Дефекты посадки юбок и их исправление. Дефекты речи: чем отличается логопед от дефектолога, заикание, шепелявость

«А как вас зовут?» — спросил один из членов приемной комиссии Школы-студии МХАТ. Выдержав паузу, молодой человек по имени Юрий ответил: «Куценко. Гоша…"

Причиной заминки стало нежелание демонстрировать комиссии дефект своей речи. Абитуриент понимал, что взрослого человека, который не умеет чисто выговаривать звук« р», вряд ли примут в школу-студию. Но его взяли. Более того, именно благодаря этому дефекту речи и родился актер, которого все знают как Гошу Куценко, даже теперь, когда его логопедическая проблема далеко в прошлом.

Эта история со счастливым концом, но, к сожалению, таких не так уж много. Большинство взрослых людей стесняются своих речевых расстройств и даже не пытаются по мере возможности изменить ситуацию. А ведь решить« детские» проблемы, которые не по-детски отравляют жизнь, часто бывает проще, чем кажется, достаточно только обратиться к специалисту.

Дислалия

ЧТО ЭТО?
К дислалии относят стойкие нарушения произношения, выражающиеся в искажении звуков, их заменах или полном отсутствии. Грассирующий звук« р», межзубный« с» или произнесение« в» вместо« л» — это все дислалия.

КТО ВИНОВАТ?
У взрослых причиной дислалии могут быть нарушения строения артикуляционного аппарата(укороченная подъязычная связка, неправильный прикус, высокое небо) или общий тонус его мышц, а также неправильный выбор артикуляции.

ЧТО ДЕЛАТЬ?
Компенсаторные возможности организма позволяют получать один акустический эффект разными путями. Иными словами, логопед поможет добиться правильного звукопроизношения даже при аномальном строении речевого аппарата. Правда, в этом случае потребуется также помощь хирурга и ортодонта. Если же органических нарушений в строении органов речи нет, тебе предложат комплекс артикуляционной гимнастики. Она поможет овладеть движениями, необходимыми для правильного произношения звука, с которым ты не справляешься. Когда навыки сформируются, придет черед тренировочных упражнений — они учат автоматизировать звук и включать его в речь. Приготовься подружиться с чистоговорками и гимнастикой для губ и языка.

В ОДНОЙ ЛОДКЕ
Александр Вертинский, Гоша Куценко, Уинстон Черчилль, Иосиф Бродский, Олег Даль, Сильвестр Сталлоне.

Дислексия и дисграфия

ЧТО ЭТО?
Эти две проблемы — нарушение чтения и письма — часто появляются вместе, или одно расстройство влечет за собой другое. Для обозначения нарушения чтения используются термины« алексия»(при полном отсутствии умения читать) и «дислексия»(при частичном расстройстве процесса чтения, которое проявляется в повторяющихся ошибках); по аналогии специфическое и стойкое нарушение письма называют дисграфией, а полную неспособность им овладеть — аграфией.

КТО ВИНОВАТ?
Люди, страдающие дислексией , с трудом опознают буквы. Им сложно соотносить букву и звук, который она передает на письме, сливать их в слоги, а затем в слова. Дисграфика же можно узнать по смешениям, пропускам или вставкам лишних букв и искаженному написанию последних. И в том и в другом случае иногда встречается явление« зеркальности»: чтение или письмо справа налево.
У людей, страдающих дислексией и дисграфией, нормально развит интеллект. Более того, наличие у человека подобных расстройств порой считается признаком гениальности! Причины возникновения этих дефектов колеблются в зависимости от особенностей в развитии полушарий мозга до леворукости, и в точности их назовет только специалист на приеме.

ЧТО ДЕЛАТЬ?
Коррекцию дисграфии и дислексии следует доверять исключительно логопеду. Тебе порекомендуют упражнения на развитие речевого слуха и анализа. Также необходимо пройти обследование у невролога, оториноларинголога и окулиста.

В ОДНОЙ ЛОДКЕ
Альберт Эйнштейн, Киану Ривз, Дастин Хоффман, Том Круз, Уолт Дисней, Владимир Маяковский.

Заикание

ЧТО ЭТО?
Заикание относят к нарушениям темпа и ритма речи, возникающих из-за судорог мышц речевого аппарата. Происходит« застревание» на отдельных звуках и непроизвольное их повторение. Также нарушается дыхание, словесное ударение и интонация.

КТО ВИНОВАТ?
Причинами заикания могут быть как психические травмы или невротические расстройства, так и органические поражения головного мозга. Леворукие люди, которых усердно переучивали в детстве, тоже в группе риска по этому дефекту речи. Если заикание носит невротический характер, то оно усиливается, когда человек беспокоится.

ЧТО ДЕЛАТЬ?
Справиться с заиканием самому чрезвычайно сложно, необходима помощь специалиста. Чаще всего для избавления от этого недостатка логопедических занятий мало, необходим комплексный подход: психотерапия, физиотерапия, медикаментозное лечение. Что касается непосредственно работы над речью, то врач посоветует упражнения, которые по максимуму уменьшат речевую судорожность, а также предложит занятия логопедической ритмикой и, может быть, даже пением, потому как давно замечено благотворное влияние этого вида деятельности на речевое дыхание.

В ОДНОЙ ЛОДКЕ
Мэрилин Монро, Льюис Кэрролл, Жерар Депардье, Чарльз Дарвин, Роберт Рождественский, Наполеон.

Акцент

ЧТО ЭТО?
Особенность произношения, проявляющаяся в отступлении от нормы. Конечно, этим никого не удивишь, но, согласись, не слишком приятно чувствовать себя иностранцем, если живешь в стране уже не первый год.

КТО ВИНОВАТ?
Каждый язык специфичен: например, в русском межзубное произношение звука« з» считается поводом для похода к логопеду, а в английском не стоит и пытаться прочитать сочетание th как звонкое русское« з». То же самое и с другими звуками, в том числе и гласными. Естественно, что у носителя языка возникают привычные артикуляционные уклады, которые изменить тем сложнее, чем старше человек.

ЧТО ДЕЛАТЬ?
Необязательно обращаться к логопеду, чтобы избавиться от акцента, можно попытаться сделать свою речь чистой и самому. Для начала необходимо свести к минимуму разговоры на родном языке и сосредоточиться на том, который« омрачен» акцентом. Также надо все время осознанно контролировать речь. В этом помогут аудионосители — записывай на них свой голос с целью самоконтроля. И не забывай, что чувство ритма и чистота речи очень сильно связаны. Поэтому больше пой и слушай песни на изучаемом языке.

В ОДНОЙ ЛОДКЕ
Михаил Горбачев, Эдита Пьеха, Ингеборга Дапкунайте, Арнольд Шварценеггер, Пенелопа Крус.

Проговори проблему

Артикуляционная гимнастика — это результат различных комбинаций базовых упражнений. Но если ты просто хочешь придать речи большую четкость и плавность, можно воспользоваться нашими советами:
медленно открой рот, подержи его открытым и медленно закрой;
вытяни сомкнутые губы вперед, будто готовишься сказать« у»(это называется« хоботок»), а затем широко открой рот, как будто произносишь звук« а».
вытяни губы« хоботком», а затем широко открой рот, как при звуке« и»;
открой рот, подними язык на верхнюю губу, а затем опусти на нижнюю;
открой рот и двигай языком влево и вправо, как маятником, стараясь не касаться губ;
широко открой рот, оближи верхнюю, а затем нижнюю губу(если логопед работает с ребенком, он просит его« слизать варенье»);
широко открой рот и коснись языком попеременно верхних и нижних резцов, а затем неба;
положи расслабленный язык на нижнюю губу и похлопай по нему верхней(это упражнение логопеды называют« накажи непослушный язычок», оно пользуется невероятной популярностью и среди профессионалов, и среди пациентов. Выполняя его, нужно дать себе волю и говорить« пя-пя-пя» — веселье гарантировано).
Артикуляционную гимнастику для общего развития выполняют каждый день по 3−5 мин. В более сложных случаях число подходов возрастает до четырех, но частоту занятий определяет логопед.

Друг и врач

О чем нужно помнить, обращаясь к логопеду
1. ОН НЕ СТАНЕТ НАД ТОБОЙ СМЕЯТЬСЯ. Поверь, в его практике наверняка встречались куда более сложные и запущенные случаи, чем твой.
2. ТЕБЕ НЕЧЕГО СТЫДИТЬСЯ. Ты взрослый человек, который хочет улучшить качество не только своей речи, но и жизни. Что в этом плохого? Многие известные актеры и телеведущие, даже не имеющие явных проблем с речью, занимаются с логопедом и не стесняются говорить об этом в интервью.
3. ВЫ ОДНА КОМАНДА. Логопед не меньше заинтересован в положительном результате занятий и сделает все, что от него зависит, чтобы тебе помочь. Не забывай только, что и ты должна ему помогать.
4. У ТЕБЯ ЕСТЬ ТАЙНОЕ ОРУЖИЕ, И ИМЯ ЕМУ — ОСОЗНАННОСТЬ. Безусловно, переучивать всегда труднее, чем обучать чему-то с нуля. Но ребенку часто сложно понять, зачем его регулярно приводят в кабинет к незнакомой тетеньке, которая заставляет делать язык« чашечкой» или показывать, как« киска сердится». Взрослый же прекрасно знает, к какому результату стремится.
5. ЕСЛИ ТЕБЕ НЕ НРАВИТСЯ МАНЕРА ОБЩЕНИЯ ИЛИ НОВАТОРСКИЕ МЕТОДЫ ТВОЕГО ЛОГОПЕДА, лучше найти другого специалиста. Часто бывает так, что в корне нарушения речи лежат психологические проблемы, которые лучше не усугублять.

Екатерина Сметанина, логопед

Содержание:

Дефекты речи возникают тогда, когда человек неправильно произносит звуки: он может картавить, шепелявить или заикаться. Обычно дефекты речи у взрослых появляются вследствие перенесенных травм, тяжелых операций или глубоких эмоциональных переживаний — будь то смерть близкого, потеря любимого человека, развод. Таким образом, речевые недостатки могут возникать в результате травм основных органов: связок, языка, зубов, губ, мышц гортани, неба. А также, если у человека поврежден центр в коре головного мозга, отвечающий за речь. Стать причиной речевого дефекта может сильное и постоянное эмоциональное напряжение.

Наиболее интенсивно речь у человека развивается на 3-5 году жизни. До 2,5-3 лет ребенок может правильно произнести 20-600 слов. Уже на третьем году своей жизни он начинает говорить не только простыми предложениями, но и сложными. Словарный запас ребенка в четыре года составляет более 1000 слов. Развитие речи зависит от двух факторов: внутренних и внешних. В раннем возрасте дети, подражая родителям, перенимают их манеру говорить слова.

У человека при произнесении речи участвуют различные органы: центры головного мозга (чаще всего речевые) и нервные пути, которые выходят из него, дыхательные мышцы, а также мышцы лица и языка. Что такое нормальная речь? Под ней подразумевается четкое, внятное произношение каждой буквы языка. Правильная речь плавная и ритмичная. Можно сказать о ее нарушении в том случае, когда ее трудно разобрать и понять.

Какие дефекты бывают у человека?

Существует множество различных речевых недостатков. Например: шепелявость, заикание, немота, неспособность правильно произносить буквы и т.д. Рассмотрим их подробно:

1. Афония

Дисфония возникает вследствие патологических изменений речевого аппарата. У человека происходит нарушение фонации, то есть он, неправильно произносит звуки.

2. Дислалия

При правильно построенной речи и нормальном слухе у взрослого или ребенка могут проявляться фонетические дефекты.

3. Заикание

Имеет место при судорожном состоянии мышц голосового аппарата. При этом происходит нарушение ритма, темпа и размеренности речи.

4. Брадилалия

Нарушение речи вследствие замедленного темпа речи.

5. Тахилалия

В этом случае человек говорит слишком быстро.

6. Ринолалия

Может встречаться в результате анатомических нарушений голосового аппарата. В таком случае у человека возникает дефект тембра голоса и его звукопроизношения.

7. Дизартрия

Данный недостаток имеет место при недостаточной работе нервов, связывающих речевой аппарат с мозгом человека.

8. Афазия

Частичная, либо полная потеря речи, наступающая из-за поражения центральной нервной системы.

9. Алалия

Происходит недоразвитие речи или полное ее отсутствие у ребенка, либо у взрослого. Имеет место при поражении коры головного мозга, отвечающего за речь.

Их причины

Человек, произнося речь, задействует много различных органов в своем теле. Проявление речевых нарушений возможно из-за врожденных аномалий. К примеру: незаращение верхней губы, мягкого и твердого неба, глухоты, неправильного прикуса, дефектов зубов, челюстей, губ и языка, а также при болезни мышц. Такие нарушения зачастую бывают при заболеваниях нервной системы человека, при болезнях голосового аппарата или носа.

Дефекты речи могу встречаться при болезнях языка, губ, гортани, при нарушении функций мышц мягкого и твердого неба, носоглотки. Кроме того, у человека могут появиться недостатки речи вследствие перенесенных операций на эти речевые органы. Речь может быть невнятной у людей с очень редкими зубами и при неправильном строении челюстей. При поражении головного мозга возможна внезапная потеря человека произносить звуки. Речевые дефекты могут носить и временный характер.

Как устранить недостатки речи у ребенка?

У каждого ребенка по-своему происходит развитие речи по-своему в зависимости от особенностей речи конкретного ребенка. Обычно проблемы возникают в произношении сразу нескольких звуков, являющимися проблемными: «з », «с », «ж », «ш ». Нормой является, если ребенок не выговаривает звуки до трех-четырех летнего возраста. Но в том случае, если проблема сохранялась на пятом году его жизни – непременно посетите логопеда. Только занятия с опытным врачом помогут решить данную проблему.

Зачастую причиной появления дефектов речи у детей является неправильное произношение слов и сюсюканье взрослых при общении с ребенком. Помните, что малыш, прежде всего, учиться у вас. Он начинает разговаривать именно так, как ему показали близкие люди. Чаще всего речевые недостатки можно встретить у детей в возрасте от 2 до 6 лет. Так как именно в этот период ребенок пытается реализовать свои мысли в слова.

Вам необходимо сразу же обратить внимание на возникшую проблему – это очень важно. Определить наличие дефектов речи у вашего ребенка может только логопед-дефектолог. Их исправление производиться индивидуально. Но, во-первых, необходимо устранить причины появления данных недостатков. Как ребенку, так и родителям следует запастись терпением. Поскольку успешный результат в большинстве случаев зависит от настойчивости и регулярности проведения занятий. Если ваш малыш произносит неправильно только один из звуков в речи, то результат не заставит себя долго ждать – вам потребуется всего несколько занятий у логопеда. Но в том случае, если речевой дефект связан с отклонениями в развитии ребенка – на занятия придется потратить около шести месяцев.

Занятие с логопедом

Данные упражнения помогут как ребенку, так и взрослому справиться с произношением букв «л » и «р », свистящих звуков «с », «з », «ц » и шипящих «ш », «щ », «ж », «з ».

1) Ложка

Широко откройте рот и высуньте язык так, чтобы он имел форму «ложки» или «чашки». Удерживайте его в таком положении 4-5 секунд.

2) Трубочка

Ребенку необходимо при сомкнутых зубах вытянуть губы в виде трубочки, насколько это возможно.

3) Барабанщик

Откройте рот и кончиком языка быстро ударяйте место за верхними губами. При этом произносите звук «д-д-д-д-д »

4) Чистка зубов

Вам следует открыть рот, и кончиком языка пройтись сначала по верхним, затем по нижним зубам. Проделайте это несколько раз.

5) Вкусный джем

Улыбнитесь, слегка приоткрыв рот. Оближите верхнюю губу широким языком. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.

Что делать при повреждении речевых органов?

Если недостаток возник в результате несчастного случая или травмы, то пациенту в первую очередь необходимо проходить лечение в стационаре. После этого врач направит его в специальную клинику для реабилитации. Во время нее лечение полученной травмы продолжается и к человеку на помощь приходит логопед. Так больной заново учится правильно произносить слова и звуки. Стоит отметить, что тут крайне важна инициатива со стороны самого человека. В центре для реабилитаций стоит поинтересоваться, есть ли возможность участия в терапии .

После этого пациенту необходимо уже дома продолжить лечение последствий травмы. Обязательным является принятие участия высококвалифицированного и опытного врача-логопеда в лечении больного. Помимо того, человека рекомендуется освоить пару упражнений на расслабление.

Как бороться с переживаниями?

Нарушение речи – неопасное заболевание для жизни, однако оно может влиять на повседневную жизнь человека. Из-за сильного эмоционального переживания у него может развиться депрессия и другие заболевания. Поэтому людям с дефектом речи необходимо делать все возможное, чтобы восстановить свою речь, но не впадать в состояние депрессии. Вам в обязательном порядке следует проконсультироваться с врачом-отоларингологом и уже вместе с ним составить план последующей реабилитации. После чего, желательно с логопедом пройти курс терапии по речевой коррекции. Порекомендовать логопеда или другого специалиста вам поможет врач.

Однако если недостатки в речи возникли вследствие психологических проблем, то в таком случае следует обратиться за помощью не только к логопеду, но и к психологу или психотерапевту. Существует множество специальных центров, предлагающих консультации психолога, врача-логопеда и дефектолога, а также группы взаимопомощи. Консультация включает полное обследование специалистами, подбор коррекционной программы для конкретного человека. Такие занятия по коррекции логопеды проводят как в специальных центрах, так и выезжая на дом. Для детей квалифицированные занятия по исправлению дефектов речи проводятся в специализированных детских садах для развития речи и психического развития. Там ребенка готовят к школе, развивают познавательные способности.

Проблемы у взрослых и их устранение

1. Волнение при произнесении речи

Иногда вы можете услышать, что человек, особенно с незнакомыми людьми, начинает волноваться. Вследствие чего его речь становится непонятной. Перед предстоящим важным разговором, вам следует сначала успокоиться. Будет неплохо, если вы выполните несколько дыхательных упражнений для восстановления вашего дыхания.

1) Диафрагмальное дыхание

Для его выполнения при глубоком вдохе следует надуть живот и втянуть – на глубоком выдохе. Перед значащим для вас разговором заранее подготовьте текст, проговорите его вслух. Во время разговора разговаривайте спокойно. Если заметите, что ваш темп заметно ускорился, сделайте паузу и глубокий вдох. И только потом продолжайте беседу с партнером.

2) Миогимнастика

  • Представляет собой упражнения для формирования функций органов артикуляции.
  • Наберите в рот воды и удерживайте ее 13-15 секунд. При этом не разжимайте губы.
  • Зубы и губы должны быть сомкнуты, а губы сверните в трубочку. В таком положение следует пробыть около 5 секунд.
  • Улыбнитесь и обнажите сомкнутые зубы. Удерживайте улыбку в течении 3-5 секунд.
  • Надуйте щеки, рот закрыт. К ним прижмите кулаки. Далее медленно выдавливайте воздух через сжатые губы.
  • Вытяните нижнюю губу вперед, захватите ею верхнюю. То же самое проделайте с верхней губой.

2. Гнусавость

Причиной ее появления является неучастие носовой полости в процессе артикуляции звуков. Исправление дефекта связано с лечением заболеваний, вызывающих затруднение носового дыхания при полипах, аденоидах, при искривлении носовой перегородки и т.д. Такие носовые звуки как «м », «н » искажаются, а звучание голос получается глухим. Обычно во всех случаях можно избавиться от гнусавости, если обратиться к врачу. Устранив основные причины этого речевого недостатка, можно при помощи логопедических упражнений исправить свою речь.

3. Речевой имидж

Он основан на правильной и выразительной речи, на мимике во время общения и формирует первое впечатление о человеке. Иногда речевой имидж называют вербальным. Обратите свое внимание на манеру разговора, управляйте своими эмоциями. Это особенно касается публичных выступлений. В создание имиджа речи вам могут помочь групповые тренинги, которые проводятся во всех логопедических центрах. Ведь, как известно – красивая и правильная речь располагает внимание аудитории. Исправление речевых дефектов не только возможно, но и необходимо для продвижения по работе. Человек, владеющий прекрасно своей речью, добьется больших высот и успеха в своей жизни. Но для этого необходимо постоянно работать и закреплять необходимые навыки.

4. Правильное дыхание

Под ним понимается не только вдох, который производится через нос, а выдох – через рот. При правильном дыхании вы также проводите профилактику простудных заболеваний. Кроме того, когда вы вдыхаете носом, то воздух увлажняется, согревается и далее очищается, попадая в легкие. Нарушение произношения звуков, изменение интонации голоса или гнусавость из-за заложенности носа могут быть следствиями наличия каких-либо простудных заболеваний.

5. Дикция

Под хорошей дикцией подразумевается четкое и внятное произношение согласных и гласных звуков с правильной их артикуляцией. Правильная дикция обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука языка. Открывайте рот широко – так ваше звукопроизношение будет четче. Специальные упражнения помогут вам развить нижней челюсти.

Если губы у вас недостаточно подвижны, то также негативно скажется на внятности произношения звуков в речи. Кроме того, на отчетливость речи влияет работа языка. Особые трудности у людей возникают при произношении слов со стечение согласных звуков. Их следует произносить на одном выдохе, при этом быстро меняя положение языка.

Сегодня мы расскажем вам о том, какие бывают дефекты речи. Кроме того, вы узнаете, как избавиться от такого патологического явления, к какому специалисту следует обращаться в случае необходимости.

Общие сведения

Дефекты речи - это неправильное произношение звуков, которое возникает вследствие нарушения отдельных функций К таким патологическим состояниям относят шепелявость, заикание, картавость и пр.

Как известно, речь человека начинает особенно интенсивно развиваться к 2-5 годам жизни. До 3-х лет ребенок может правильно произносить примерно 30-700 слов, а уже к 4 годам говорить, используя сложные предложения. В это время словарный запас малыша составляет примерно 1500 слов.

Как развивается речь?

Развитие речи зависит от внешних и внутренних факторов. Обычно дети подражают своим родителям и практически полностью перенимают их манеру говорить. Во время произношения слов или каких-либо звуков у человека задействуется много разных органов, а именно центры головного мозга, нервные пути, дыхательные языка и лица.

Под нормальной речью взрослого и ребенка понимается четкое и внятное произношение каждой буквы. При этом разговор человека должным быть плавным и ритмичным. Если неразборчива и непонятна, то говорят о ее нарушении. Сегодня различают такие дефекты речи, как заикание, неспособность правильно произносить отдельные буквы, немота и пр.

Причины возникновения

Дефекты речи у взрослых людей обычно появляются из-за хирургических операций и травм основных органов речи (мышц гортани, голосовых связок, языка, неба, зубов и губ). Также такое патологическое состояние может возникнуть вследствие тяжелых эмоциональных потрясений (к примеру, развод, потеря близкого человека и т. д.).

Кроме всех перечисленных причин, дефекты речи нередко развиваются из-за незаращения верхней губы, врожденных аномалий, неправильного прикуса, особого строения челюстей, языка, зубов и губ, глухоты, а также заболеваний мышц.

Следует также отметить, что при наличии редких или люди могут неправильно произносить согласные звуки. Внезапная потеря внятной речи очень часто наблюдается при поражениях и болезнях головного мозга.

Основные виды

В зависимости от симптомов дефекты речи у взрослых и детей подразделяются на несколько видов. Чтобы определить, какое патологическое состояние наблюдается у вас, следует обязательно обратиться к специалисту. Последний обязан не только определить вид дефекта, но и выявить причину его возникновения, а также назначить лечение или особые процедуры (упражнения).

Итак, рассмотрим основные дефекты речи более подробно.

Афония или дисфония

Данная аномалия возникает из-за патологических изменений речевого аппарата. Как правило, у таких людей происходит заметное нарушение фонации. Другими словами, они неправильно произносят звуки.

Тахилалия

Это особая форма нарушения которая выражается в очень быстром темпе говорения. Данная особенность не имеет отклонений фонетического, грамматического и лексического характера.

Брадилалия

Такой дефект сопровождается замедленной речью. Другими словами, человеку очень сложно издавать расчлененные звуки. Следует также отметить, что существует и такое аналогичное отклонение, как брадифразия. Люди с подобным диагнозом разговаривают очень медленно. Как правило, это обусловлено ослаблением процесса мышления. Оба названных патологических случая представляют собой следствие местного заболевания головного мозга.

Заикание

Такое нарушение речи возникает из-за судорожного состояния мускулатуры речевого аппарата и сопровождается частым повторением звуков или слов, остановками в разговоре, нерешительностью, сбивчивостью в темпе, ритме и плавности.

Дислалия

Это фонетические дефекты (нарушение звукопроизношения), которые наблюдаются у человека при правильно построенной речи и нормальном слухе.

Ринолалия

Дизартрия

Такой дефект возникает из-за недостаточной иннервации речевого аппарата. Как правило, он образуется в результате поражений подкорковых и заднелобных отделов мозга. При таком отклонении ограничена подвижность органов речи (языка, мягкого неба, губ). Вследствие этого наблюдается затрудненная артикуляция. У взрослых людей дизартрия не сочетается с распадом речевой системы. В детском же возрасте такой дефект может привести к нарушению чтения, произношения слов и письма, а также к общему недоразвитию речи.

Алалия

Это недоразвитие речи или ее полное отсутствие при нормальном слухе и интеллекте. Причиной такого дефекта у детей может выступать повреждение больших полушарий головного мозга во время родов, а также мозговых заболеваний или травм, которые были перенесены малышом в доречевой период жизни.

Афазия

Это нарушение уже сформировавшейся речи. Такой дефект возникает при поражениях речевых отделов коры головного мозга, а также в результате перенесенных инсультов, травм, воспалительных процессов, опухолей и некоторых психических заболеваний.

К кому специалисту обращаться за помощью?

Теперь вам известно, что такое дефект речи. Следует отметить, что крайне важно своевременно выявить данную проблему. Если вы заподозрили у себя или своего близкого человека такое патологическое явление, то следует сразу же обратиться к специалисту (дефектолог, логопед, отоларинголог, стоматолог, невролог, ортодонт). Ведь только опытный врач сможет определить наличие отклонения и попытаться его исправить.

Как избавиться от дефектов речи?

Исправление дефектов речи у детей и взрослых людей производится в индивидуальном порядке. Для начала следует выявить причину такого отклонения, а уже потом приложить все усилия для ее устранения.

Если нарушение речи обнаружено у ребенка, то родителям требуется запастись огромным терпением. Ведь успешный результат зависит прежде всего от регулярности занятий, усердия и настойчивости пациента.

Следует отметить, что ввиду огромного количества дефектов речи и их причин возникновения существует немало методов терапии таких отклонений. Если после излечения основного заболевания пациент не идет на поправку, то специалисты могут применить дыхательную или речевую терапию. Кстати, последнюю нередко назначают после инсульта, травм или операций.

Исправление дефектов речи у взрослых и детей может занять от нескольких недель до нескольких месяцев и даже лет.

Психологический фактор

Человек с такими нарушениями не должен избегать окружающих людей. Боязнь того, что его не поймут, очень часто необоснована. Таким людям, наоборот, следует чаще общаться и регулярно совершенствовать свою речь. Пациент, изолирующий себя от общества, может начать страдать тяжелыми психическими заболеваниями.

Конечно, нарушение речи не опасно для жизни. Однако такое патологическое состояние может непосредственно влиять на повседневную жизнь человека. Вследствие сильного переживания по поводу имеющего дефекта у людей довольно быстро развивается депрессия или же возникают какие-либо другие заболевания. Поэтому нарушение речи требуется обязательно лечить.

Многие родители сталкиваются с тем, что их ребенок плохо произносит отдельные звуки. Некоторые не придают этому особого значения, считая, что с возрастом все само пройдет, некоторые начинают искать способы, как помочь малышу.

Для тех родителей, которые беспокоятся о будущем своего ребенка, мы и подготовили статью, в которой вы найдете полезные советы, как научить малыша говорить ясно и четко.

Исправляем дефекты речи: упражнения для языка

Чтобы помочь ребенку научиться воспринимать звуки, можно приложить его руку ко рту. Тогда малыш обязательно почувствует, что при произношении, например, звука [с] - изо рта выходит холодный воздух, а когда он говорит слова со звуком [ш] - воздух становится теплым.

Подготовить артикуляционный аппарат к правильному отчетливому произношению звуков можно с помощью гимнастики органов речи. Для этого родители должны сесть перед зеркалом и показать крохе, как правильно делать артикуляционные упражнения, которые помогают подготовить органы речи малыша к постановке звуков.

Упражнения есть динамические и статические. Например, статическое упражнение «лопаточка». При этом малыш кладет расслабленный язык на нижнюю губу и держит его в таком положении. Затем ему нужно будет спрятать язычок за нижние зубы в виде лопатки.

Ёще одно упражнение - «горка» Кончик языка упирается в нижние зубы, а сам язык выгибается горкой.

«Часики» - высунуть язык и двигать им из уголка в уголок рта. Или, например, облизать губы языком, сначала верхнюю губу, потом - нижнюю. Эти нехитрые упражнения помогут настроить артикуляцию.

Исправляем дефекты речи: правильная постановка звука

Чаще всего осуществляется с помощью логопеда - городская детская стоматология ждет вас с распростертыми объятиями. Специалист после обследования должен знать, какой звук проблематичен, и положение, в котором находятся артикуляционные органы (язык, губы, зубы) для постановки этого звука. В процессе работы логопед соединит знания с индивидуальными особенностями ребенка.

Автоматизация произношения

На этом этапе важно выработать у ребенка безусловный рефлекс звукопроизношения. В таком случае кроха не будет задумываться над тем, как нужно сказать то или иное слово - он будет это делать «на автомате». Детям довольно легко приспособиться к нужному произношению и, не вспоминая о звуках, говорить правильно.

Если же нарушения звукопроизношения есть у взрослого, ему будет гораздо сложнее научиться контролировать процесс выговаривания, хотя его коррекция может проводиться в любом возрасте.

Дифференциация звука

После трех этапов необходимо учить малыша отличать звуки, похожие по произношению, чтобы в будущем он подсознательно не путал схожие на слух звуки и отсеивал неправильные. Например, если мы ставим звук [с], то сравниваем его с [ш], повторяя при этом слова: сапка-шапка, шубка-субка.

Мама покажет как

Время, за которое можно исправить звук у ребенка, строго индивидуально. Кому-то хватает нескольких занятий, кому-то не удается справиться и за больший период времени. Правильное звукопроизношение налаживается тремя способами:

Механическим (при этом логопед в городской детской стоматологии придает артикуляционным органам специальное положение с помощью логопедических зондов, и ребенок с легкостью произносит непосильные ранее звуки).

Смешанным способом: родители могут помочь исправить дефекты речи у детей и развить их артикуляцию, разговаривая с чадом так, чтобы он повторял речь мамы и папы. Ведь у малыша отлично развита способность подражать, и надо лишь показать и рассказать ему, как правильно произносить звук. Так можно поставить звук, если ребенок его вообще не выговаривает.

С точки зрения психосоматики проблемы с произношением звуков у ребенка - это его боязнь высказаться, рассказать о своих потребностях и не быть услышанным. Что делать? Осознать право на собственное мнение. Говорить, не боясь, о своих желаниях. Родителям следует набраться терпения и выслушивать ребенка, пытаться его услышать и понять.

А также соблюдать простые правила профилактики дефектов звукопроизношения:

Говорить с ребенком нужно достаточно громко и отчетливо, по возможности выделяя каждый звук интонацией и ударением. Обращаться к чаду стоит не торопясь.

Если малыш не понял слова, спокойно повторите его два-три раза. Рассказывая о конкретном предмете, обратите внимание ребенка на него или опишите его свойства.

Развивать речевое дыхание: просите сына или дочь надуть шарик, пускать мыльные пузыри, дуть на пушинки, не давая им упасть. Это будет профилактикой, что очень важно для правильной артикуляции.

Видео-материалы по теме статьи

О том, почему ребенок плохо говорит, рассказывается в этом видео:

Как предупредить возможные нарушения в произношении звуков у ребенка:

Занятие с логопедом:

Дефект речи приносит много дискомфорта. Картавость – распространенное нарушение у детей и взрослых. Особенно волнуются женщины. Когда девушка картавит, то краснеет, заикается, смущается. Многие задают вопрос: почему некоторые люди картавят? Причины бывают разного характера. Для того чтобы точно установить диагноз и выбрать метод коррекции, подключают логопеда, стоматолога, ЛОРа. Они посоветуют, как избавиться от картавости эффективно и в домашних условиях.

Что такое картавость (дислалия)?

Картавость (ротацизм) – это неправильное образование звука «Р» речевым аппаратом. Явление провоцируют разные причины. В норме язык поднимается к верхнему небу, в район передних зубов, и вибрацией в правильном положении образует звук.

Дефект речи приносит дискомфорт, нервное напряжение. Когда человек не может произносить звук правильно, то начинает смущаться и даже заикаться. Исправление картавости – длительный процесс. И чтобы избавиться от дефекта речи, нужно запастись терпением.

Виды ротацизма

Картавость существует нескольких типов:

  • Увулярная форма картавости. происходит из-за неправильной вибрации маленького язычка неба;
  • Велярная. Нарушение речи провоцирует все верхнее небо;
  • Боковая. Язык или его часть смещается набок;
  • Двогубная. Неправильное положение губ нарушает образование звука;
  • Проторная. Язык и мягкое небо неправильно взаимодействуют при построении звука.

Диагноз картавости ставит взрослому или ребенку логопед. Для этого определяются причины, и проводится диагностика.

Почему люди картавят: причины

Причины дефекта картавости:

  1. Нарушения функциональных возможностей слухового аппарата (врожденные патологии или воспалительные процессы, сниженный слух);
  2. Травмы языка;
  3. Неправильный прикус, отсутствующий передний верхний или нижний зуб, укороченная или удлиненная челюсть;
  4. Патологии речевого аппарата. Неправильная уздечка – самая распространенная причина картавости;
  5. Генетическая предрасположенность. Заболевание передается по наследству;
  6. Паралич или атония языка, его части.

Диагностика

Диагностика картавости – комплексный процесс. К нему подключают логопеда, стоматолога и ЛОРа. Логопед оценивает ситуацию с речью, стадию не проговаривания звука и определяет вид заболевания. Определить анатомические отклонения речевого аппарата или слухового механизма могут стоматолог и ЛОР. Они помогают убрать картавость разными методами.

Лечение картавости

Медицина предлагает эффективные методы для коррекции картавости в любом возрасте. Исправление дефекта речи – дело длительное. Логопед проводит лечебный массаж для языка взрослому человеку и ребенку, подбирает специальные упражнения для четкости речи, преподает специальные техники целебной вибрации речевого аппарата, говорит скороговорки и тренировочные фразы.

При нарушениях в слуховом аппарате подключают ЛОРа. С помощью фармакологических средств или оперативного вмешательства он восстанавливает функциональные возможности органа.

Рот – главная часть речевого аппарата. Стоматолог при необходимости оперирует уздечку, проводит протезирование и другие манипуляции в ротовой полости. Выправление зубов, прикуса дает отличные результаты для четкости речи, твердой буквы «р». Правильный прикус, полный зубной ряд восстанавливают четкость речи.

Как избавиться от картавости: упражнения

Избавиться от картавости помогают специальные упражнения. Они укрепляют мышцы языка и связки ротовой полости, мягкая буква «р» становится твердой. Чтобы устранить дефект, необходимо:

  1. Лечебная улыбка . Открыть широко рот. Не закрывая его, языком погладить небо. Упражнения повторяют 10 раз;
  2. Поглаживание . Откройте рот максимально широко. Положите на нижнюю губу язык. Делайте им движение поглаживания вниз и вверх. Дополнительно добавляйте к движению звук «р»;
  3. Чистка зубов . Растяните губы в широкой улыбке. В таком положении проведите кончиком языка по внутренней стороне верхнего зубного ряда. Кончик двигается плавно влево и вправо;
  4. Желобок . Открыв рот, языку придайте форму желобка. В таком положении произносите букву «ф». Старайтесь при произношении выпускать узкую струю воздуха. В идеале она проходит посередине желобка языка. Вибрация, которая создается, позитивно влияет на речевой аппарат, гарантирует исправление речи.

Возраст не станет помехой для тех, кто хочет убрать картавость. Главное, в 1 день делать несколько подходов. В таком случае регулярный комплекс принесет быстрый результат.

Как исправить картавость у взрослого человека?

Исправить картавость можно самостоятельно, в домашних условиях. С задачей справится взрослый и ребенок:

  • Медленное проговаривание слогов «ТЭ», «ЛЭ» и «ДЭ». Сначала проговаривайте при картавости каждый слог отдельно, медленно и четко по 10 раз. После, говорите 3 слога слитно, одни словом;
  • Те же слоги повторяйте медленно. Убираем язык вверх, дотрагиваясь кончиком десны верхнего зубного ряда. Выполнение – медленное, произносить звуки – громко;
  • Постепенно начинайте в таком режиме проговаривать слова с одной буквой «р». Медленно обычно и дотрагиваясь десны над верхними зубами. После тренировок со слогами мышца окрепнет, нарушение речи со временем исчезнет.

Некоторые пациенты говорят, что не избавились от дефекта самостоятельно. Но при ежедневных 3- разовых подходах у картавости не останется шансов.

Видео: как убрать картавость у подростка в 13-16 лет

Убрать картавость в 13-14-15-16 лет реально с помощью специального видео. В нем показана простая древняя техника, которая восстановит речь, быстро уберет дефект. Для этого не понадобиться специальные дорогие тренажеры или приспособления. Подручными средствами с помощью видео реально убрать картавость речи, добиться поразительных результатов у детей и взрослых.

Скороговорки для постановки речи

Скороговорки от картавости исправляют произношение, тренируют ротовой аппарат. Чаще всего логопеды советуют преодолевать ротацизм с помощью предложений:

" В грозу от груза арбузов развалился кузов "

" Два дровосека, два дроворуба, два дровокола отточили топоры. Топоры остры-то до поры, до поры остры топоры "

" Рыла свинья белорыла, тупорыла; Полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла, до норы не дорыла " .

Нарушение звукопроизношения, более твердый звук «р» появится после нескольких дней ежедневных тренировок. Главное правильно и четко повторять упражнение, и картавость отступит.

Профилактика

Чтобы предупредить развитие дефекта речи у ребенка, необходимо:

  1. Следить за правильностью произношения звуков и слогов. При проблемах немедленно обращаться за помощью к логопеду или дефектологу;
  2. Профилактическое посещение ЛОРа. Мероприятие поможет выявить на ранних стадиях воспалительные процессы слухового аппарата и избежать картавости;
  3. Неотложное лечение стоматологических заболеваний и патологий. Манипуляции и специальные системы помогают восстановить функциональные способности ротовой полости, сделать речь более чистой и правильной.