все более усиливается иррационалистическая струя, имеющая свои идейные истоки главным образом в философии Шопенгауэра.В этот период в кругах

Из книги Романтический манифест автора Рэнд Айн

2. Философия и ощущение жизни Поскольку религия - это примитивная форма философии, попытка п редложить некое всеобъемлющее мировоззрение, многие религиозные мифы представляют собой искаженные драматизированные аллегории, основанные на определенном элементе истины, на

Из книги Удивительная философия автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Против Гегеля. Философия жизни Поскольку Гегель полагал, что в основе мироздания лежит разум и поэтому все, что существует, разумно, его философские идеи часто называют философией разума. Однако в основной гегелевской мысли вполне можно усомниться. Спорить с тем, что

Из книги Открой самого себя [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Философия возраста. Загадочные циклы в жизни человека Елена Сикирич,психолог, президент культурной ассоциации «Новый Акрополь» в

Из книги Сокровенный смысл жизни. Том 1 автора Ливрага Хорхе Анхель

Из книги Философия как образ жизни автора Гусман Делия Стейнберг

Философия ради лучшей жизни От мечты к действию Наши мысли ценны и значимы лишь в той мере, в какой они хороши и полезны для нас самих и для остальных, и в той мере, в какой мы можем объединить их с нашими лучшими чувствами, а потом найти самый подходящий способ воплотить их

Из книги Популярная философия. Учебное пособие автора Гусев Дмитрий Алексеевич

3. Мир непостижим, разум бессилен (философия жизни) Вернемся к кризису философии, который она испытала в середине XIX века. Одним из значительных выделившихся тогда направлений был, как мы уже видели, позитивизм, рассматривавший основным источником знания конкретные,

Из книги Мудрость любви автора Сикирич Елена

ФИЛОСОФИЯ ВОЗРАСТА ЗАГАДОЧНЫЕ ЦИКЛЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ДОРОГА ЖИЗНИНаша жизнь – длинная дорога. Когда ты молод, она кажется бесконечной, а ты живешь с ощущением, что у тебя все впереди и что в твоем распоряжении много времени, так много, что даже не знаешь, как его

Философия жизни – один из вечных вопросов, которым человечество задается с момента своего возникновения. Зачем мы живем? Почему? Есть ли какой-то смысл в нашей жизни? Философия в жизни человека, даже самого рационального, всегда занимает отдельное место. Вам наверняка знакомо состояние, когда волей-неволей начинаешься задумываться о вечном. О ценностях и приоритетах в жизни, о том, какую роль Вы играете или можете сыграть в жизни других людей, о том, что будет с Вами после смерти и т.д. Все это сложные многогранные вопросы, ответы на которые меняются с течением времени. Наша статья посвящена проблемам жизни в философии, ее смыслу, а также поиску ответа на вопрос: «Что такое смерть: реальное событие, после которого все заканчивается, или момент перехода в другую реальность, в которой все будет продолжаться?».

Суть философии жизни

Суть философии жизни пытались сформулировать мыслители, философы, ученые – великие умы всего мира всех времен. Традиционная философия делает упор на том, что самым важным для человека должно быть познание, наука, а также развитие разума. Проблема жизни в философии возникла в конце 19 века на фоне постоянных войн и связанных с ними смертей, потерь, разрушений. Людям стало важно понимать, так ли страшна смерть, что происходит после нее и какой смысл жить, если она непременно оканчивается смертью? Каков результат человеческой жизни? Есть ли он?

Представители философии жизни (Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Анри Бергсон, Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер, Ортега-и-Гассет, Шелер, А. Тойнби, Л. Н. Гумилев, Э. Крик) считали, что реальной задачей каждого живущего на земле человека является постижение жизни как динамически развивающейся реальности. То есть важен не результат жизни, не то, чего человек достигнет, не то, чему он научится, не то, сколько денег заработает. Нет! Важно лишь то, что человек, проживающий свою жизнь, воспринимает ее как путь, у которого нет конца. Этим путем нужно идти, наслаждаясь каждым моментом, радуясь каждому человеку, который встретится, ведь в конечном итоге никто не знает, что там, после смерти? Это вопрос веры, а не философии.

Когда речь заходит о философии жизни, у каждого человека, который хоть немного знаком с философией, в уме механически возникает понятие философия жизни Ницше. Именно этот мыслитель считается основателем философии жизни. Его видение смысла жизни заключается в том, чтобы познать жизнь иррационально, т.е. без помощи разума. Куда более точными Ницше считал интуицию, предчувствия, иррациональное мышление. Ницше считал, что человек – это не конечная форма жизни, что должен существовать и так называемый «сверхчеловек», который выше добра и зла. Им движут другие, неизведанные доселе моральные ценности. В сверхчеловеке важны лишь сила и власть. Безусловно, Ницше в своей философии жесток, ведь он отвергает такие понятия как мораль, справедливость и религия, считая их проявлениями психологии рабов. История человечества однако доказала, что Ницше не прав в своих рассуждениях. Без морали, истории, справедливости, а также нравственных принципов все теряет смысл. Человек не только не становится сверхчеловеком, но даже приобретает животный облик.

В конечном счете, суть философии жизни каждый человек выбирает сам для себя, и то, что правильно для одного, может быть совершенно неприемлемым для другого. Самый главный судья для нас – это время, именно оно расставит все по местам и покажет, кто был прав, а кто ошибся.

Жизнь и смерть в философии

Жизнь и смерть в философии наряду с поисками смысла жизни также играют очень важную роль. О жизни и смерти рассуждает и религия, и культура, и политика. В некотором роде проблема смысла жизни в философии стоит столь остро на фоне обязательного наступления смерти. В поисках ответа на вопрос: «Каков смысл жизни?» философия и религия дают нам массу ответов. Но при этом создается впечатление, что ни одно из объяснений жизни не станет убедительным до тех пор, пока человек не поймет, в чем смысл смерти.

Смерть и бессмертие – самая сложная загадка, ибо все жизненные дела соизмеряются с вечным. Человек, так или иначе, размышляет о смерти в отличие от животного. В некотором роде смерть – это расплата за эволюцию. Одноклеточные практически бессмертны. В многоклеточном же организме появляется механизм самоуничтожения на определённом этапе развития. Любое живое существо умирает, выполнив свою миссию. Самым важным в достижении бессмертия является духовная жизнь, философия которой заключается в постоянном развитии своего духа, ибо лишь он вечен, тело представляет собой всего лишь его временное пристанище.

Жизнь любого человека изначально направлена на самосовершенствование, на выполнение своего предназначения. Задумайтесь, неужели Вы считаете, что, появившись в результате стечения миллионов обстоятельств, в результате длительной эволюции, смысл Вашей жизни заключается в нудной работе, просмотре телевизора и прочей бесполезной ерунде? Нет! Вы – человек, существо, наделенное разумом, существо, в котором уживается целая Вселенная. Смысл жизни заключается в том, чтобы сделать мир лучше, светлее, добрее, чтобы те, кто придут после Вас, вспоминали о Вас с благодарностью. И тогда совершенно неважно, есть смерть на самом деле или нет. А может, смерть – это лишь переход в другой мир, который так же, как и этот, ждет Вас, требуя Вашего участия и помощи? И так до бесконечности…

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ (Lebensphilosophie) – общее обозрение чрезвычайно широкого спектра философских концепций, причем в большинстве случаев термин использовался теми или иными мыслителями не для характеристики своей философии в целом, но для прояснения отдельных ее аспектов. В этом смысле Дильтей ведет свое понятие жизни от таких мыслителей, как Сенека, Марк Аврелий, Августин, Макиавелли, Монтень и Паскаль. Иногда «философами жизни» называли также Сократа, французских моралистов и Гёте. Понятие осталось наиболее популярным в немецкоязычной культуре; в англо- и франкоязычной оно если и использовалось, то, как правило, интерпретировалось с биологических позиций. В широком смысле философия жизни – направление западноевропейской философии конце 19 – начале 20 века, представители которого, придерживаясь разных философских позиций, выступали против классического идеала рациональной философии. Характерным для этого течения являлось большее внимание к проблеме человека, попытки рассмотреть его в «целостности» и во всем многообразии его душевных сил или выделить отдельные аспекты его природы в качестве основных, фундаментальных («воля» у Шопенгауэра, «воля к власти» Ницше). Общим для всех этих усилий было то, что они находились в оппозиции к традиционной идее «разума» и соответственно к немецкой классической философии. Понятие «человек», или «жизнь», становится одним из ключевых для этой традиции. К философии жизни в широком смысле относят Ницше, Дильтея, Бергсона, Шпенглера, Зиммеля, Клагеса, Шпрангера и др. Философию жизни в узком смысле представляют и Дильтей, и основывающаяся на его философии школа. Значительную долю ответственности за объединение всех этих разнородных философий в одно «течение» несет работа Риккерта «Философия жизни» (1920), в которой автор пытается опровергнуть идеи, приобретающие необычайную популярность в первых десятилетиях 20 века, и показать, что они являются симптомом общего кризиса философии. Исход противостояния философии жизни и неокантианства складывался в 1920–1930-е гг. не в пользу последнего течения. Так, Кассирер в известной дискуссии 1929 года в Давосе с Хайдеггером жаловался на несправедливость молодого поколения философов, отождествлявших неокантианство с устаревшей философией и обвинявших это течение в кризисе, в состоянии которого философия к началу 20 века оказалась. Общее критическое отношение философии жизни к Канту действительно было воспроизведено в отношении экзистенциальной философии (в первую очередь Ясперса) к неокантианству. В немецкой философии можно выделить два периода, когда термин «философия жизни» становился популярным: конец 18 – начало 19 века и последние десятилетия 19 – начало 20 века. На рубеже 18–19 веков философия жизни является синонимом «философии практической жизни» в качестве реакции на рационалистическую философию Канта, Вольфа и их школы с ее разделением на теоретическую и практическую философию. В последние десятилетия 18 в. сформировалось философское направление, впервые ставшее употреблять этот термин. В качестве синонимов использовались «практическая философия», «жизненная мудрость», «наука о жизни», «искусство жизни» и проч. Эта «практическая философия» должна была быть нацелена на распространение этических и прагматических принципов поведения, быть обращена не к «специалисту», но к тому, кто находится в реальной жизни. В этом же смысле о философии жизни говорили и философы эпохи Просвещения. Развитие прагматически ориентированной философии жизни подготавливается пробуждением интереса к педагогическим проблемам (под влиянием Руссо), взаимопереплетением педагогики и психологии (особенно экспериментальной – Песталоцци, Гербарт).

В названии работы термин «философия жизни» (Lebensphilosophie) был впервые зарегистрирован в анонимно появившемся трактате «О моральной красоте и философии жизни» (авт. Г.Ширах); несколько позже появляются «Работы по философии жизни» (К.Мориц, 1772). В 1790 появляется даже «Журнал философии жизни». Термин «философия жизни» становится популярным, проникает в беллетристику. В нач. 19 в. философия жизни используется для обозначения систематических построений авторов, не принадлежащих к числу профессиональных философов, характеризуя богатый жизненный опыт, возникший из реальной жизни. Этот опыт систематизируется и обобщается в многочисленных сборниках афоризмов, что способствует популярности философии просветителей. В то же время формируется другое понимание термина, более близкое традиции философии жизни конца 19 века: в 1827 Шлегель в «Лекциях о философии жизни» выступает против всякого рода систематики; философия жизни стремится соединить собственно «философию» и «жизнь», «поэзию» и «мышление» впервые в явной форме формулируется превосходство философии жизни перед «теоретической философией», логическому доказательству противопоставляются «опыт» и «переживание истины». Эти тенденции оказывают сильное влияние на школу немецкого романтизма. Рациональности мышления противопоставляется (в т.ч. у Шлейермахера, Новалиса) непосредственность веры и живые потребности «глубин души» (des Gemütes). Хотя два обстоятельства – особая роль наследия античной философии и специфическое отношение к христианству – составляют существенное различие между сформировавшейся к началу 19 века «романтической» философией и философией жизни Ницше, последний в целом наследует одну из наиболее ее важных черт – антирационализм. В «Рождении трагедии» Ницше рассказывает о том, как греческий «теоретический человек» пытался примирить искусство и науку с жизнью. Антагонизм между историей как наукой и жизнью становится также темой его «О пользе и вреде истории для жизни». История (Historie) не должна быть «чистой наукой», но должна служить «целой жизни», являющейся силой не-исторической. Молодежь вновь должна «учиться жить», «жизнь предшествует познанию». Поначалу Ницше надеется на новое «рождение жизни», обновление дионисийской «полноты жизни» благодаря искусству и музыке; впоследствии, однако, признает, что философ должен быть более внимателен к «трагическому» в жизни. В то время как к середине 19 века философия жизни достаточно часто используется для обозначения философских дисциплин об органических и биологических процессах жизни, а также в качестве общего понятия для различных биологических теорий жизни, Ницше выступает против органицистского понимания жизни (в первую очередь – Спенсера), полагая, что физиологическое сохранение себя организмом есть лишь вторичное явление более глубокого феномена – жизни как спонтанной, агрессивной и формообразующей силы. Именно на этом понимании жизни как «присвоения, повреждения, преодоления и подавления чуждого, более слабого» основывается одна из ключевых для Ницше идей – «воля к власти».

К кон. 19 в. становится заметной тенденция, направленная на преодоление рационалистического дуализма между субъектом и объектом (Бергсон, Дильтей). Полагают, что в феноменах внутренней жизни, ее психических и исторически-культурных проявлениях (Дильтей) невозможно найти точку опоры для новой философии. Бергсон также считает, что наука никогда не достигнет полного богатства жизни: физика и химия не в состоянии своими механистичными методами полностью объяснить загадку тела. Идея Бергсона о том, что рациональный метод не способен охватить «текучую континуальность жизни», «жизнь как поток» оказывается чрезвычайно важной для философии У. Джеймса. В свою очередь прагматизм (Дьюи, Джеймс) вносит вклад в формирование предельно широкой традиции, условно обозначаемой как философия жизни тем, что показывает важность теории истины для жизни человека. Дильтей, как и Бергсон, отрицает традиционную метафизику. Оба мыслителя стремятся перенести разработанные ими для частных наук методы обратно в целое философии. Бергсон при этом предполагает существование внерациональной возможности познания, которую он называет интуицией и которая, в противоположность дискурсивному познанию, есть сложное постижение объекта, посредством которого мы переносимся «внутрь предмета, чтобы слиться с ним». Именно благодаря этому интуиция, сама имеющая жизненную природу, может «привести нас в самые недра жизни». Дильтей предлагает целый комплекс методов (описательной психологии, сравнительной психологии индивидуальности, исторический метод, метод анализа объективаций человеческой жизни и др.), которые в совокупности смогут, по его мнению, приблизить нас к тайне человеческой жизни. При этом нацеленность на понимание жизни отличает философию Дильтея от всех поэтически-свободных зарисовок т.н. «жизненных философий», равно как и от иррационалистических течений философии жизни. Еще более точно специфику дильтеевской философии определяет то, что она является исторически ориентированной философией жизни. «Что есть человек, может сказать ему только его история». Понятия «жизнь» и «историческая действительность» часто используются Дильтеем как равнозначные, поскольку историческая реальность сама понимается как «живая», наделенная живительной исторической силой: «Жизнь... по своему материалу составляет одно с историей. История – всего лишь жизнь, рассматриваемая с точки зрения целостного человечества...»

Тремя наиболее крупными представителями философии жизни в начале 20 века являются Зиммель, Шелер и Шпенглер. Зиммель также полагает, что интеллект «разрывает материал» жизни и вещей, превращая его в инструменты, системы и понятия. Хотя «жизнь» и «понятие» не противопоставляются им полностью, он полагает, что жизнь следует не рациональной, но «витальной» логике; дать точное определение жизни нельзя, но ее можно понять как «постоянно перешагивающую границы». Именно в этом заключается смысл жизни, который жизнь не может иметь в себе самой. Зиммель полагает также, что жизни присуще производить «больше жизни», «быть еще больше жизнью» и образовывать нечто «большее, чем жизнь» – т. е. создавать культурные образования (ср. «объективный дух» Гегеля и «объективации жизни» Дильтея, а также обсуждение проблем культуры в неокантианстве). Позиция Шелера, полагавшего, что жизнь есть «изначальный феномен», который не может быть растворен ни в феноменах сознания, ни в телесных механизмах, ни в соединении этих двух аспектов, будучи прецедентом своеобразного соединения философии жизни и феноменологии, оказала большое влияние на Хайдеггера. В философии жизни Шпенглера соединяются отдельные элементы философии Дильтея (противопоставление гуманитарных и естественных наук), однако отвергается метод описания. В большей мере биологически ориентированная философия жизни Шпенглера пытается «бросить более непредвзятый взгляд» на мировую историю, увидеть «спектакль множественности культур», каждая из которых имеет «собственную форму... собственную идею, собственную жизнь, собственную смерть». В 20 веке идеи философии жизни развивались гл.о. мыслителями, в той или иной мере опирающимися на Дильтея. Между тем отдельные представители философии жизни (Литт, Шпрангер, Клагес) зачастую упрекаются в чрезмерной акцептации иррационального аспекта философии жизни; им приписывается определенная доля ответственности за развитие в 20-х годах 20 века вульгарной философии жизни, развитие антилиберальных настроений в Германии, что наряду с осмыслением опыта войны и превознесением «переживания войны» (братья Юнгеры (см. Ф.Юнгер, Э.Юнгер) и др.), по мнению многих современных социологов и политологов (Зонтхаймер и др.), способствовало приходу партии национал-социалистов к власти.

И. А. Михайлов

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 210-211.

Литература:

Ницше Ф. Соч. в 2 т. М., 1996; Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1909; Зиммель Г. Проблемы философии жизни. М., 1898; Он же. Избранное, т. 1: Философия культуры. М., 1996; т. 2: Созерцание жизни. М„ 1996; Шпенглер О. Закат Европы, М.-П., 1923; т. 1. М„ 1993; т. 2. М., 1998; Dilthey W. Gesammelte Schriften. Lpz., 1911; Gottingen, 1959.