А как моются чукчи. Как я побывал у чукчей не испорченных цивилизацией

На этот и многие другие вопросы о жизни чукчей ответил Умка Кайпанау, морской охотник, оленевод, артист и художник. 4 июня он провел лекцию в Музее Кочевой культуры. Я посещала много различных лекций, но таких неформальных, веселых и насыщенных необычайными фактами ни разу! И это не только мое мнение. Зрители наперебой задавали Умке вопросы и долго не хотели расходиться. Насколько было здорово послушать о быте и традициях чукчей, читайте в моем репортаже.

«Сегодня мы поговорим о том, как живут тундровые чукчи-оленеводы.- начинает лекцию Умка. - Первым делом, вопрос: где же они живут? Все, наверное, слышали строки из песни «чукча в чуме ждет рассвета, а рассвета в чуме нету». Так вот, забудьте их, друзья: это неправильная песня! В чумах живут ханты, манси, ненцы, якуты, народность тында. А чукчи живут в ярангах, что буквально означает «дом».

За спиной у Умки стоит самая настоящая яранга, которую мы после лекции посетили.

Кстати, его имя переводится как «белый медведь». Все вы помните советский мультфильм. Еще в детстве Умка защитил право носить это имя, когда в схватке победил полярного медведя.

Вообще Умка большой шутник, и во время рассказа то и дело смешит зрителей.

Некоторые зрители не церемонятся и задают каверзные вопросы. Например: «Как моются тундровые чукчи?»

Умка смеется: «Есть много версий на тему «чукча не моется, намазался жиром и доволен». На самом деле, это совсем не так. За пологом в яранге устанавливается кладовка. Растапливается снег, в чане греется вода, и в этой кладовке чукчи моются. Получается нечто вроде бани «по-черному».

Бытует стереотип, и это не секрет, что северные народы обычно неопрятные. Умка парой фраз разубеждает нас.

Вот так, друзья, - чукчи не живут в чумах и они очень чистоплотные.

Потом Умка нарисовал на асфальте китов и рассказал про обычаи, связанные с их добычей.

«У морских чукчей есть живая традиция в честь пойманного кита исполнять национальные танцы и петь. Но это делают не те, кто его поймал – после 30-ти тонн уже, знаете ли, не до танцев. Представьте себе: вы проснулись в 3 утра и вышли в открытое море. Целые сутки вы находитесь там, часто просто забывая поесть из-за азарта и различных походных обстоятельств. Вытащили тушу весом в 30 тонн и, наконец, привезли ее в поселок на радость всему населению. Ваша миссия на этом закончена! Дальше уже действуют те, кто дождался вас с моря. В каждом поселке организованы танцевальные ансамбли, есть певцы, которые могут исполнить традиции предков»

Оказывается есть тундровые чукчи и морские. Умка принадлежит к последним. На мой вопрос в чем отличия, он отвечает: «Тундровые чукчи пониже нас и очень быстро бегают. Они шустрее нас».

А тут Умка показывает, как гарпунят китов.

Мы все увлеченно слушали Умку. Даже те, кто его лекции посещает уже не впервые.

Кстати, во время лекции нас угощали сладостями и ароматным чаем.

После лекции Умка провел небольшой танцевальный мастер-класс: «В каждой танцевальной миниатюре чукчей заключен мини-рассказ. Сейчас мы станцуем танец «Звероводы», которые кормят …песцов»

«Звероводы» просто умирали со смеху, но танцевали.

Тем более, что Умка в шутку изображал очень строгого танцмейстера. У такого не забалуешь:)

После танцев нас пригласили в ярангу. Там тоже было много удивительного. Например, на полу лежала непонятная штука. «А, это позвонок китенка,» - между делом заметил Умка.

Вот полог, в котором спят. Температура там достигает 25 градусов, тогда как в остальной части яранги может быть немногим выше нуля.

А вот так разводят огонь в яранге. «До сих пор так разводим огонь. Потому как в нашем климате спички и зажигалки могут запросто отсыреть!» - поясняет Умка.

После столь насыщенной программы мы наперебой благодарили Умку за интересный рассказ.

Кстати, здесь же в Музее Кочевой культуры мы выступим 19 июня. Будем проводить лекции, мастер-классы по коренным малочисленным народам, будет небольшая концертная программа. Мы это - я, Хадри и Умка.

Некоторые места планеты поражают воображение своими климатическими условиями и особенностями быта обитающих там народов. Одно из таких мест - Крайний Север. На земле не найти более сурового края. В условиях вечной мерзлоты найти там что-то живое достаточно сложно. Редкое растение и животное выдержит такую температуру. Однако и в тех сложных условиях люди приспосабливаются к жизни. Одним из народов, населяющих северный край, являются чукчи. О них и пойдет речь в данной статье.

Кто такие чукчи

Чукчи - это древние обитатели крайнего северо-востока Сибири. По роду своей деятельности они делятся на кочевые, оседлые и пешие. У чукчей издревле сложилось два основных типа хозяйства. Первый - это оленеводство, а второй - морской промысел. И оседлые, и кочевые чукчи ведут весьма скромный образ жизни.

Содержит лишь самое необходимое количество предметов, изготовленных в основном из дерева. Один из вопросов, часто интересующих пользователей Сети: как моются чукчи? Ходит множество слухов о том, что чукчи якобы вообще не моются или моются раз в год.

Моются ли чукчи

Принять горячую ванну или душ в условиях Крайнего Севера - задача практически невыполнимая. Поэтому с давних времен так повелось, что жители северного региона практически не мылись. У чукчей даже было поверье, что во время мытья из тела человека вымывается сила и здоровье. Это неудивительно, поскольку даже в нагретой палатке температура воздуха редко повышается выше нуля. Чтобы защититься от холода, чукчи вынуждены натирать свои тела жиром, который предохраняет их от переохлаждения. Смывая жир, они становятся незащищенными от лютых морозов. Исходя из всего, становится понятным, почему чукчи не моются. Однако способы очищения тела они все же придумали.

Как моются чукчи

Местные жители изобрели такой способ: они периодически собирались стойбищем, обмазывали свои тела жиром нерпы, разводили огонь и грелись около костра. Грязь, налипшая на тело, смешивалась с растопленным от костра жиром. Взяв в руки специальные скребки, чукчи соскабливали грязь с жиром со своих тел.

Есть еще один способ того, как моются чукчи. Для очистки своего тела от загрязнений жители Крайнего Севера придумали носить кожаную одежду ворсом внутрь. В результате этого происходит механическое очищение кожи при помощи ворсинок.

Современные условия

Конечно же, технический прогресс дошел и до таких отдаленных от цивилизации уголков планеты, как Крайний Север. Еще со времен советской власти жителей тундры стали принудительно приучать к банным процедурам. Данный процесс с течением времени прижился.

В нынешний час современные оленеводы получили возможность использовать мобильные бани. В их распоряжении имеются также миниатюрные переносные печи. Это, конечно же, делает процесс очищения тела гораздо более простым и удобным.

Однако, несмотря на все достижения современности, жители Крайнего Севера, по сравнению с другими народами, принимают ванны гораздо реже. Для них жир, который они наносят на свое тело, - это важный помощник в борьбе с суровыми холодами. Поэтому они не сильно торопятся с ним расставаться.

Как и где моются чукчи, мы разобрались. Стоит отметить также физиологические особенности данной народности. Несмотря на то что жители Крайнего Севера достаточно редко моются, от них не исходит резкий, неприятный запах. Северные народы не нуждаются в дезодорантах. Мало того, ходят даже слухи, что после того, как под влиянием советской власти чукчи стали регулярно мыться, их кожа стала трескаться и кровоточить. Ушная сера у жителей тундры также отличается от европейской. Если у нас она вязкая и липкая, то у народов Севера она совершенно сухая.

Заключение

Многие люди приходят в шок, когда узнают, как моются чукчи. Тот, кто привык принимать душ каждый день, не может себе представить, как можно не мыться неделями. Однако следует учитывать и физиологию разных народов мира, и климатические условия, в которых они проживают. У чукчей нет нужды мыться каждый день. Во-первых, в условиях суровых морозов они практически не потеют. Во-вторых, их пот, даже если он и образовывается, не имеет неприятного запаха и не доставляет таких неудобств, как жителям более жарких регионов. А в-третьих, защитная пленка на коже в совокупности с нанесенным на нее жиром - это самая главная защита от лютых морозов Крайнего Севера.

У жителей Чукотки было всегда существовало поверье, что человек во время мытья теряет свое здоровье и жизненную силу. Такое отношение чукчей к банным процедурам неудивительно, ведь принять горячую ванну в суровых условиях Крайнего Севера было чрезвычайно сложно.

Раньше этот кочевой народ круглый год находился в тундре, занимаясь выпасом оленей. В этих местах никогда не было растительности, поэтому нагреть воду для мыться там просто нечем.

Этнографы рассказывают: «Периодически жители Чукотки собирались всем стойбищем, намазывали себя жиром нерпы, разводили костер и грелись, раздевшись, около него. Растопленный идущим от костра жаром жир смешивался с грязью, налипшей на кожу. После этого чукчи брали в руки костяные скребки и соскабливали ими со своих тел жир».

Ещё один способ, традиционно используемый народами Крайнего Севера для очистки кожи от загрязнений, – это ношение кожаной одежды ворсом к телу. Ворсинки постепенно очищали кожу от грязи механическим способом.

Как моются чукчи сегодня

Во времена советской власти чукчей начали насильно приучать к банным процедурам. Постепенно этот процесс стал частью быта жителей тундры. У современных пастухов-оленеводов есть возможность пользоваться мобильными банями, а также миниатюрными переносными печами.

Однако и сегодня чукотские оленеводы моются не слишком часто. Спасаясь от постоянного холода, они натирают свои тела жиром, защищающим кожу от переохлаждения. И смывая этот жир, чукчи теряют защитный барьер и становятся уязвимыми для морозного воздуха. Поэтому и сегодня многие жители Чукотки моются реже, чем представители других национальностей.

Правда ли что чукчи не моются?

    Действительно чукчи не принимают процедуры омовения так часто, как это делаем мы. Главное что их условия жизни значительно отличаются от наших и они не могут позволить себе принимать ванну каждый день. Да и кожа вырабатывает определенный жирок как они считают, который способствует согреванию.

    Это было давно,когда чукчи не мылись,в старые времена, а сейчас чукчи уже давно живут в современных поселках с банями и ваннами.А раньше они не мылись,потому что было такое поверье у них старинное,что водой смывается их сила и личное здоровье.

    Ну и негде было по сути,только если растопить снег и помыться этой водой в юрте.Но это было не принято по сути.

    А сейчас,даже если чукчи живут в юртах,для этой цели у них есть отдельная юрта,в которой они моются и она считается баней.

    Они могут брать летом воду из источников,а зимой просто растопить снег,которого очень много в их землях.

    Поэтому все изменилось и чукчи сейчас моются,пусть не так часто, как другие национальности людей.

    Когда-то давно по телевизору показывали документальный фильм о жизни чукчей, которые живут не в городах, а как раньше - в юртах.

    Так вот, судя по этому фильму, чукчи вс-таки моются. Но происходит это крайне редко. Приблизительно раз в полгода-год, из-за кочевых условий жизни. Вот как происходит этот процесс:

    А ещ у чукчей ходит поверье, что часто мыться нельзя - будешь много болеть. Но это касается только чукчей, ведь они живут в суровых условиях.

    Потребности мыться у чукчей особой не было. Они привыкли так жить. К тому же, не располагали возможностями мыться постоянно. Нужно было столько забот преодолеть с мытьем. Поэтому чукчи не мылись. Но те чукчи, которые живу в городах, мылись и моются.

    На Севере, в тундре большие проблемы с топливом, раньше в качестве топлива использовался жир животных. Поэтому одежда народов Севера учитывает сложности организации бани в чуме или яранге. Нижняя одежда из кожи с ворсом к телу, поэтому происходит механическая очистка кожи. Такую одежду не нужно стирать, ее тоже очищают механически. Конечно, сейчас есть возможность жить в нормальных бытовых условиях, но оленеводы вынуждены использовать опыт предков.

    Между прочим, зимой в теплом чуме температура немногим выше нуля.

    Мылись бы,если бы была возможность.Да и особой надобности видимо нет.

    Да, я тоже читала про них это. Научная литература объясняет это в первую очередь тем, что слой жира-грязи, который образуется на теле предохраняет их от холода, а, кроме того, находясь далеко от стационарных жилищ, где есть водопровод и канализация, по пол-года, они, элементарно, не имеют такой возможности.

    Вообще-то, правда. То есть, они моются очень изредка, раз в полгода где-то, а вообще, если есть насущная необходимость, используют снег - это мне знакомый рассказывал, какое-то время работавший на севере. Просто берут и удаляют загрязнения снегом (когда не очень холодно). Ну, руки-то можно так помыть, конечно, а вот о других способах очищения чукчей можно почитать тут.

    Они моются я смотрела передачу. Правда редко. Выделяют для такой бани отдельную палатку или как там ихняя келья называется, кипятят воду и моются. Теплая вода у них есть, готовят же они еду как-то, чай пьют.

    Моются ли чукчи?

    Чукчи конечно же моются, но сей гигиенический процесс происходит очень редко. У них нет таких условий, чтобы ежедневно принимать даже легкий душ. Хотя, сейчас, наверное, есть, но многим привычнее жить так, как они живут. Они так привыкли.

    Как правило, моются чукчи примерно один раз в полгода.

    Есть интересует дополнительная информация - читаем здесь.

    Которые в городах и послках живут - моются. А в тундре, знаете ли, завести лишнюю посудину под воду, такую, чтобы воду в ней ещ и нагреть можно было, да ещ таскать от пастбища к пастбищу - это жуткая морока. И зачем бы мыться, если там, мягко говоря, прохладно, а кожный жир защищает от холода? Смоешь его и скоро пожалеешь.

    Чукчи, действительно, очень редко моются. На это есть несколько причин. Во-первых, у них есть трудности с принятием ванны из-за условий. Во-вторых, чукчи считают, что на коже человека образуется специальный защитный барьер, защищающий от холода и различных болезней. От части они в этом правы.